Введение. В статье рассматривается проблема региональных особенностей становления и развития системы светского образования в Западной Сибири последней четверти XVIII - начала XIX в. (Тобольского главного народного училища, мужской классической гимназии, малых народных училищ) в контексте континуитета образовательных реформ Екатерины II и Александра I. Цель статьи - реконструкция личных и профессиональных биографий четырех первых преподавателей Главного народного училища, а затем классической гимназии сибирского губернского города Тобольска, выпускников Санкт-Петербургской учительской семинарии 1788 г. Объект исследования статьи - личностные и профессиональные характеристики первых учителей Главного народного училища и гимназии в Тобольске, их взаимодействие с местной властью и сибирским социумом и их роль в развитии просвещения и народного образования Западной Сибири. Материалы и методы. Основными материалами исследования, проведенного с использованием традиционных методов, принятых в гуманитарных науках (просопографического, конкретно-исторического, системного) стали данные центральных и местных архивов: ежегодные отчеты директоров, переписка их с попечителями Казанского учебного округа, переписка попечителей с губернаторами и министрами просвещения, послужные списки, личные отчеты и прошения учителей, их художественные произведения и актовые речи. Результаты исследования. Автор приходит к выводам о важной роли первых учителей, выпускников Санкт-Петербургской учительской семинарии, в становлении классического образования в Западной Сибири: они обеспечили преемственность реформ народного образования последней четверти XVIII - начала XIX в., подготовили местные учительские кадры для уездных училищ и гимназии, распространяли естественно-научные и гуманитарные знания, содействовали развитию материальной базы своих учебных заведений, поддерживали стремления учеников к литературному творчеству и продолжению образования, заложили основы сибирского классического образования. Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории классического образования России, а также применены в общих и специальных вузовских курсах по истории педагогики и методики преподавания гуманитарных дисциплин.
Лаптева, М.Ю. ВЫПУСКНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ НА СЛУЖБЕ В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1789-1818) / М.Ю. Лаптева // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2025. – № 216. – С. 30-41
1. Главное училищ правление Министерства Народного Просвещения. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 732. Оп. 1. Д. 1-495.
2. Замахаев, С. Н., Цветаев, Г. А. (1889) Тобольская губернская гимназия. Историческая записка о состоянии Тобольской гимназии за 100 лет ее существования. 1789-1889 гг. Тобольск: Типография Тобольского губернского правления, 356 c.
3. Комиссия об учреждении народных училищ. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 730. Оп. 1. Д. 1-274; Оп. 2. Д. 1-2036.
4. Матросов, П. Т. (1859) Исторические записки о Тобольской гимназии. Тобольские губернские ведомости. № 14, с. 155-158; № 15 (продолжение), с. 176-182; № 16 (продолжение), с. 190-193; № 17 (продолжение), с. 202-205; № 19 (окончание), с. 240-247.
5. Полное собрание законов Российской Империи с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. Собр. 1, Т. XXII. 1784-1788. (1830) СПб.: Типография II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1158 с.
6. Попечитель Казанского учебного округа. Государственный архив Республики Татарстан (ГАРТ). Ф. 92. Оп.1. Д. 4, 12, 86, 210, 258, 374.
7. Речь, говоренная при первом открытом испытании и при открытии 4 класса в Тобольском Главном народном училище учителем высших классов Тимофеем Воскресенским, 1789 года июля 3 дня. (1789) Иртыш, превращающийся в Ипокрену, сентябрь, с. 19-20.
8. Речь, говоренная при открытом испытании Тобольского Главного народного училища высших классов учителем Иваном Лафиновым 1791 г. 3 января. (1791) Иртыш, превращающийся в Ипокрену, февраль. с. 1-5.
9. Формулярные списки чинов гражданского ведомства. Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1349. Оп. 4. Д. 24, 55, 69.
10. Алешинцев, И. А. (1912) История гимназического образования в России (XVIII и XIX век). СПб.: Издание О. Богдановой, 352 c.
11. Блажес, В. В., Созина, Е. К. (2012) История литературы Урала. Конец XIV-XVIII в. М.: Языки славянской культуры, 608 с.
12. Воронов, А. М. (1858) Федор Иванович де-Мириево или народные училища в России при императрице Екатерине II. СПб.: Типография Праца, 158 с.
13. Изместьева, Г. П. (2003) Классическое образование в истории России XIX века. М.: Пробел-2000, 335 c.
14. Святский, Д. О. (1908) Исторический очерк городов Севска, Дмитровска и Комарицкой волости. Орел: Типография Хализева, 152 с.
15. Цветаев, Г. А. (1890) О том, как в прошлом столетии Тобольская гимназия, называвшаяся тогда Главным народным училищем, приобретала себе учебные книги и пособия. Тобольские губернские ведомости, № 15, с. 14-16.
16. Юрцовский, Н. С. (1923) Очерки по истории просвещения в Сибири. Вып. 1. Ново-Николаевск: Сибирское областное государственное издательство, 246 с.