Статья посвящена одной из актуальных тем современного литературоведения - древнерусской агиографии. Для анализа выбраны жития, посвященные юродивым. Как показало исследование, они занимают двойственное положение в древнерусской литературе: с одной стороны, опираются на канон восточной (византийской) агиографии, с другой же - более чем жития иных типов отходят от него, сближаясь с западной традицией. В статье анализируются особенности заимствований, обработки вставных сюжетов, анализируются основные мотивы, в частности один из ведущих для агиографии мотивов - чудотворение.
Коваль А. В., Кузьмина М. Д., Акимова Н. Н. Жития юродивых в древнерусской литературе: между восточной и западной традициями. 2023;:782-791.
1. Бонавентур. “Legenda maior” св. Франциск Ассизский / пер. Д. С. Мережковского. М.: Ди-рект-Медиа, 2010. С. 5-176.
2. Будовниц И. У. Юродивые Древней Руси // Вопросы истории религии и атеизма XII в. М., 1964. С. 140-170.
3. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Киев: Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра, 2004. Т. 2. Месяц октябрь. 978 с.
4. Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М.: Языки славянских культур. Киев, 2005. С. 3-448.
5. Киреевский И. В. О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России // И. В. Киреевский. Избранные статьи. М.: Современник, 1984. 383 с. С. 151-213.
6. Лихачев Д. С. Смех как мировоззрение // Д. С. Лихачев, А. М. Панченко, Н. В. Понырко. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 7-71.
7. Молдован А. М. «Житие Андрея Юродивого» в славянской письменности // Русская речь. 2001. № 4. С. 122-125.
8. Панченко А. М. Смех как зрелище // Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 72-153.
9. Панченко А. М. Юродивые на Руси // Панченко А. М. Я эмигрировал в Древнюю Русь. СПб.: Звезда, 2008. С. 26-41.
10. Премудрый Епифаний. Житие святого отца нашего Стефана, епископа Пермского. СПб.: Типография Дома призрения малолетних бедных по Лиговке, 1866. С. 22-84.
11. Руди Т. Р. О топике житий юродивых // Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 58. СПб., 2007. С. 443-484.
12. Таубе И., Крузе Э. Послание Иоганна Таубе и Элерта Крузе / пер. М. Г. Рогинского) // Русский исторический журнал. 1922. Кн. 8. С. 40-80.
13. Успенский Б. А. Антиповедение в культуре древней Руси // Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. Семиотика истории. Семиотика культуры. М.: Языки русской культуры, 1996. С. 460-476.
14. Штаден Г., фон. О Москве Ивана Грозного. Записки немца-опричника. М.: Издание М. и С. Сабашниковых, 1925. 182 с.
15. Янковская Л. А. «Житие и труды» св. Мефодия и св. Константина-Кирилла в Четьих-Минеях св. Димитрия Ростовского // Slavia Orientalis. 1988. Т. 37, № 2. С. 383-396.