В исследовании рассмотрено понятие цифровизации, проведен анализ уровня цифровой трансформации в различных странах. Отдельное внимание уделено специфике данных процессов в России и Сербии. Также рассмотрено отношение общества к цифровизации, в том числе уровни доверия граждан. Понятие цифровизации трактуется в разрезе проблем консолидации и сегментирования общества, возможностей контроля над личностью со стороны государства. Исследуются потенциальные зависимости уровня цифровизации от значений ВВП, ВВП на душу населения, численностью населения. В результате исследования, было выявлено, что для гармоничного развития в Сербии и России необходимо поддерживать конкретную цифровую среду и ее конфиденциальность для развития большего доверия и вовлеченности граждан. Обоснована необходимость в поддержке государствами развития цифровых навыков в стране на разных уровнях, поскольку это поможет укрепить отечественные компании в различных отраслях.
Наумов В. Н., Гайнулина М. С., Колышкин А. В., Чугунов А. В. Процессы цифровизации и их восприятие обществом: сравнительный анализ на примере России и Сербии. 2023;:27-38.
1. Bü nyamin Ayhan. Digitalization and Society / Bün yamin Ayhan // Peter Lang GmbH, Internationaler Verlag der Wissenschaften; New edition. 2017. P. 5.
2. Cheviron N. T. Kü resel İ letiş im. İ stanbul: Ekslibris Yayıncılık / Cheviron N. T. // Ref. Libr. 2014. Vol. 1. № 58. P. 14-16.
3. Antikainen M., Uusitalo T., & Kivikytö -Reponen P. Digitalisation as an enabler of circular economy / Antikainen M., Uusitalo T., & Kivikytö- Reponen P. // Procedia CIRP. 2018. Vol. 73. P. 45-49.
4. Rachinger M., Rauter R., Mül ler C., Vorraber W., & Schirgi E. Digitalization and its infl uence on business model innovation / Rachinger M., Rauter R., Mü ller C., Vorraber W., & Schirgi E. // Journal of Manufacturing Technology Management. Rachinger M., Rauter R., Mül ler C., Vorraber W., & Schirgi. 2018. P. 19-27.
5. Маркетинговое исследование и статистика от компании Statista: [сайт]. URL: https://www.statista.com/ statistics/1042743/worldwide-digital-competitiveness-rankings-by-country/
6. Суртаева О. С. Цифровизация в системе инновационных стратегий в социально-экономической сфере и промышленном производстве: монография / О. С. Суртаева. 2-е изд. М.: Дашков и К, 2021. 154 с. ISBN 978-5-394-04145-7. Текст: электронный. URL: https://znanium-com.ezproxy.ranepa.ru:2443/catalog/product/1232775 (дата обращения: 18.09.2022).
7. Digital Intelligence Index: [сайт]. URL: https://digitalintelligence.fl etcher. tufts.edu/countrydashboards
8. Свен Мейер. Влияние цифровой жизни на общество / Свен Мейер. 1-е изд. Мюнхен, 2018 // Journal GRIN Verlag, https://www.grin.com/document/453828-2018. P. 1.
9. Веселов Ю. В. Доверие в цифровом обществе / Веселов Ю. В // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. Вып. 2. С. 129-143. https://doi.org/10.21638/spbu. - 12.2020.202
10. Гейда А. С., Гурьева Т. Н., Наумов В. Н. Концептуальные и математические модели, методы и технологии исследования цифровой трансформации экономических и социальных систем: обзор предметного поля (часть 1) // Управленческое консультирование. 2021. Вып. 11 (155). C. 95-108. URL: https://www.elibrary.ru/item. asp?id=47374662 (дата обращения: 31.10.2022).
11. Конюховский П. В., Холодкова В. В. Применение методов теории игр в анализе экономико-политических взаимодействий на межгосударственном уровне // Финансы и бизнес. 2015. № 4. С. 40-57.
12. Konyukhovskiy P. V., Malova A. S. Stochastic Cooperative Games Application to The Analysis of Economic Agent’s Interaction // Contributions to Game Theory and Management. 2015. Т. 8. С. 137-148.
13. Konyukhovskiy P., Holodkova V., Titov A. B. Modeling Competition Between Countries in The Development of Arctic Resources // Resources. 2019. Т. 8. № 1. С. 49.