TY - JOUR T1 - АНАЛИЗ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПОКАЗАТЕЛЯМИ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ И АДАПТИВНОСТИ КАДЕТ-ПОДРОСТКОВ РАЗНОГО ПОЛА JF - Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена DO - 10.33910/1992-6464-2025-216-157-170 AU - Рогова, Е Е AU - Рогов, Е И Y1 - 2025-09-09 UR - https://rep.herzen.spb.ru/publication/18895 N2 - Введение. Социальная адаптивность - ключевое условие для социализации индивида, позволяющая ему не только выражать себя в общении и деятельности, но и развиваться социально. Цель исследования - изучение особенностей взаимосвязи факторов стрессоустойчивости и адаптивности у подростков разного пола на этапе вхождения в среду интерната кадетского корпуса. Материалы и методы. Объектом исследования выступили подростки обоего пола, обучающиеся в кадетском казачьем корпусе. Выбор объекта исследования был обусловлен тем, что стрессоустойчивость и адаптивность кадетов с первых дней их пребывания в корпусе подвергаются серьезным испытаниям. С самого начала обучения многие кадеты сталкиваются с трудностями адаптации к новой строгой регламентации дня, с необходимостью подчиняться приказам, носить форму, а также с казарменным образом жизни и другими сложностями, связанными с изучением военной науки. Резкая смена домашней обстановки на жизнь в казарме, строгая дисциплина и четкий режим становятся для многих обучающихся значительной проблемой. Нарушения режима и дисциплины, а также отсутствие привычки к самообслуживанию и соблюдению правил личной гигиены часто приводят к первым взысканиям. Методический инструментарий представлен тестом на стрессоустойчивость (Ю. В. Щербатых) и методикой диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс и Р. Даймонд). Результаты исследования. Анализ взаимосвязей между показателями адаптивности и стрессо-устойчивости подростков выявил три группы плеяд, характеризующих всех подростков, независимо от пола; также выявлены плеяды, характерные только для кадет-мальчиков и только для кадет-девочек. Заключение. Полученные данные позволили разработать рекомендации по коррекции поведенческих реакций кадет-подростков в зависимости от пола. Результаты исследования будут использованы для разработки коррекционных программ для кадет-подростков, учитывая проблемы с самооценкой, трудности эффективности деятельности, вопросы коммуникации и др., а также для изучения влияния данных программ на адаптацию подростков в кадетском корпусе.