Книга
Взаимодействие педагогических вузов и региональных образовательных систем: подходы, практики, решения
Монография является результатом исследовательской работы, в центре которой - особенности построения системы взаимодействия педагогических вузов и региональных образовательных систем. Подводя итоги проведенного анализа действующих моделей совместной деятельности педагогических вузов и образовательных систем регионов, авторы монографии предлагают подходы к проектированию интегративной модели их взаимодействия. Данная модель представляется наиболее эффективной и в полной мере соответствующей вызовам современности с точки зрения влияния педагогического вуза на социокультурные процессы в регионах. Таким образом, миссия современного педагогического вуза значительно расширяется. Издание представляет интерес для руководителей и специалистов органов управления образованием регионов Российской Федерации, представителей управленческого аппарата педагогических вузов, специалистов, занимающихся изучением вопросов развития связей между педагогическими вузами и регионами.
1. Амирова Л. А. Развитие личностной мобильности педагога профессиональной школы в условиях образовательного кластера: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы // Вестник Оренб. гос. ун-та. - 2017. - № 10 (210). - С. 14-18.
2. Анкудинова Е. В. Специфика взаимодействия педагогических университетов и институтов развития образования //Амурский научный вестник. - 2021. - № 3 - С. 4-9.
3. Арутюнян Г. А. Перспективы управленческого взаимодействия «регион-центр» в рамках изменения управленческих практик // Социально-гуманитарные знания. - 2016. - № 7. - С. 178.
4. Асмолов А. Г. Стратегия социокультурной модернизации образования как института социализации // Развитие личности. - 2009. - № 1. - С. 38-63.
5. Байбородова Л. В., Белкина В. В. Концепция и модели допрофессиональной педагогической подготовки школьников: монография. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. - 282 с.
6. Байбородова Л. В., Груздев М. В., Ходырев А. М., Чернявская А. П., Головина И. В., Папуткова Г. А. Перспективы допрофессиональной педагогической подготовки школьников в современных условиях // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2021. - Т. 7, № 3. - С. 3-13. - https://doi.org/10.18413/2313-8971-2021-7-3-0-1
7. Балмасова Т. А. «Третья миссия» университета: новый вектор развития? // Высшее образование в России. - 2016. - № 8-9 (204). - С. 50.
8. Бахмин В. Вузы и местные сообщества - инструмент инновационного развития регионов // Комитет гражданских инициатив. - 2017. - URL: https://komitetgi.ru/analytics/3402/ (дата обращения: 12.03.2024).
9. Безгодов Д. Н., Беляева О. И. Социокультурная миссия университета в контексте развития региона // Высшее образование в России. - 2016. - № 6 (202). - С. 129.
10. Бережнова Л. Н., Богословский В. И. Сопровождение в образовании как технология разрешения проблем развития. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soprovozhdenie-v-obrazovanii-kak-tehnologiya-razresheniya-problemrazvitiya (дата обращения: 12.03.2024).
11. Бобровникова Е. Р., Фоменко С. Л. Научно-методическое сопровождение деятельности современного учителя // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 2. - С. 49-53.
12. Богословский В. И. Теоретические основы научного сопровождения образовательного процесса в педагогическом университете: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - СПб., 2000.
13. Бойко Л. И. Трансформация функций высшего образования и социальные позиции студенчества // СОЦИС. - 2002. - № 3. - С. 78.
14. Болотов В. А., Левицкий М. Л., Реморенко И. М., Сериков В. В. Педагогическое образование в контексте вызовов и проблем XXI века: актуальность трансформации // Педагогика. - 2020. - № 12. - С. 73-86. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44345350&pff=1 (дата обращения: 12.03.2024).
15. Бондаревская Е. В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: учебное пособие / под общ. ред. Е. В. Бондаревской. - М.; Ростов н/Д.: Творческий центр «Учитель», 1999. - 560 с.
16. Ведерникова Л. В., Еланцева С. А., Поворознюк О. А. Модель процесса практикоориентированной подготовки педагога в вузе // Сибирский педагогический журнал. - 2018. - № 3. - С. 55-68.
17. Ведерникова Л. В., Поворознюк О. А., Еланцева С. А. Практико-ориентированная подготовка педагога: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2023. - 341 с.
18. Вербицкий А. А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение: монография. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.
19. Вербицкий А. А. Теория и технологии контекстного образования: учебное пособие. - М.: МПГУ, 2017. - 266 с.
20. Ветров Ю., Клушина Н. Практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. - 2002. - № 6. - С. 43-46.
21. Видревич М. Б. Третья миссия университетов: какой мы ее видим? // Высшее образование в российских регионах: вызовы XXI века: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (17 сентября 2018 г., УрФУ, Екатеринбург). - Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2018. - С. 88-89.
22. Виленский М. Я., Образцов П. И., Уман. А. И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе. М.: Педагогическое общество России, 2004. - 192 с.
23. Винтер Е. И. Вопросы организационно-стимулирующего сопровождения профессионально-творческой подготовки будущих специалистов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 8. - С. 64-66.
24. Витченко О. В., Козырева Е. А. Кластерная модель современного регионального университетского комплекса в условиях диверсификации // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26689 (дата обращения: 12.03.2024).
25. Володина Г. Е., Оболонская А. В., Ратт Т. А. Университетско-школьный кластер - среда развития профессиональных компетенций учителя // Вопросы образования. - 2014. - № 1. - С. 46-63.
26. Воронин А. В. Взаимодействие регионов и университетских центров // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2018. - Т. 8. - № 8А. - С. 276-283.
27. Галущинская Ю. О., Рюмина Ю. Н Формирование профессиональных компетенций студентов педагогического вуза в процессе обучения социально-педагогическому проектированию: монография / Шадр. гос. пед. ун-т. - Шадринск: Исеть, 2019. - 141 с.
28. Геворкян Е. Н., Савенков А. И., Егоров И. В., Вачкова С. Н. Интернатура как форма организации последипломной практики в системе высшего профессионального образования // Вестник МГПУ. - 2013. - № 2 (24). - С. 32-43.
29. Голобоков А. С. Основные элементы стратегий региональных вузов КНР и критерии их оценки // Территория новых возможностей. Вестник Владивост. гос. ун-та экон. и серв. 2016. - № 4. - С. 27-37.
30. Головчин М. А., Леонидова Г. В., Шабунова А. А. Образование: региональные проблемы качества управления: монография. - Вологда: ИСЭРТ РАН, 2012. - 197 с.
31. Горбунова Н. В., Фетисов А. С. Стратегии взаимодействия вуза с управлениями образования: региональный опыт // Университет, открытый регионам: сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Университет, открытый регионам: Интеграционные механизмы взаимодействия педагогического вуза и регионов», Санкт-Петербург, 20 октября 2022 г. / под науч. ред. С. В. Тарасова - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. - С. 26-30
32. Греф Г. О. От макроэкономической стабильности к инвестиционному росту // Экономическая политика. - 2006. - № 4. - С. 5-18.
33. Гришанков Д. Э., Жердев Ф. В., Ходырев А. А. Три миссии университета // Ведомости. - 2020, 30 сент.
34. Гуружапов В. А., Марголис А. А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - Т. 19, № 3. - С. 143-159.
35. Давыдова Н. Н., Игошев Б. М., Фоменко С. Л. Развитие педагогического (образовательного) кластера в региональном образовательном пространстве // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 11. - С. 12-18.
36. Данилов С. В. Типология педагогических инноваций на основе кластерного подхода в образовании // Современные проблемы науки и образования. - 2022. - № 4. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31856 (дата обращения: 12.03.2024).
37. Данильченко С. Л. Наставничество в практикоориентированном педагогическом образовании: из опыта работы ГБОУ ПО «СПК им. П. К. Менькова // Гуманитариум. - 2018. - № 1 (6). - С. 20-28.
38. Дипломатова З. Ю., Иванов В. Н., Александрова Г. А. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2021. - № 1 (110). - С. 131-140.
39. Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения иностранным языкам. - М.: Прометей, 2009. - 502 c.
40. Дмитриев Н. А. Критерии эффективности сетевого взаимодействия «Школа - вуз» в системе муниципального непрерывного образования // Известия ТулГУ. Гуманитарные науки. - 2013. - № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-effektivnosti-setevogo-vzaimodeystviya-shkola vuz-vsisteme-munitsipalnogo-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения:12.03.2024).
41. Дубинина В. Л. Педагогическая готовность учителя-исследователя к диагностико-технологической деятельности в условиях диверсификации образования: в системе «вуз - интернатура»: автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Казань, 2010. - 43 с.
42. Дудина М. М., Хаматнуров Ф. Т. Развитие одаренности учащейся молодежи: сетевое взаимодействие организаций общего и высшего профессионального образования // Гуманитарные науки и образование. - 2015. - № 2 (22). - С. 9-13.
43. Ерофеева Н. Е., Мелекесов Г. А., Чикова И. В. Кластерный подход как основа сетевого взаимодействия образовательных организаций в системе «вуз - школа» // АНИ: педагогика и психология. - 2016. - Т. 5, № 4 (17). - С. 126-129.
44. Жукова Г. С., Никитина Н. И., Комарова Е. В. Технологии профессионально-ориентированного обучения: учеб. пособие . - М.: Изд-во РГСУ, 2012. - 165 с.
45. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. - М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2005. - 640 с.
46. Журавлёва Н. А. Ценностные детерминанты эффективности управленческой деятельности // Человек, субъект, личность в современной психологии: матер. Междунар. науч. конф., посвященной 80-летию А. В. Брушлинского / отв. ред. А. Л. Журавлёв, Е. А. Сергиенко: в 3 т. - М., 2013. - Т. 2. - С. 410-413.
47. Задорина М. А., Тесленко И. В. Реализация социального партнерства в профессиональном образовании в Свердловской области: проблемы и перспективы регулирования // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-13. - С. 2895-2899. - URL: https://fundamental-research.ru/ru/article/view?id=37582 (дата обращения: 12.03.2024).
48. Залялова А. Г. Региональная модель подготовки педагогических кадров в условиях образовательного кластера // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 1. - С. 44-49.
49. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. - 2017. - Т. 19, № 8. - С. 9-28.
50. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М.: Академический Проект, 2015. - 336 c.
51. Зеер Э. Ф., Заводчиков Д. П., Зиннатова М. В., Лебедева Е. В. Индивидуальная образовательная траектория как установка субъекта в системе непрерывного образования // Научный диалог. - 2017 - № 1. - С. 266-279.
52. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Садовникова Н. О. Основы профориентологии. - М.: Высшая школа, 2005. - 159 с.
53. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 38 с.
54. Зобнина А. А. Сетевое взаимодействие образовательных организаций: изменение содержания и задач совместной деятельности в контексте новой образовательной политики // Вестник Удмурт. ун-та. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. - Т. 26, вып. 4. - С. 118-123.
55. Игнатьев В. П., Дарамаева А. А. Три функции взаимодействия вуза и школы // Современные проблемы науки и образования. - 2021. - № 2. - С. 7.
56. Ильина Н. Н., Ульяшин Н. И. Подготовка будущего педагога профессионального обучения на основе практико-ориентированного компонента деятельности // The Scientifi c Heritage. - 2020. - № 46-4 (46). - С. 15-17.
57. Императивы интернационализации / отв. ред. М. В. Ларионова, О. В. Перфильева. - М.: Логос, 2013. - 217 с.
58. Казакова Е. И., Тряпицина А. П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века). - СПб.: Петербург - XXI век; ЗАО «Пресс-Атташе», 1997. - 160 с.
59. Касавин И. Т. Междисциплинарные исследования в контексте рефлексии и габитуса // Междисциплинарность в науках и философии. - М.: ИФРАН, 2010. - С. 15-28.
60. Кесаева С. В. Педагогические условия организации сетевого взаимодействия образовательных организаций высшего и общего образования // Мир науки, культуры, образования. - 2019. - № 3 (76). - С. 231-232.
61. Кларк Б. Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / пер. с англ. А. Смирнова; Гос. ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та. - Высш. шк. экономики, 2011. - 240 с.
62. Кластеризация в современном образовании: методология и практика / Н. М. Большаков, В. В. Жиделева, Л. А. Гурьева, Е. А. Рауш; науч. рук. д-р экон. наук, проф., акад. РАЕН Н. М. Большаков. - СПб.: СПбГЛТУ, 2016. - 200 с.
63. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. - 4-е изд.; стер. - М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 304 с.
64. Князев Е. А., Дрантусова Н. В. Институциональная динамика в российском высшем образовании: механизмы и траектории // Университетское управление: практика и анализ. - 2013. - № 1. - С. 6-17.
65. Ковальчук О. В. Методические положения оценки эффективности образовательной деятельности в муниципальных образовательных системах // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 6. - URL:https://science-education.ru/ ru/article/ view?id=5089 (дата обращения: 12.03.2024).
66. Корецкий Г. А., Лапыгин Д. Ю. Предпосылки интеграции в образовательный кластер // ВлГУ: электронный журнал. - 2006. - № 4. - URL: http://journal.vlsu.ru/index.php?id=58 (дата обращения: 12.03.2024).
67. Королева Н. Н., Проект Ю. Л., Богдановская И. М., Кошелева А. Н. Компетентность как субъектно-деятельный потенциал успешности решения жизненных и профессиональных задач // В мире научных открытий. - 2010. - № 3 (09), ч. 4. - С. 47-54.
68. Королева Н. Н., Проект Ю. Л., Богдановская И. М. Гуманитарное образование в условиях сетевого взаимодействия педагогических вузов // Современное социально-гуманитарное знание в России и за рубежом: материалы третьей междунар. науч.-практ. конф. (28 октября 2013 г.): в 5 т. - Т. 2, кн. 2: Педагогика / науч. ред.: К. В. Патырбаева, Е. Ю. Мазур; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2013. - С. 153-156.
69. Костюнина А. А. Практико-ориентированная профессиональная подготовка будущих педагогов в ходе модернизации педагогического образования: автореф. дис. … канд. пед. наук. - Барнаул, 2016. - 23 с.
70. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д. (науч. ред). Российское образование: достижения, вызовы, перспективы / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: Издательский дом Высшей шк. экономики, 2019. - 342 с.
71. Курносова С. А., Шевелева Н. Н., Баграмян Э. Р. Сетевое взаимодействие в решении задач повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и школах, функционирующих в сложных социальных условиях // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2017. - № 3. - С. 11-19.
72. Кускова М. В., Огороднова О. В. Педагогический класс: опыт и перспективы. - URL: https://togirro.ru/assets/fi les/2022/prizvanie/pk_opyt_i_perspektivy.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
73. Кылосова И. А., Орлова Е. В., Хволис Е. А., Чиркова М. В. Актуальныевопросы современного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - 174 с. - URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24161 (дата обращения: 12.03.2024).
74. Лаврентьева М. А., Гришина О. С. Наставничество в сфере образовательной инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: материалы Международной научно-практической конференции, Саранск, 04 декабря 2018 года. - Саранск: Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2018. - С. 478-485.
75. Леонова А. Б., Кузнецова А. С. Функциональные состояния и работоспособность в профессиональной деятельности // Психология труда, инженерная эргономика. - М: Юрайт, 2015. - Гл. 13. - С. 320-321.
76. Леонова Ж. К., Саламатина И. И., Онищенко Ю. Ю., Макаренко А. А. Педагогический вуз - школам Подмосковья: из опыта работы Государственного социально-гуманитарного университета (г. Коломна) // Университет, открытый регионам: сб. научных статей по материалам международной научно-практической конференции «Университет, открытый регионам: Интеграционные механизмы взаимодействия педагогического вуза и регионов», Санкт-Петербург, 20 октября 2022 года / под науч. ред. С. В. Тарасова. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2022. - С. 80-89.
77. Ломакина Ю. В. Педагогические классы при колледже: старт в профессию учителя. - 2022. - № 2 (2). - 48. - https://doi.org/10.25688/2782- 6597.2022.2.2.5
78. Ломов Б. Ф. Системность в психологии: избранные психологические труды. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 384 с.
79. Лыжин А. И., Шаров А. А. Многоуровневая профориентация как основа развития кадрового потенциала экономики региона // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 3. - С. 105-112.
80. Львова А. С. Развитие профессионализма педагога в условиях системно-модульной организации образовательного процесса в магистратуре: дис. ... докт. пед. наук. - М., 2019. - 401 с.
81. Марголис А. А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. - М: ФГБОУ ВО МГППУ, 2019. - 336 с.
82. Марголис А. А., Сафронова М. А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014-2017 гг.) // Психологическая наука и образование. - 2018 . - Т. 23, № 1. - С. 5-24. - https://doi.org/: 10.17759/pse.2018230101
83. Митяшов П. В. Возможности социально-педагогического класса в профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовке старшеклассников // Научный электронный журнал «Меридиан». - 2019. - № 15 (33). - С. 36-38.
84. Морозова Е. В. Системный подход в профессиональной оринтации школьников // Современный мир и психология: статьи XI Московской научно- практической конференции «Студенческая наука», Москва, 17 ноября 2016 г. - М.: Изд-во «Перо», 2017. - С. 176-181.
85. Мычко Е. И. Педагогический класс как форма регионального школьно-университетского партнерства // Глобальный научный потенциал. - 2021. - № 3. - С. 23-26.
86. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: монография / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов, С. Н. Горычева, А. В. Петров, А. Г. Ширин; под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Ин-т образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. - 316 с.
87. Никулина Ю. Н. Профессиональная ориентация молодежи в системе кадрового обеспечения экономики региона // Экономика, предпринимательство и право. - 2020. 10 (4). - С. 1263-1280.
88. Новиков А. М. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия. Векторы развития. - М.: Эгвес, 2000. - 268 с.
89. Новиков Д. А. Модели и механизмы управления развитием региональных образовательных систем (концептуальные положения). - М.: ИПУ РАН, 2001. - 83 с.
90. Панасюк В. П., Шапоренкова Г. А., Головичер Г. В. Региональная система оценки качества образования: опыт проектирования и применения. - СПб.; М.: Исследовательский Центр проблем качества подготовки специалистов, ЯНОИПКРО, 2007. - 182 с.
91. Панина Т. С., Вавилова Л. Н. Состояние и перспективы развития современного педагогического образования // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 45-51. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_17030453_88487374.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
92. Паскарь В. С. Современные формы профориентационной работы в ВУЗах // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 27. - С. 64-68. - URL: http://e-koncept.ru/2017/574011.htm (дата обращения:12.03.2024).
93. Перфильева О. В. Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестн. междунар. орг. - 2011. - № 1 (32). - С. 133-144.
94. Плеханова Е. М., Гордиенко Е. В., Колокольникова З. У., Кулакова Н. В., Лобанова О. Б., Мосина Н. А. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - Вып. 5. - С. 83-89.
95. Постдипломное педагогическое образование: Проблемы качества: науч.-метод. пособие / под общ. ред. С. Г. Вершловского; С.-Петерб. гос. ун-т пед. мастерства; [Л. А. Башарина и др.]. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 237 с.
96. Пряжников Н. С., Гусев А. Н., Тюрин К. Г., Мясникова Л. А. Содержательные модели профессионального самоопределения в проектировании игровых онлайн-технологий // Изв. Иркутск. гос. ун-та. Серия: Психология. - 2017. - № 3. - С. 66-79.
97. Рисин И. Е., Трещевский Ю. И. Региональная кластерная политика: концептуальное, методическое и инструментальное обеспечение: монография. - М.: Русайнс, 2016. - 165 с.
98. Рубанова И. В., Богданова Л. А., Овченкова О. Ю. Из опыта организации сетевого взаимодействия вузов // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2016. - Т. 26, вып. 1. - С. 93-105.
99. Русецкая М. Н., Бартош Д. К. Кластерный подход в организации образовательных процессов системы непрерывного профессионального образования // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 2. - С. 109-120.
100. Рыбина А. А. Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи к социально-профессиональному самоопределению. - 2003. - URL: http:/labourmarket. ru/conf/reports. php. (дата обращения: 12.03.2024).
101. Рюкер-Шеффер П., Фишер Б., Кьероз С. Не только образование: роль исследовательских университетов в инновационных экосистемах // ФОРСАЙТ. - 2018. - Т. 12, № 2. - С. 50-61.
102. Семеркова Л. Н., Кураев С. А. Теоретические основы становления новых форм управления предприятий на принципах маркетинговых организационных сетей и концепции маркетинга взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. - 2008. - № 1. - С. 47-58.
103. Сериков Г. Н. Образование и развитие человека. - М.: Мнемозина, 2002. - 416 с.
104. Сластенин В. А., Чижакова Г. И. Введение в педагогическую аксиологию: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2003. -192 с.
105. Снегурова В. И. Проектирование системы методического сопровождения сетевого учителя как подсистемы дистанционного обучения математике // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2009. - № 10. - 68-75.
106. Соломин В. П., Рабош В. А., Гогоберидзе А. Г. Новая модель практикоориентированной подготовки педагогов с учетом требований профессионального и образовательного стандарта // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 145-151.
107. Стенякова Н. Е., Груздова О. Г. Кластерная модель организации партнерства образовательных учреждений // Мир науки. - 2017. - Т. 5, № 5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/56PDMN517.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
108. Тарасов С. В. Личность педагога в современной образовательной среде // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 315-327. - https://doi.org/ 10.35231/18186653_2021_2_315
109. Тарасов С. В. Научно-методическое обеспечение образовательного процесса: понятие и содержание // Научно-методическое обеспечение образовательного процесса. Из педагогического опыта школы-гимназии № 168. - СПб.: Сфера, 1998. - С. 8-15.
110. Тарита Л. Г. Методическое сопровождение инновационных процессов в районной образовательной системе: дис. … кан. пед. наук. - СПб., 2000. - 145 с.
111. Тарханова И. Ю. Практико-ориентированный подход к подготовке будущих педагогов // Опыт реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации: матер. Всерос. форума. «Фактор развития: перезагрузка», Кострома, 12-14 октября 2018 г. / Костр. гос. ун-т; редкол.: А. Г. Самохвалова и др.: сост. Ю. В. Румянцев. Кострома: КГУ,- 2018. - С. 5-11.
112. Тебекин А. В., Мантусов В. Б. Управление организацией: теоретико-методологические основы, функциональные задачи, технологии, прикладные аспекты применения. - М.: Изд-во Рос. тамож. акад., 2016. - С. 173.
113. Терещенкова Е. В., Наконечникова Л. А. Характеристика кластерной модели организации научно-методической деятельности в Волгоградском филиале Московского гуманитарно-экономического института // Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - № 3. - С. 21-23. - URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=6672 (дата обращения: 12.03.2024).
114. Тимонина И. В. Проблема соответствия ФГОС ВО профессиональному стандарту «Педагог» по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Образование и воспитание. - 2017. - № 2 (12). - С. 97-101. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/56/2083/ (дата обращения: 12.03.2024).
115. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. - 2015. - № 1 (1). - С. 151-165. - https://doi.org/10.17853/1994-5639-2015-1-151-165
116. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования // Российское образование: достижения, вызовы, перспективы. Серия коллективных монографий / под науч. ред. Я. И. Кузьминова, И. Д. Фрумина. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2019/07/01/1492988034/Cifra_text.pdf (дата обращения: 12.03.2024).
117. Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты / под ред. А. Н. Тихонова. - М.: Вита-Пресс, 1998. - С. 38.
118. Фахрутдинова Р. А., Васильева И. Д. Реализация педагогических условий формирования профессиональных компетенций студентов-бакалавров в вузе // Научное обозрение: гуманитарные исследования. - 2016. - № 6. - С. 38-43.
119. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.
120. Федосова И. В. Развитие профессиональной ориентации школьников в России на современном этапе // Физика в школе. - 2018. - № S2. - С. 257-262.
121. Федотов Ю. В. Метод DEA: анализ свертки данных // Российский журнал менеджмента. - 2012. - Т. 10, № 2. - С. 51-62.
122. Флоровский С. Ю. Ценностно-ориентационная регуляция совместной управленческой деятельности: организационно-контекстная вариативность-стабильность // Вестник Удмуртского университета. - 2018. - № 2. - С. 229.
123. Формирование профессионального самоопределения учащихся в условиях образовательно-технологического кластера / М. П. Пальянов, В. А. Николаев, О. А. Масюков [и др.] // Профильная школа. - 2018. - Т. 6, № 2. - С. 38-48. - https://doi.org/10.12737/article_5ae474943f65f2.99838238
124. Харламова Е. Е. Современные подходы к оценке эффективности деятельности образовательной организации высшего профессионального образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2014. - № 8-1. - С. 90-91. - URL: https://expeducation.ru/ ru/article/view?id=5809 (дата обращения: 12.03.2024).
125. Цуканов Е. А. Становление и развитие профессиональной ориентации: обзор отечественного опыта // Перспективы науки и образования. - 2014. - № 2 (8). - С. 63-69.
126. Шаехов М. Р., Давлетшина Л. А., Кондратьева Н. Б. Сопровождение профессионального самоопределения учащихся Республики Татарстан: системный подход // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2021. - 3 (43). - С. 111-117.
127. Шаламова Л. Ф., Владимирова Т. Н., Лесконог Н. Ю. Особенности обеспечения педагогическими кадрами с высшим образованием общеобразовательных организаций субъектов Российской Федерации // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, № 2. - С. 111-135. - https://doi.org/10.15293/2658-6762.2202.06
128. Шамова Т. И. Кластерный подход к развитию образовательных систем // Народное образование. - 2019. - № 4. - С. 101-104.
129. Шаповал Ж. А. Проблемы адаптации системы управления социальной сферой региона к применению кластерной технологии // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - № 5. - URL: http://goo.gl/xc80Yq (дата обращения: 12.03.2024).
130. Шумейко А. А. К вопросу создания кластерной модели организации научно-методического взаимодействия педагогических вузов и региональных институтов развития образования в условиях реализации федерального проекта «учитель будущего» в субъектах РФ // Амурский научный вестник. - 2021. - № 3. - С. 55-67.
131. Шумейко А. А., Базилевский А. А. Формирование инновационного кластера региональной системы образования как социально-педагогическая проблема // Успехи современной науки. - 2016. - Т. 2, № 6. - С. 97-101.
132. Щепакин К. М., Жукова Н. В. Формирование образовательных кластеров региона// Изв. Тул. гос. ун-та. Экономические и юридические науки. - 2013. - № 3 (1). - С. 208-218.
133. Ялалов Ф. Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Высшее образование в России. - 2008. - № 1. - С. 89-93.
134. Ялалов Ф. Г. Многомерность содержания профессионального образования // Вестник Адыг. гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - № 1 (157). - С. 126-131.
135. Abrahamson E., Fairchild G. Knowledge industries and idea entrepreneurs. - Stanford, CA: Stanford University Press, 2017. - P. 154-155.
136. Akkerman S. F., Bakker A. Boundary crossing and boundary objects // Review of Educational Research. - 2011. - Vol. 8 (12). - P. 132-169. - https://doi.org/10.3102/0034654311404435
137. Bakioglu A., Kirisci Sarikaya A. University-school partnership: feedback and assessment // Journal of Qualitative Research in Education. - 2022. - Vol. 32. - P. 269-290. - https://doi.org/10.14689/enad.32.789
138. Bakshi A. J., Goss S. Trends related to ethics, technology, counselling and careers // British Journal of Guidance & Counselling. - 2019. - Vol. 47, no. 3. - P. 265-273.
139. Bebell, K. et al. Model for Improving the Framework of Multicultural Pedagogy in Russia and Germany // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2015. - No. 6 (4). - P. 176-183. - https://doi.org/10.5901/mjss.2015.v6n4s1p176
140. Berger J. C., Johnston K. Simple habits for complex times: Powerful practices for leaders. - Stanford University Press, 2015.
141. Billett, Stephen, Darryl Dymock, Steven Hodge, Sarojni Choy, Anh Hai Le. Shaping Young People’s Decision-Making About Post-School Pathways: Institutional and Personal Factors // The standing of vocational education and the occupations it serves: Current concerns and strategies for enhancing that stan ding. - Cham: Springer International Publishing, 2022. - P. 103-136.
142. Brady L. School University Partnerships : What Do the Schools Want? // Australian Journal of Teacher Education. - 2002. - No. 27 (1). - https:// doi.org/10.14221/ajte.2002v27n1.1
143. Cai Y. Neo-Triple Helix model of innovation ecosystems: integrating Triple, Quadruple and Quintuple Helix Models // Triple Helix. - 2022. - No. 9. - P. 76-106.
144. Carayannis E. G. Campbell D. F. “Mode 3” and “Quadruple Helix”: toward a 21st century fractal innovation ecosystem // International Journal of Technology Management. - 2009. - No. 46. - P. 201-234.
145. Catelli L. A., Costello J., Padovano K. Action research in the context of a school-university partnership: its value, problems, issues and benefi ts // Educational Action Research. - 2000. - No. 8 (2). - P. 225-242.
146. Charles D. R. Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place / eds. C. Duke, M. Osborne, B. Wilson. - Leicester: NIACE, 2005. - P. 148-150.
147. Clark B. The higher education system: Academic organization in cross-national perspective. - Los Angeles: University of California Press, 1983. - 315 р.
148. Clarysse B., Wright M., Bruneel J., Mahajan A. Creating value in ecosystems: Crossing the chasm between knowledge and business ecosystems // Research Policy. - 2014. - No. 43 (7). - P. 1164-1176. - https://doi.org/10.1016/j.respol.2014.04.014
149. Compagnucci L., Spigarelli F. The Third Mission of the university: A systematic literature review on potentials and constraints // Technological Forecasting and Social Change. - 2020. - Vol. 161. - P. 120-284.
150. Connor K. A., Leigh-Mack P., Scott C. J., Chouikha M. F., Kelly J. C., Velez-Reyes M., Abraham S., Bekolay M., Nare O. E., Eldek A. A., Ndoye M. A Super Department Model for Multi-University // Collaboration Paper presented at 2021 ASEE Virtual Annual Conference Content Access. - Virtual Conference, 2021. - https://doi.org/10.18260/1-2--36618 11
151. Conroy J., Hulme M., Menter I. Developing a ‘clinical’ model for teacher education. Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy. - 2013. - No. 39 (5). - P. 557-573.
152. Curch C. Modular Courses in British Higher Education // A critical assessment in Higher Education Bulletin. - 1975. - Vol. 3. - P. 35-42.
153. Darling-Hammond L. How teacher education matters // Journal of teacher education. - 2000. - 51 (3). - P. 166-173. - https://doi.org/10.1177/0022487100051003002
154. Dewey J. The Relation of Theory to Practice // John Dewey on Education. Selected Writings / ed. and with an Introduction by Reginald D. Archambault. - The University of Chicago Press, 1974. - P. 313-338.
155. Dieter G. E. University Cooperation with Industry / George E. Dieter // Science. - 1973. - Vol. 182, no. 4111 (Nov. 2). - P. 434. - URL: http://www.jstor.org/stable/1737307
156. Edwards A. Being an expert professional practitioner: The relational turn in expertise (Vol. 3). - Springer Science & Business Media, 2010.
157. El Kadri M. S., Roth W. M. The teaching practicum as a locus of multi-leveled, school-based transformation // Teaching Education. - 2015. - No. 26 (1). - P. 17-37. - https://doi.org/10.1080/10476210.2014.997700
158. Engeström Y. Learning by expanding: An activity-theoretical approach to developmental research. 2nd edition. - Cambridge: Cambridge University Press, 2015. - 338 p.
159. Etzkowitz H. The Triple Helix: University - Industry - Government Innovation in Action. New York: Routledge. - 2008. - https://doi.org/10.1080/09537320802426309
160. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The dynamics of innovation: from National Systems and “Mode 2” to a Triple Helix of university - industry - government relations. - Science and Technology, 2000. - Р. 109-123.
161. Goddard J. B., Chatterton Р. The response of universities to regional needs // European Journal of Education. - 2000. - Vol. 35, no. 4. - P. 475-496.
162. Goodlad J. I. School-university partnerships: Rationale and concepts // K. A. Sirotnik ve J. I. Goodlad (Yay. Haz.), School university partnership in action. - New York: Teachers College Press, 1988. - P. 3-31.
163. Green C. A., Tindall-Ford S. K., Eady M. J. School-university partnerships in Australia: A systematic literature review // Asia-Pacifi c Journal of Teacher Education. - 2020. - Vol. 48, no. 4. - С. 403-435.
164. Heijer A. C., Curvelo-Magdaniel F. J. Campus-City Relations: Past, Present, and Future // Geographies of the University. - 2018. - No. 13. - P. 439-441.
165. Heinrichs K., Wuttke E. Occupational Exploration in German Secondary Schools // Transitions in Vocational Education / J. Seifried, E. Wuttke (eds.). - Opladen; Berlin; Toronto: Barbara Budrich Publishers. - 2013. - P. 37-55.
166. Huxham C. Theorizing collaboration practice // Public Management Review. - 2013. - No. 5 (3). - P. 408.
167. Industrial Technological Development: a network approach. - Edited by Hokan Hokansson, 1985.
168. Kamal N. N. M., Mohd Adnan A. H., Yusof A. A., Ahmad M. K., Mohd Kamal M. A. Immersive interactive educational experiences-adopting Education 5.0, Industry 4.0 learning technologies for Malaysian Universities // Proceedings of the International Invention, Innovative & Creative (InIIC) Conference, Series. - 2019. - P. 190-196.
169. Karlsson Lohmander M. Bridging “the gap” - Linking workplace-based and university-based learning in preschool teacher education in Sweden // Early Years. - 2015. - No. 35 (2). - P. 168-183. - https://doi.org/10.1080/09575146.2015.1025712
170. Khodjamkulov U. Cluster as innovative approach to pedagogical education // Mental Enlightenment Scientifi c Methodological Journal. - 2021. - No. 2021 (02). - P. 36-54. - https://doi.org/10.51348/tziuj2021S24
171. Kıral Erkan. Challenges Faced by Prospective Teachers in Universities and Solution Proposals // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - No. 11 (5). - P. 839-850. - https://doi.org/10.12973/ijese.2016.408a.
172. Le Cornu R., Peters J. Sustaining school-university collaboration for reciprocal learning. The International Journal of Learning. - 2009. - No. 16 (9). - P. 231-246.
173. Leadership for World-Class Universities: Challenges for Developing Countries / ed. P. G. Altbach. - N. Y.; L.: Routledge, 2010. - 272 p.
174. Lewis E. Locating the third space in initial teacher training // Research in Teacher Education. - 2012. - No. 2 (2). - P. 31-36. - https://doi.org/10.15123/uel.85y5y
175. Makhmudov K. Innovative cluster of pedagogical education // Common goals and specifi c interests. - 2020. - No. 1. - P. 182-187.
176. Matengu M., Ylitapio-Mäntylä O., Puroila A. M. Early childhood teacher education practicums: A literature review // Scandinavian Journal of Educational Research. - 2021. - No. 65 (6). - P. 1156-1170. - https://doi.org/10.1080/00313831.2020.1833245
177. McLean Davies L., Anderson M., Deans J., Dinham S., Griffi n P., Kameniar B., Page J., Reid,C., Rickards F., Tayler C., Tyler D. Masterly preparation: Embedding clinical practice in a graduate pre-service teacher education programme // Journal of Education for Teaching: International Research and Pedagogy. - 2013. - No. 39 (1). - P. 93-106.
178. McLean L., Taylor M., Jimenez M. Career choice motivations in teacher training as predictors of burnout and career optimism in the fi rst year of tea ching. - Teaching and Teacher Education. - 2019. - No. 85. - P. 204-214. - https://doi.org/10.1016/j.tate.2019.06.020
179. Miller L. School-university partnerships and teacher leadership: Doing it right // The Educational Forum. - 2015. - No. 79 (1). - P. 24-29.
180. Mojo E.B., et al. Working toward third space in content area literacy: An examination of everyday funds of knowledge and Discourse // Reading Research Quarterly. - 2004. - No. 39 (1) . - P. 38-70.
181. Newton J. M., McKenna L. The transitional journey through the graduate year: A focus group study // International Journal of Nursing Studies, 2007. - No. 44 (7). - P. 1231-1237.
182. Perillo Pascal. Transition in Education. Internship and Vocational Guidance Counselling for Educators // R&E-SOURCE, September. - 2015. - URL: https://journal.ph-noe.ac.at/index.php/resource/article/view/201 (дата обращения: 12.03.2024).
183. Phunsapphaisan Thanon. How to improve initial teacher education in Thailand: a review of literature. - International academic multidisciplinary research conference in Los Angeles, 2019. - P. 107-113.
184. Postma J. The ability to work together: municipal cooperation for effective social sector policy implementation. MS thesis. - University of Twente, 2013. - 95 p.
185. Raduan, Nur Atiqah, Seung-Il Na. An integrative review of the models for teacher expertise and career development // European Journal of Teacher Education. - 2020.- Vol. 43, no. 3. - P. 428-451.
186. Reid H., West L. Negotiating professional and personal biographies in a liquid world: Creating space for refl exive innovation in career counselling // British Journal of Guidance and Counselling. - 2016. - No. 44 (5). - P. 562-575. - https://doi.org/10.1080/03069885.2016.1145014
187. Romero-Rodríguez S., García-Jiménez E., Moreno-Morilla C., Mateos-Blanco T., Stalder B. E., Kersh N.. Career guidance: A key factor in success pathways in VET (Andalusia, Spain) // Trends in Vocational Education and Training Research. - 2020. - No. 3 - P. 248-257.
188. Russell J. D. Modular Instruction. - Minneapolis, Minn.: Burgest Publishing Co., 1974. - 164 р.
189. Sadovaya V. V., Luchinina, A. O., Reznikov, A. A. Students professional orientation to the teaching profession in educational environment. Mathematics Education. - 2016. - No. 11 (1). - P. 327-337.
190. Silinevica I. The role of collaboration municipality - regional university in sustainable tourism development: Case study of Dagda county // Environment. Technology. Resources. Proceedings of the 10th International Scientifi c and Practical Conference. - 2015. - No. 2. - P. 261.
191. Skinner B. F. The Technology of Teaching. - New York: Appleton-Century- Crofts, 1968. - 271 p.
192. Smith K. Partnerships in teacher education - going beyond the rhetoric, with reference to the Norwegian context // CEPS. - 2016. - No. 6 (3). - P. 17-36.
193. Snoek Marco. Educating quality teachers: How teacher quality is understood in the Netherlands and its implications for teacher education // European Journal of Teacher Education. - 2021. - Vol. 44, no. 3. - P. 309-327.
194. 194. Stephens D., Boldt G. School/University Partnerships: Rhetoric, Reality, and Intimacy // Phi Delta Kappan. - 2004. - Vol. 85 (9). - P. 703-707. - https://doi.org/10.1177/003172170408500912
195. Successful University-School Partnerships: An Interpretive Framework to Inform Partnership Practice / M. Jones, L. Hobbs, J. Kenny [et al.]. - https://doi.org/10.1016/j.tate.2016.08.006 // Teaching and Teacher Education. - 2016. - Vol. 60. - P. 108-120.
196. Tsui A. B. M., Law D. Y. K. Learning as boundary-crossing in school-university partnership // Teaching and Teacher Education. - 2007. - No. 23 (8). - P. 1289-1301. - https://doi.org/10.1016/j.tate.2006.06.003
197. Valero A., Van Reenen J. The economic impact of universities: Evidence from across the globe // Economics of Education Review. - 2019. - Vol. 68. - P. 53-54.
198. Wilson D. T., Jantrania S. Measuring value in interaction development // Paper, Presented at the 9th IMP Conference in Bath, 23-25 September, 1993. - Jantrania, 1994.
199. Wye C. K., Lim Y. M. Perception Differential between Employers and Undergraduates on the Importance of Employability Skills // International education studies. - 2009. - No. 2 (1). - P. 95-105.
200. Zeichner K. Rethinking the connections between campus courses and fi eld experiences in college- and university-based teacher education // Journal of Teacher Education. - 2010. - No. 61 (1-2). - P. 89-99. - https://doi.org/10.1177/00224 87109 347671
201. Zhironkin S. A., Suslova Y. Yu., Demchenko S. K., Voloshin A. V., Demchenko O. S. From a triple to a Penta Helix: the evolution of innovative economy development methodology // J. Sib. Fed. Univ. Humanit. soc. sci. - 2022. - No. 15 (12). - P. 1854-1864. - https://doi.org/10.17516/1997-1370-0957