@article{Лаптева2025-09-09, author = {М. Ю. Лаптева}, title = {ВЫПУСКНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ УЧИТЕЛЬСКОЙ СЕМИНАРИИ НА СЛУЖБЕ В НАРОДНОМ ОБРАЗОВАНИИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (1789-1818)}, year = {2025}, doi = {10.33910/1992-6464-2025-216-30-41}, publisher = {NP «NEICON»}, abstract = {Введение. В статье рассматривается проблема региональных особенностей становления и развития системы светского образования в Западной Сибири последней четверти XVIII - начала XIX в. (Тобольского главного народного училища, мужской классической гимназии, малых народных училищ) в контексте континуитета образовательных реформ Екатерины II и Александра I. Цель статьи - реконструкция личных и профессиональных биографий четырех первых преподавателей Главного народного училища, а затем классической гимназии сибирского губернского города Тобольска, выпускников Санкт-Петербургской учительской семинарии 1788 г. Объект исследования статьи - личностные и профессиональные характеристики первых учителей Главного народного училища и гимназии в Тобольске, их взаимодействие с местной властью и сибирским социумом и их роль в развитии просвещения и народного образования Западной Сибири. Материалы и методы. Основными материалами исследования, проведенного с использованием традиционных методов, принятых в гуманитарных науках (просопографического, конкретно-исторического, системного) стали данные центральных и местных архивов: ежегодные отчеты директоров, переписка их с попечителями Казанского учебного округа, переписка попечителей с губернаторами и министрами просвещения, послужные списки, личные отчеты и прошения учителей, их художественные произведения и актовые речи. Результаты исследования. Автор приходит к выводам о важной роли первых учителей, выпускников Санкт-Петербургской учительской семинарии, в становлении классического образования в Западной Сибири: они обеспечили преемственность реформ народного образования последней четверти XVIII - начала XIX в., подготовили местные учительские кадры для уездных училищ и гимназии, распространяли естественно-научные и гуманитарные знания, содействовали развитию материальной базы своих учебных заведений, поддерживали стремления учеников к литературному творчеству и продолжению образования, заложили основы сибирского классического образования. Заключение. Материалы статьи могут быть использованы в дальнейших исследованиях по истории классического образования России, а также применены в общих и специальных вузовских курсах по истории педагогики и методики преподавания гуманитарных дисциплин.}, URL = {https://rep.herzen.spb.ru/publication/18884}, journal = {Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена}, }