Цель статьи заключается в изучении процесса обучения студентов высшего учебного учреждения на основе синергетических механизмов, открывающих взаимосвязи между теоретическими основами и практическим опытом. Поставлена задача исследовать формирование у студента профессионализма, связанного с механизмами освоения пространства на уровне сознательной деятельности и бессознательного стремления мозга к осмыслению полученных знаний. В современном образовании используются разные методы, так как цель обучения заключается в формировании профессиональных компетенций. Методы применяются для формирования гармоничной целостности в процессе мыслительной деятельности, когда хаос структурируется в упорядоченную систему в нелинейном познании мира в процессе обучения. В соответствии с Болонским процессом управление обучением обусловлено синергетическими механизмами развития личности студента, что необходимо учитывать при создании условий получения профессиональных компетенций в высшем учебном учреждении .
1. Большая Советская энциклопедия. М., 1954. Т. 30. 632 с.
2. Горбатюк В. Ф. Синергетика самообучения: монография. Таганрог: Изд-во Таганрогского государственного педагогического института им. А. П. Чехова, 2013. 180 с.
3. Зникина Л. С. Организация самообразовательной деятельности студентов: идеи синергетики в педагогике // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокине-тика. 2016. Т. 22. № 2. С. 130-133.
4. Каган М. С. Формирование личности как синергетический процесс // Cинергетическая парадигма. Человек и общество в условиях нестабильности. СПб.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 212-227.
5. Камынина Н. Р., Грудзинский А. О. Россия в Болонском процессе: цель - повышение конкурентоспособности высшего образования // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 22-31.
6. Князева Е. Н., Курдюмов С. П. Синергетика: нелинейность времени и ландшафты коэволюции. М.: КомКнига, 2007. 272 с.
7. Кузьминская Т. П., Бурова Н. Н. Проблемы повышения качества образования в вузах России // Вопросы регулирования экономики. 2017. Т. 8. № 2. С. 118-132. https://doi.org/10.17835/2078-5429.2017.8.2.118-132
8. Николис Г. Г., Пригожин И. Р. Самоорганизация в неравновесных системах: от диссипативных структур к упорядоченности через флуктуации. М.: Мир, 1979. 512 с.
9. Санжеева Л. В. Синергетическая модель культуры // Ученые записки ЗабГУ. Серия: Философия. Культурология. Социология. Социальная работа. 2014. № 4 (57). С. 156-160.
10. Санжеева Л. В. Синергетические механизмы формирования творческой активности студента в обучении декоративно-прикладному искусству // Человеческий капитал. 2018. № 10 (118). С. 104-109.
11. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО 3++). [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 30.11.2020).
12. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам. М.: Букинист, 2005. 248 с.
13. Швецова В. А., Пчелкина Е. П. Синергетический подход к обучению студентов в системе высшего профессионального образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. Т. 9. № 3-1. С. 192-196. https://doi.org/10.17748/2075-9908-2017-9-3/1-192-196
14. Banerjee T., Sarkar B. C. Chaos, intermittency and control of bifurcation in a ZC2-DPLL // International Journal of Electronics. 2009. Vol. 96. No. 7. P. 717-732. https://doi.org/10.1080/00207210902851431
15. Lorenz Е. N. Deterministic nonperiodic fow // Journal of the Atmospheric Sciences. 1963. Vol. 20. No. 2. P. 130-141.