Введение. Социальная адаптивность - ключевое условие для социализации индивида, позволяющая ему не только выражать себя в общении и деятельности, но и развиваться социально. Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи факторов стрессоустойчивости и адаптивности у подростков разного пола на этапе вхождения в среду интерната кадетского корпуса. Материалы и методы. Объектом исследования выступили подростки обоего пола, обучающиеся в кадетском казачьем корпусе. Выбор объекта исследования был обусловлен тем, что стрессоустойчивость и адаптивность кадетов с первых дней их пребывания в корпусе подвергаются серьезным испытаниям. С самого начала обучения многие кадеты сталкиваются с трудностями адаптации к новой строгой регламентации дня, с необходимостью подчиняться приказам, носить форму, а также с казарменным образом жизни и другими сложностями, связанными с изучением военной науки. Резкая смена домашней обстановки на жизнь в казарме, строгая дисциплина и четкий режим становятся для многих обучающихся значительной проблемой. Нарушения режима и дисциплины, а также отсутствие привычки к самообслуживанию и соблюдению правил личной гигиены часто приводят к первым взысканиям. Методический инструментарий представлен тестом на стрессоустойчивость (Ю. В. Щербатых) и методикой диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд). Результаты исследования. Анализ взаимосвязей между показателями адаптивности и стрессо-устойчивости подростков выявил три группы плеяд, характеризующих всех подростков, независимо от пола; также выявлены плеяды, характерные только для кадет-мальчиков и только для кадет-девочек. Заключение. Полученные данные позволили разработать рекомендации по коррекции поведенческих реакций кадет-подростков в зависимости от пола. Результаты исследования будут использованы для разработки коррекционных программ для кадет-подростков, учитывая проблемы с самооценкой, трудности эффективности деятельности, вопросы коммуникации и др., а также для изучения влияния данных программ на адаптацию подростков в кадетском корпусе.
Рогова, Е.Е. АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И АДАПТИВНОСТИ КАДЕТ-ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА / Е.Е. Рогова, Е.И. Рогов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 216. – С. 157-170
1. Аверьянова, К. А. (2017) Особенности проявления самоконтроля и совладания со стрессом у военнослужащих. В кн.: Экстремальная психология: теория и практика. Часть II: Сборник научных статей. М.: РУСАЙНС, с. 47-52.
2. Анохина, С. А., Анохин, М. А. (2014) Стрессоустойчивость как компонент адаптации в ценностной системе личности. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, № 1, с. 34-43.
3. Гревцова, О. В. (2017) Особенности формирования стрессоустойчивости у воспитанников образовательных учреждений пансионного типа. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. Ростов-на-Дону, ЮФУ, 25 с.
4. Долгова, В. И., Василенко, Е. А. (2016) Социальный стресс как фактор дезадаптации личности. Современные наукоемкие технологии, № 8, с. 303-306.
5. Евдокимова, Я. Г. (2007) Интерперсональные факторы эмоциональной дезадаптации у студентов младших курсов. Психологическая наука и образование, № 5, с. 71-81.
6. Зименко, О. С. Пономарева, Ю. С. (2022) Адаптационные способности в структуре личности воспитанников Кадетского корпуса (Школы IT-технологий). Герценовские чтения: психологические исследования в образовании, вып. 5, с. 551-556. https://doi.org/10.33910/herzenpsyconf-2022-5-71
7. Колотовченко, М. А., Хотеева, Р. И. (2023) Взаимосвязь уровня стрессоустойчивости и адаптации к выполнению профессиональных задач у сотрудников полиции. Психология личности в трансформирующемся мире: воспитание, развитие, социализация. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Калуга: Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского, с. 109-117.
8. Латушко, С. И. (2017) Личностные факторы восприятия и переживания террористической угрозы у кадет. В кн.: Экстремальная психология: теория и практика. Часть II: Сборник научных статей. М.: РУСАЙНС, с. 12-17.
9. Малышев, И. В. (2012) Особенности стрессоустойчивости личности учащихся. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития, т. 1, № 1, с. 34-37.
10. Маслова, Т. М., Покацкая, А. В. (2019) Тревожность личности как фактор развития стрессоустойчивости. Азимут научных исследований: педагогика и психология, № 2 (27), с. 352-354.
11. Морозова, Е. Ю., Панина, Н. М. (2020) Актуальные проблемы социальной адаптации кадет нового набора в Кронштадтском морском кадетском военном корпусе. Вестник военного образования, № 3 (24), с. 102-105.
12. Осницкий, А. К. (1996) Определение характеристик социальной адаптации школьников. Журнал практического психолога, № 3, с. 48-53.
13. Перевозкин, С. Б., Тишкова, А. С., Паньшина, Т. В. (2017) Особенности ролевого поведения кадетов в зависимости от уровня социально-психологической адаптации. Развитие человека в современном мире, № 2, с. 35-49.
14. Трифонова, Е. А. (2013) Адаптационный потенциал личности и психосоматический риск: проблема копинг-компетентности. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 155, с. 71-83.
15. Щербатых, Ю. В. (2006) Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 256 с.