Данная статья посвящена изучению «болевых точек» профориентации в вузах России, позволяет понять, имеется ли проблема профессионального самоопределения студентов разных уровней обучения в образовательной практике. В статье приводятся результаты анализа опроса студентов и педагогов вуза, позволяющие определить состояние проблемы профессионального самоопределения студентов. Автором было выявлено, нуждаются ли в профессиональном самоопределении российские и иностранные студенты всех уровней обучения. В статье указывается, какие образовательные возможности выбора имеются у студентов высших образовательных учреждений. Также в исследовании представлены результаты опроса педагогов разнопрофильных вузов Российской Федерации.
1. Власенко С. В. Управление мотивацией профессионального самоопределения и профессионального развития // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012. № 3 (10). С. 49-51.
2. Килина А. В. Изучение познавательной мотивации студентов методом исследовательского кейса // Человек и образование. 2020. № 4 (65). С. 116-120.
3. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. 304 с.
4. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
5. Руднева Е. Н. Особенность формирования готовности к профессиональному самоопределению у студентов технического вуза // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2012. № 2 (18). С. 180-188.
6. Соловьева И. К. К вопросу о профессиональном самоопределении студентов вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2013. № 4 (15). С. 190-193.
7. Field S., Hofman A. Development of a model for self-determination // Career Development and Transition for Exceptional Individuals. 1994. Vol. 17. No. 2. P. 159-169. https://doi.org/10.1177/088572889401700205
8. Field S., Hofman A. Steps to self-determination: A curriculum to help adolescents learn to achieve their goals. 2nd ed. Austin: Pro Ed Publ., 2005. 90 p.
9. Hofman A., Field S. Promoting self-determination through efective curriculum development // Intervention in School and Clinic. 1995.Vol. 30. No. 3. P. 134-141. https://doi.org/10.1177/105345129503000302
10. Lee B., Porfeli E. J., Hirschi A. Between- and within-person level motivational precursors associated with career exploration // Journal of Vocational Behavior. 2016. Vol. 92. P. 125-134. http://dx.doi.org/10.1016/j.jvb.2015.11.009
11. Noga H. The careers of the education in technology graduates // Society.Integration. Education. Proceedings of the International Scientifc Conference. Vol. 2. Rezekne: Rezekne Academy of Technologies Publ., 2016. P. 223-230.
12. Te Wierik M. L. J., Beishuizen J. J., van Os. W. Career guidance and student success in Dutch higher vocational education // Studies in Higher Education. 2014. Vol. 40. No. 10. P. 1947-1961. https://doi.org/10.1080/03075079.2014.914905