Статья
ФОРМИРОВАНИЕ МОДЕЛИ КРЕАТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ МЕТОДАМИ "ЧЕРНЫЙ ЯЩИК" И "КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ГОМЕОСТАТ"
Цель исследования - формирование и использование в учебном процессе модели креативной среды как элемента образовательной модели при обучении дизайнеров среды. Гипотеза исследования предполагает, что внедрение модели креативной среды в образовательный процесс будет служить эффективным инструментом развития творческого потенциала обучающихся по программе «Дизайн среды» в Санкт-Петербургском государственном университете. Методологию исследования составили: методы контент-анализа литературы и категориально-символьные методы моделирования. В результате исследования разработаны модели креативной среды по методам «Черный ящик» и «Компенсационный гомеостат», примеры и рекомендации по интеграции моделей в учебный процесс.
1. Барышева Т. А., Жигалов Ю. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. СПб.: Изд-во СПГУТД, 2006. 268 с.
2. Бенуа А. Н. Мои воспоминания: в 5 кн. Кн. 1-2. М.: Наука, 1990.
3. Боголюбова Н. М., Николаева Ю. В. Охрана культурного наследия: международный и российский опыт // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2014. № 4 (21). С. 6-13.
4. Боровинская Д. Н. К вопросу о классификации теорий креативности // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 385. С. 50-56.
5. Боуш Г. Д Разумов В. И. Методология научного исследования (в кандидатских и докторских диссертациях). М.: Инфра-М, 2020. 227 с.
6. Бродская О. Ю. Сенежская студия дизайна // Молодая наука-2017: Архитектура. Строительство. Дизайн: сборник трудов IV Всероссийской студенческой научно-практической конференции (г. Москва, 21 апреля 2017 г.) / отв. ред. С. А. Забелина. М.: МИТУ-МАСИ, 2017. С. 136-146.
7. Васильева А. В. Конструирование дефиниции категории "интерактивное обучение" методом двухуровневой триадической дешифровки категории // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2021. № 200. С. 101-113. https://doi.org/10.33910/1992-6464-2021-200-101-113
8. Виноградова Е. И., Килимник Е. В. Анализ архитектурно-психологических исследований конца ХХ - начала ХХI века // Артикульт. 2020. № 3 (39). С. 137-148. https://doi.org/10.28995/2227-6165-2020-3-137-148
9. Гнедовская Т. Ю. Колония художников в Ворпсведе. История одного сообщества // Искусствознание. 2012. № 1-2. С. 507-545.
10. Григораш А. В. Г. Феномен Дармштадской колонии в немецком искусстве начала ХХ века // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2012. № 2-2. С. 226-234.
11. Дорфман Л. Я. Поток метаиндивидуального креативного сознания // Современные исследования творчества: к 90-летию Я. А. Пономарева / под ред. Л. Я. Дорфман, Д. В. Ушаков. Пермь: Пермский государственный институт искусства и культуры, 2010. С. 59-97.
12. Дорфман Л. Я. Теория креативности Ганса Айзенка // Мир психологии. 2010. № 2 (62). С. 70-86.
13. Дорфман Л. Я. Теория креативности К. Мартиндейла // Вопросы психологии. 2014. № 4. С. 126-134.
14. Дорфман Л. Я., Балева М. В. Взаимосвязь креативности и вариативности // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 2. С. 57-67.
15. Кильдюшева А. А. Изучение музея как категории мышления: опыт применения аппарата теории динамических информационных систем // Идеи и идеалы. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 420-438. https://doi.org/10.17212/2075-0862-2019-11.2.2-420-438
16. Лисовский В. Г. Леонтий Бенуа и петербургская школа художников-архитекторов. СПб.: Коло, 2006. 400 с.
17. Любин Д. В. Художественные колонии Германии в конце XIX - начале ХХ веков // Научные труды. 2006. Т. 2. С. 91-128.
18. Мороз В. В., Сахарова Н. С. Развитие креативности студентов в процессе креативно-ценностного взаимодействия "преподаватель - студент" // Вестник Оренбургского государственного университета. 2018. № 6 (218). С. 61-69.
19. Петрашень Е. П. Креативная среда. Феномен колоний художников, дач и усадеб деятелей культуры // Сборник докладов Всероссийской конференции "Проблемы реконструкции и реставрации памятников исторического и культурного значения". СПб.: Изд-во СПБГУ, 2011. С. 102-106.
20. Петрашень Е. П., Сперанская В. С. Проблемы и методы сохранения архитектурного наследия. Комплекс "Дача Бенуа" в Петергофе // Наукосфера. 2021. № 2-2. С. 6-11.
21. Петрова В. Н., Петров А. Н. Антропологическая теория творчества // Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 1. С. 87-89.
22. Тумасов А. А. Роль Виктора Вестерхольма в организации художественной колонии Эннингебю // Научные труды. 2018. № 45. С. 164-173.
23. Chambers J. A. Beginning a multidimensional theory of creativity // Psychological Reports. 1969. Vol. 25. No. 3. P. 779-799. https://doi.org/10.2466/pr0.1969.25.3.779
24. Eliseeva E. Makarova G., Feshchenko V., Komarova S., Kazimirova N. et al. Features of preparation of creative professionals in the educational environment of the modern university // International Review of Management and Marketing. 2016. Vol. 6. No. 1S. P. 300-306.
25. Ferretti V., Bottero M., Mondini G. Decision making and cultural heritage: An application of the Multi-Attribute Value Theory for the reuse of historical buildings // Journal of Cultural Heritage. 2014. Vol. 15. No. 6. P. 644-655. https://doi.org/10.1016/J.CULHER.2013.12.007
26. Garcês S., Pocinho M., Neves de Jesus S., Viseu J. N. The impact of the creative environment on the creative person, process, and product // Avaliação Psicológica. 2016. Vol. 15. No. 2. P. 169-176. https://doi.org/10.15689/AP.2016.1502.05
27. Kaufman J. C., Sternberg R. J. The Cambridge handbook of creativity. 2nd ed. Cambridge: Cambridge University Press, 2019. 761 p. https://doi.org/10.26613/esic.4.1.179
28. Lehman K. Conceptualising the value of artist residencies: A research agenda // Cultural Management: Science and Education. 2017. Vol. 1. No. 1. P. 9-18. https://doi.org/10.30819/cmse.1-1.01
29. Martindale C. Biological bases of creativity // Handbook of creativity / ed. by R. J. Sternberg. Cambridge: Cambridge University Press. 1999. P. 137-152.
30. Nocca F. The role of cultural heritage in sustainable development: Multidimensional indicators as decision-making tool // Sustainability. 2017. Vol. 9. No. 10. Article 1882. https://doi.org/10.3390/su9101882
31. Peleikis A. Tourism and the making of cultural heritage: The case of Nida (Curonian Spit) // Acta Historica Universitatis Klaipedensis. 2006. Vol. 12. P. 101-114.
32. Petrashen E., Rich J. D., Alferovskii K., Speranskaja V., Uralov I. et al. Art residence "Dacha Benois" in Peterhof as an innovative educational and cultural project of Saint-Petersburg university // EDULEARN21 Proceedings. 13th International Conference on Education and New Learning Technologies (Online Conference. 5-6 July, 2021). Valencia: IATED Publ., 2021. P. 8206-8214. http://dx.doi.org/10.21125/edulearn.2021.1657
33. Teller J., Bond A. Review of present European environmental policies and legislation involving cultural heritage // Environmental Impact Assessment Review. 2002. Vol. 22. No. 6. P. 611-632. http://doi.org/10.1016/ S0195-9255(02)00009-4
34. The ANFA 2018 CONFERENCE: Shared Behavioral Outcomes. September 20-22, 2018. La Jolla: Salk Institute for Biological Studies Publ., 2018. [Online]. URL: https://www.anfarch.org/programs-events/ conferences/2018-2/(accessed 20.07.2021).
35. The Dacha Benois in Peterhof. [Online]. URL: https://www.dachabenois.com (accessed 20.07.2021).
36. The National Centre for Contemporary Arts (NCCA). [Online]. URL: http://www.museum.ru/M2091 (accessed 20.07.2021).
37. Trigg J. U.S. artist colonies: Creation stories // World Futures. 2017. Vol. 73. No. 1. P. 50-57. http://doi.org/10.1080/02604027.2017.1311135