Статья

ИССЛЕДОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НАПРАВЛЕНИЙ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДАХ И ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОНКУРСАХ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ

Е. Б. Весна, А. Г. Трофимов
2025

Введение. В статье представлены результаты анализа успешности студентов в период обучения в вузе в зависимости от их достижений в олимпиадах и проектно-исследовательской деятельности во время школьного обучения. Исследование продолжает серию более ранних работ, посвященных анализу успешности студентов в период обучения в вузе в зависимости от их вовлеченности в различные виды деятельности во время школьного обучения. Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили результаты обследования 13 924 студентов Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», поступивших и обучающихся в университете в период с 2012 по 2023 г., имеющих достижения в различных сферах (профессиональные, научные или общественные). Оценивалась статистическая связь между наличием у студента инженерных достижений, достижений в олимпиадах в школьный период и наличием профессиональных, научных и общественных достижений в период обучения в вузе. Для анализа значимости различий долей студентов, имеющих достижения, в различных категориях применен двухпропорциональный z-критерий. Для анализа значимости различий средних баллов за достижения в различных категориях применен двухвыборочный t-критерий. Результаты. Результаты исследования демонстрируют, прямую статистическую связь между наличием инженерных достижений у школьника и наличием студенческих достижений любого типа, т. е. наличие инженерных достижений у школьника (независимо от того, является ли он участником олимпиад) повышает вероятность наличия как профессиональных, так и научных и общественных достижений. То же самое наблюдается и для участников олимпиад (независимо от того, имеются ли у них инженерные достижения). Заключение. Полученные результаты исследований свидетельствуют о том, что наличие опыта в профессионально-значимой деятельности у абитуриентов инженерных вузов существенно повышает мотивацию к обучению, особенно среди участников олимпиад. Для этой категории студентов инженерные активности становятся важным инструментом профессионального самоопределения и раскрытия потенциала. Для повышения качества отбора абитуриентов и поддержки талантливой молодежи необходимо внедрение комплексных методик приема в высшие учебные заведения, которые учитывали бы не только академические знания, но и достижения в профессионально ориентированной проектной деятельности, отражающие мотивацию и профессиональную ориентацию абитуриентов.

Весна, Е.Б. ИССЛЕДОВАНИЕ УСПЕШНОСТИ СТУДЕНТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ (НАПРАВЛЕНИЙ) В ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ОПЫТА УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДАХ И ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОНКУРСАХ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ / Е.Б. Весна, А.Г. Трофимов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 216. – С. 142-156
Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник