Статья посвящена рассмотрению прагмалингвистических стратегий создания автобиографических текстов, в эпоху постмодернизма ставших чрезвычайно востребованными, поскольку данный тип текста в полной мере позволяет авторам автобиографий в сложной, трансформированной форме преподнести читателям результаты рефлексии над такими важнейшими вопросами современной культуры, как соотношение реальности и вымысла, объективности и субъективности. В фокусе внимания создателей автобиографий - усложненная структура «Я», объективация которой в эпоху постмодернизма происходит при помощи разнообразных стратегий и тактик, нарушающих «правила игры» и конвенции жанра. Среди них стратегия создания «автофикции», в основе которой - отступление от «автобиографического пакта», стратегия использования вариативной повествовательной перспективы, предполагающая переход с перволичностного повествования на третьеличностное, а также стратегия монтажа дискурсов при построении автобиографического текста.
Чемодурова З. СТРАТЕГИИ СОЗДАНИЯ СОВРЕМЕННОГО АНГЛОЯЗЫЧНОГО АВТОБИОГРАФИЧЕСКОГО ТЕКСТА. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2019;(192):52-59.
1. Андреева В. А. Литературный нарратив: текст и дискурс. СПб.: Норма, 2006. 183 с.
2. Демьянков В. З. Когнитивный диссонанс: когниция языковая и внеязыковая//Когнитивные исследования языка. Вып. IX. М.; Тамбов: Изд-во ТГУ, 2011. С. 33-40.
3. Дроздова Т. В. Когнитивный диссонанс как лингвистическая проблема (на материале английского языка): автореф. дис.. канд. филол. наук. Белгород, 2011. 18 с.
4. Звонарева Ю. В. Лингвистические средства идентификации личности в литературной автобиографии: автореф. дис.. канд. филол. наук. Челябинск, 2013. 24 с.
5. Ирисханова К. М. Когнитивный диссонанс в англоязычном поэтическом дискурсе//Вестник МГЛУ. Вып 17 (703). 2014. С. 7-14.
6. Киреева Н. В. Постмодернистская литературата США: особенности жанровой поэтики. Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. 383 с.
7. Левина-Паркер М. Введение в самосочинение: autofction//НЛО. № 103, 2010. URL: https://www.zh-ru/nlo/2010/103/le2-pr.html (дата обращения 20.02.2019).
8. Нюбина Л. М. Категория времени в текстах литературной автобиографии//Грамматика в научно-исследовательском контексте современной лингвистики. Материалы научных чтений памяти профессора Л. В. Шишкиной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. С. 104-116.
9. Пестерев В. А. Модификация романной формы в прозе Запада второй половины XX столетия. Волгоград, 1999. 309 с.
10. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.: Ювента, 1999. 320 с.
11. Чемодурова З. М. Прагматика и семантика игры в англоязычной постмодернистской прозе XX-XXI веков: автореф. дис. … д-ра филол. наук. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. 40 с.
12. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. СПб.: Symposium, 2002. 285 с.
13. Barnes Julian. Levels of Life. London: Vintage Books, 2014. 118 p.
14. Barth John. Lost in the Funhouse. New York, London: Anchor Books Doubleday, 1988. 203 p.
15. Brockmeier Jens. Autobiographical Time//Narrative Inquiry. 10 (1), 2000. Pp. 51-73.
16. Coetzee J. M. Diary of a Bad Year. London: Vintage Books, 2008. 231 p.
17. Coetzee J. M. Summertime. London: Vintage Books, 2010. 266 p.
18. De Man Paul. The Rhetoric of Romanticism. New York: Columbia University Press, 1984. 327 p.
19. Di Summa-Knoop Laura. Critical Autobiography: A New Genre?//Journal of Aesthetics and Culture. 9: 1, 2017. Pp. 1-12.
20. Lejeune Ph. The Autobiographical Contract//French Literary Theory Today. A Reader. Ed. by T. Todorov. Cambridge, N.Y.: Cambridge University Press, 1982. Pp. 192-222.