Отчет о НИР

Научно-методическое обеспечение проектирования эффективных моделей взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования

Е. Б. Спасская, С. В. Тарасов, Е. В. Пискунова, А. О. Кравцов, Ю. Л. Проект
2023

Цель исследования заключалась в проведении анализа ситуации и определении эффективных механизмов взаимодействия педагогических вузов с региональными органами управления образованием в целях достижения современного качества образования, решения научно-образовательных и социально-культурных задач, подготовки высокопрофессиональных педагогических кадров. Результаты исследования отражены в отчете, который состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы. Во «Введении» обосновывается актуальность проблемы, обозначается ее цель и описываются ключевые задачи. В «Основной части» представлены достигнутые ожидаемые результаты проекта, которые соответствуют заявленным показателям, параметрам и характеристикам. В ходе осуществленных работ проведен анализ актуального уровня включенности в процесс профессиональной подготовки и переподготовки педагогических работников всех участников системы непрерывного педагогического образования и их ответственности за образовательные результаты. Осуществлено системное описание форм и способов интеграции педагогических вузов в системы дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования, в том числе на основе сетевого взаимодействия. Предложена схема интеграционных процессов включения педагогического вуза в региональную образовательную систему. Изучен характер взаимодействия региональных образовательных систем и педагогических вузов, существующих запросов и дефицитов субъектов взаимодействия, обуславливающих потребности обновления и совершенствования существующих интеграционных процессов. Выявлены два типа эффективных моделей научно-методического сопровождения, в качестве основания для типологии определен уровень сопровождения – деятельности образовательных организаций и профессиональной деятельности педагогических работников. Определены содержание, структура и возможности существующих практик взаимодействия педагогических вузов и региональных образовательных систем в достижении целевых показателей национального проекта «Образование». В результате исследования определены четыре возможных типа практик взаимодействия с региональной образовательной системой, реализуемых педагогическими университетами. Определено, что реальный эффект взаимодействия педагогического вуза и органов управления образованием регионов возможен только в условиях системного подхода от этапа выстраивания общих стратегических целей и определения механизмов совместной деятельности, направленной на достижение этих целей, до осмысления результата взаимодействия. Разработаны ключевые методологические принципы интеграции педагогических вузов и региональных образовательных систем в условиях современного российского общества. Определены условия, в которых осуществляются интеграционные процессы в образовательных системах, выделены ключевые принципы интеграции педагогического вуза в региональную образовательную систему. Построена многоуровневая структурно-функциональная модель интеграции педагогических вузов в региональные образовательные системы, результатом реализации которой может выступать создание принципиально нового образовательного пространства региона. Практическая значимость (применимость) результатов прикладного исследования определяется их значительным потенциалом внедрения, поскольку аналитические материалы могут быть использованы педагогическими вузами и региональными органами управления образованием в целях определения направлений и коррекции механизмов совместной деятельности, направленной на повышение качества подготовки педагогических кадров и качества образования в регионах.

Научно-методическое обеспечение проектирования эффективных моделей взаимодействия педагогических вузов и региональных систем образования : отчет о НИР (промежут.) / Российский гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена ; рук. Е. Б. Спасская ; исполн. : С. В. Тарасов [и др.]. – СПб., 2023. – 222 с. – Библиогр. : с. 204-220. – № проекта 27ВГ. – Рег. № НИОКТР 124041700079-9
Цитирование

Похожие публикации