Современный университет является связующим звеном в становлении и развитии отдельно взятого индивида, в развитии культуры и цивилизации в целом. Статья посвящена анализу гуманизации и гуманитаризации как необходимому условию обновления содержания образования. По мнению автора, проблема гуманизации как основополагающая функция университетского образования находит свое решение в содержательной наполненности дисциплин, которая включает в себя гуманитарные дисциплины, направленные на разностороннее развитие личности студента, воспитание на основе общечеловеческих и национальных ценностей народа. Полученные результаты могут быть использованы в качестве перспективного направления для научного поиска в области целостного исследования университета как культурно-цивилизационного феномена.
Бирюкова Н. Современный университет: гуманизация и гуманитаризация – необходимое условие обновления содержания образования. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2013;(159):48-55.
1. Добрускин М. Е. Гуманизация как стратегия высшего образования//Философия и общество. 2005. № 3. С. 87-109.
2. Долженко О. И. Очерки по философии образования. М.: Владос, 2006. 239 с.
3. Коменский Я. А. Великая дидактика. М.: МИК, 2000. 321 с.
4. Ладыжец Н. С. Философия и практика университетского образования: Учебник. Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2009. С. 36-54.
5. Мамардашвили М. К. Мысль в культуре//Сознание и цивилизация. СПб.: Азбука, 2011. 288 с.
6. Маслоу А. Мотивация и личность/Пер. Т. Гутман, Н. Мухиной. М.: Питер, 2011. 352 с.
7. Повзун В. Д. Ценностное самоопределение студентов в педагогическом образовании в условиях университета: Монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. 116 с.
8. Роджерс К. К науке о личности//Общая психология. Тексты: В 2 т. М.: Изд-во УМК «Психология», 2002. Т. 2. 672 с.
9. Розов Н. С. Методологические принципы ценностного прогнозирования образования // Социально-философские проблемы образования / Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М.: Изд-во: АНПО "Наука", 1992. С. 10-34.
10. Романенко И. Б. Образовательные парадигмы в истории античной и средневековой философии: Монография. СПб.: РХГИ, 2002. 317 с.
11. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2007. С. 119.
12. Франк С. Л. Фр. Ницше и этика «Любви к дальнему»//Проблемы идеализма/Под ред. М. Колерова. М.: Три квадрата, 2002. С. 393-458.
13. Herder J. G. Ideenzur Philosophie der Geschichte der Menschheit. Riga, 1791.
14. Newman J. The Idea of a University/Edited by Martin J. Svaglic. San Francisco: Rinehart Press, 1960. 428 p.