Введение . Появление новой должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями (далее советник по воспитанию) породило необходимость осмыслить содержание и задачи его деятельности. Это возможно сделать через определение его профессиональных задач. Цель исследования - обосновать содержание профессиональной деятельности советника по воспитанию через профессиональные задачи, для освоения им новых функций, а также для разработки программ повышения квалификации и дополнительных профессиональных программ или проектирования основных профессиональных образовательных программ подготовки специалиста в процессе профессиональной подготовки будущих специалистов в области воспитания, а также внесения изменений в должностную инструкцию и критерии определения результативности деятельности советника. Материалы и методы. В статье был проведен обзор и анализ отечественной научной литературы, материалов научных публикаций по вопросам организационных и методических аспектов деятельности советника по воспитанию. Проведен анализ ряда ключевых документов в сфере воспитания. Анкетирование и фокус-групповое исследование советников по воспитанию позволили отметить разрыв между требованиями к выполнению новых профессиональных функций специалистом и теоретическим обоснованием содержания его деятельности. Теоретическими основаниями определения профессиональных задач советника по воспитанию стали идеи В. А. Сластенина, а также положения компетентностного подхода в педагогическом образовании. Результаты исследования . Стратегический статус определяет концептуальную идею содержания профессиональной деятельности и профессиональных задач советника по воспитанию. Эти задачи имеют стратегическую направленность - на деятельность, субъект и социум. В статье представлена классификация профессиональных задач педагогического работника. I группа задач направлена на организацию воспитательного процесса, осуществление консультативной и методической поддержки педагогов и школьников. II группа направлена на субъект, предполагает учитывать личностные особенности и интересы учащегося в воспитательной работе. III группа направлена на социум через обеспечение взаимодействия участников образовательных отношений с различными социальными институтами (с детскими общественными объединениями). Заключение . Осмысление педагогической деятельности советника по воспитанию позволило: 1) выявить характеристики, содержание и предложить классификацию профессиональных задач советника по воспитанию; 2) обобщить приоритеты государственной политики в сфере образования, которые определяют профессиональные функции советника, обосновать связь профессиональных педагогических задач со стратегиями развития воспитания; 3) установить связь содержания профессиональных педагогических задач с трудовыми функциями, определенными профессиональным стандартом; 4) выделить три группы профессиональных педагогических задач.
Соловьёва, Т.О. ОБОСНОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ СОВЕТНИКА ДИРЕКТОРА ПО ВОСПИТАНИЮ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С ДЕТСКИМИ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОБЪЕДИНЕНИЯМИ / Т.О. Соловьёва // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 217. – С. 149-161
1. Министерство просвещения Российской Федерации. Письмо от 02.11.2024 № АБ-330306 "О должностных инструкциях советника по воспитанию". (2024) [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-02112024-n-ab-330306-o-dolzhnostnykh/ (дата обращения 29.05.2025).
2. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Приказ от 30.01.2023 № 53н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания". (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/1300891113 (дата обращения 29.05.2025).
3. Новая философия воспитания (2022) М.: Школьная летопись, 336 с.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года. (2023) [Электронный ресурс]. URL: https://www.tspk-mo.ru/storage/app/uploads/public/677/f92/32d/677f9232dbf5d315262788. pdf (дата обращения 29.05.2025).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт. (2020) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru (дата обращения 29.05.2025).
6. Бетильмерзаева, М. М., Мусханова, И. В. (2023) Стратегический статус советника директора по воспитанию в современной школе: взгляд обучающихся и их родителей. Перспективы науки и образования, № 2 (62), c. 330-350. https://doi.org/10.32744/pse.2023.2.19
7. Кисляков, А. В., Щербаков, А. В., Буравова, С. В. (2023) Исследование профессионализма советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями: инструментарий, диагностика, результаты исследования. Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров, № 2 (55), с. 133-147.
8. Ковалева, Т. М. (2003) Школьные умения и ключевые компетентности - что общего и в чем различие. В кн.: В. В. Башев (ред.). Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление. Материалы 9-й научно-практической конференции. Красноярск: Изд-во Красноярского государственного университета, с. 66-68.
9. Козырев, В. А., Радионова, Н. Ф. (2004) Компетентностный подход в педагогическом образовании. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 392 с.
10. Кравцов, С. (2022) Советники по воспитанию играют важную роль в формировании педагогической среды. Министерство просвещения РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://edu.gov.ru/press/5820/sergey-kravcov-sovetniki-po-vospitaniyu-igrayut-vazhnuyu-rol-v-formirovanii-pedagogicheskoy-sredy/ (дата обращения 29.05.2025).
11. Лаврентьева, З. И. (2023a) Профессиональная компетентность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири, № 2 (16), c. 64-72.
12. Лаврентьева, О. А. (2023b) Компетентностная модель деятельности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Социально-политические исследования, № 3 (20), с. 110-124.
13. Ромм, Т. А. (2023) Историко-культурные предпосылки формирования современного образа советника по воспитанию. Сибирский педагогический журнал, № 5, с. 14-25. https://doi.org/10.15293/1813-4718.2305.02
14. Сластенин, В. А., Исаев, И. Ф., Шиянов, Е. Н. (2002) Педагогика. М.: Академия, 576 с.
15. Суворова, С. А. (2023) Педагогические условия подготовки советников по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями к продуктивной деятельности. Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования, № 8, с. 72-79.