В статье рассматривается гендерный аспект употребления в речи студентов дискурсивных маркеров you know и I mean на материале Мичиганского корпуса академического разговорного английского языка (MICASE). Предпринята попытка установить, правомерно ли рассматривать данные языковые единицы как лексические маркеры «женского» стиля речи, эксплицирующие неуверенность или недостаточную компетентность говорящего. Как показал анализ, конструкции you know и I mean в речи учащихся обоих полов выступают преимущественно в качестве маркера логики развертывания дискурса и заполнителя хезитационных пауз. При этом частотность рассматриваемых единиц выше в речи учащихся мужского пола, вопреки ранее высказанному исследователями мнению о том, что дискурсивный маркер you know в большей степени свойственен речи женщин.
1. Аничков И. Е. Идиоматика и семантика (Заметки, представленные А. Мейе, 1927) // Вопросы языкознания. 1992. № 5. С. 140-150.
2. Викторова Е. Ю. Влияет ли гендер на использование дискурсивов? (на материале письменного научного дискурса) // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Филология. Журналистика. 2011. Вып. 3. С. 8-14.
3. Каменский М. В. Когнитивно-функциональная модель дискурсных маркеров: дис.. канд. филол. наук. Ставрополь, 2014. 186 с.
4. Кирилина А. В., Томская М. В. Лингвистические гендерные исследования // Отечественные записки. 2005. № 2 (23). С. 112-132.
5. Правикова Л. В. Дискурсные маркеры: современное состояние проблемы // Вестник ПГЛУ. 2000. № 4. С. 22-34.
6. Третьякова Т. П. Функциональная семантика и проблема речевого стереотипа: дис.. д-ра филол. наук. СПб., 1998. 288 с.
7. Третьякова Т. П., Кожевникова Т. А. Функциональная семантика дискурсивных маркеров в современном американском политическом интервью // Англистика ХХI века: сборник статей по материалам VIII научно-методической конференции, посвященной памяти С. В. Воронина. Санкт-Петербург, 20-22 января 2016. СПб.: Университетские Образовательные Округа. 2016. С. 222-227.
8. Erman B. Pragmatic markers revisited with a focus on you know in adult and adolescent talk // Journal of Pragmatics. 2001. 33. Pp. 1337-1359.
9. Fox Tree J. E., Schrock J. C. Basic meanings of you know and I mean. Journal of Pragmatics. 2002. 34. Pp. 727-747.
10. Koczogh H. V., Furko B. P. Gender diferences in the use of the discourse markers you know and I mean // Argumentum, Debreceni Egyetemi Kiado. 2011. 7. Pp. 1-18.
11. Lakof R. Language and women place. 1973. Vol. 2. No. 1. Pp. 45-80.
12. Tavakoli M., Karimnia A. Dominant and Gender-Specifc Tendencies in the Use of Discourse Markers: Insights from EFL Learners // World Journal of English Language. 2017. 7 (2). Pp. 1-9.
13. Winkler E. G. A gender-based analysis of discourse markers in Limonese creole // Sargasso: A Journal of Caribbean Literature, Language & Culture. 2008. 8. Pp. 53-72.