Статья
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПТИМИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ ЭКОЛОГО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В статье обсуждается современное состояние проблемы здоровьеформирования учащейся молодежи методами и средствами физической культуры. Обосновывается значение индивидуального подхода к проектированию физических нагрузок оздоровительной направленности. Подчеркивается важность изучения влияния различных факторов эколого-образовательной среды на адаптационные процессы в организме при физкультурно-оздоровительных занятиях. Намечаются перспективы дальнейших исследований в области оптимизации физкультурно-оздоровительной деятельности.
1. Айзятов Ф. А., Печаткин А. С. Экософская инициация в контексте образовательного процесса // Общество: философия, история, культура. 2020. № 4 (72). С. 13-19. https://doi.org/10.24158/fik.2020.4.1
2. Бондин В. И. Проектирование физкультурно-оздоровительных программ в современных условиях окружающей среды на основе кинезисэнергономического подхода // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 3. С. 23-26.
3. Бондин В. И., Жаброва Т. А. Адаптационные изменения кардиореспираторной системы у студентов под влиянием занятий физической культурой в различных условиях современной окружающей среды // Теория и практика физической культуры. 2016. № 12. С. 52-54.
4. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2012. 240 с.
5. Губа Д. В., Воронов Ю. С. Педагогический потенциал оздоровительного туризма // Теория и практика физической культуры 2019. № 1. С. 73.
6. Жаброва Т. А. Современные условия эколого-образовательной среды и уровень здоровья учащейся молодежи // III Балтийский морской форум: материалы Международного морского форума / сост. Н. А. Кострикова. Калининград: Калининградский государственный технический университет, 2015. С. 723-727.
7. Зритнева Е. И. Аксиологические приоритеты в воспитании современной молодежи // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VI международной научной конференции. СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 309-313.
8. Иванов А. В. Проектирование физкультурно-оздоровительных программ физического воспитания студентов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2021. № 3. С. 44-46.
9. Иванов В. Д. Самостоятельные занятия физической культурой как основа активной жизнедеятельности студента // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2021. Т. 6. № 1. С. 36-44. https://doi.org/10.47475/2500-0365-2021-16105
10. Игропуло И. Ф., Шаповалов В. К., Арутюнян М. М., Минкина О. В. Педагогические характеристики экосистемы социально-предпринимательского образования // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2019. № 3 (72). С. 140-149. https://doi.org/10.37493/2307-907X-2019-72-3-140-149
11. Катанаев И. И., Лига М. Б., Цикалюк Е. В. Модель организационной культуры вуза как условие формирования социального здоровья студенческой молодежи // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2012. № 151. С. 250-258.
12. Кондаков А. М. Экосистема цифрового образования. [Электронный ресурс]. URL: https://firo.ranepa.ru/fi les/docs/cifr_didactika/plenar/kondakov_plenar.pdf (дата обращения 11.10.2021).
13. Кузьмичева Т. В., Афонькина Ю. А., Морозова Д. А. Эколого-образовательная среда университета - условие включения студентов с инвалидностью в вузовское сообщество // Вестник Череповецкого государственного университета. 2018. № 6 (87). С. 183-190. https://doi.org/10.23859/1994-0637-2018-6-87-20
14. Курысь В. Н., Денисенко В. С., Гзирьян Р. В. Телесно-двигательное упражнение как ценность человеческого бытия // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2016. № 2 (53). С. 136-142.
15. Кускин У. Картирование новой экосистемы образования // Вопросы образования. 2018. № 4. С. 9-20.
16. Лукьяненко В. П. Концепция реформирования учебной работы по физической культуре в школе. Ставрополь: Изд-во Северо-Кавказского федерального университета, 2015. 128 с.
17. Лукьяненко В. П. Системный кризис образования в России: признаки и их анализ // Педагогика. 2018. № 1. С. 22-31.
18. Лукьяненко В. П., Муханова Н. В. Биологические, экологические и социальные факторы физического здоровья населения России // Материалы международной научной конференции "Биосфера и человек". Майкоп: Электронные издательские технологии, 2019. С. 378-380.
19. Магин В. А. Теоретический анализ понятия "Культура здоровья педагога" // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 63-4. С. 163-166.
20. Магин В. А., Мазакова Т. В. Разработка методического обеспечения профессиональной подготовки магистра для работы в оздоровительном фитнесе // Вестник Северо-Кавказского федерального университета. 2017. № 6 (63). С. 216-222.
21. Мардахаев Л. В. Словарь по социальной педагогике: учебное пособие для студентов. М.: Academia, 2002. 363 с.
22. Пергун О. В., Харченко Л. Н. Профессиональная деятельность преподавателя высшей школы как объект мониторинга // Мир науки. 2018. Т. 6. № 6. С. 53.
23. Пономарев А. Е., Пономарева И. А. Актуальные проблемы мониторинга функционального состояния занимающихся физической культурой и спортом // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2019. № 5. С. 40-47.
24. Пономарев И. Е., Стриева Л. Ю. Организация физкультурно-оздоровительной деятельности молодежи в пространстве вуза // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. № 1. С. 54-57.
25. Пономарева И. А. Современные направления фундаментальных и прикладных исследований по научному обоснованию содержания и методики оздоровительной физической культуры // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. 2017. № 3. С. 12-15.
26. Попова Т. В. Факторы, формирующие здоровье студентов высшего учебного заведения в условиях крупного города // Медицина. Социология. Философия. Прикладные исследования. 2020. № 3. С. 33-40.
27. Почекаева Е.И. Здоровье населения и гигиеническая безопасность территорий, прилегающих к аэропортам: автореф. дис. … д-ра мед. наук. М. 2008. 48 с.
28. Ревенко Е. М. Индивидуальные особенности возрастного развития и мотивация к реализации двигательной активности учащихся 10-11-х классов // Теория и практика физической культуры. 2018. № 2. С. 33-35.
29. Рябкова Г. В. Создание эколого-образовательной среды высшей школы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2011. № 16. С. 108-111.
30. Смирнова Ю. А., Суйконен С. И., Чопей С. В. Школа как развивающаяся образовательная экосистема: инновационный проект // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2018. № 1. С. 61-65.
31. Соколова Н. Г., Пономарева И. А. Состояние здоровья и качество образования в различных условиях экологической среды // Культура. Наука. Интеграция. 2014. № 4 (28). С. 106-110.
32. Тимофеева А. Г. О проектировании эколого-образовательной среды. От противоречий к дополнительности // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: материалы V Международной научной конференции. Саратов: Перо, 2016. С. 856-860.
33. Федоров А. А., Папуткова Г. А., Самерханова Э. К., Фильченкова И. Ф., Демидова Н. Н. Проектирование нового дизайна образовательной экосистемы вуза в контексте модернизации отечественного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23. № 1. С. 52-63. https://doi.org/10.17759/pse.2018230105
34. Федотова О. Д. Концептуальные основы и апробация методики исследования эффективности практико-ориентированного образования в процессе подготовки выпускников вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 37.
35. Филимонова С. И., Андрющенко Л. Б., Аверясова Ю. О., Филимонова Ю. Б. Самореализация как фактор эффективного управления пространством физической культуры и спорта // Теория и практика физической культуры. 2018. № 9. С. 103-104.
36. Фортунатов А. А. Педагогический менеджмент как основа проектирования развивающей эколого-образовательной среды // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2016. № 38. С. 137-143.
37. Черник Б. П. Эффективное участие в образовательных выставках: научно-практическое пособие для формирования выставочной культуры, освоения приемов и навыков успешного участия в выставках. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. 199 с.
38. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М.: Смысл, 2001. С. 114-166.
39. Hannon V., Patton A., Temperley J. Developing an innovation ecosystem for education: Working paper, December 2011. [S. l.]: Cisco Publ., 2011. [Online]. Available at: https://www.globalcitizenleaders.com/wp-con-tent/uploads/2017/03/Innovation-Educat-CISCO.pdf (accessed 12.10.2021).
40. Pearce A., McCoy A. Creating an educational ecosystem for construction: A model for research, teaching, and outreach integration and synergy: Working paper E14. // Proceedings of ASCE Construction Research Congress, Grand Bahama island, May 6-8, 2007 / ed. by M. Garvin, F. Edum-Fotwe, P. Chinowski. Grand Bahamas Island: [s. n.], 2007. [Online]. Available at: https://www.researchgate.net/profile/Andrew-Mccoy-6/publica-tion/228407398_E14_CREATING_AN_EDUCATIONAL_ECOSYSTEM_FOR_CONSTRUCTION_A_MOD-EL_FOR_RESEARCH_TEACHING_AND_OUTREACH_INTE-GRATION_AND/links/547344030cf216f8c-faecd58/E14-CREATING-AN-EDUCATIONAL-ECOSYSTEM-FOR-CONSTRUC-TION-A-MODEL-FOR-RESEARCH-TEACHING-AND-OUTREACH-INTE-GRATION-AND.pdf (accessed 12.10.2021).
41. Shephard R. J. Immune changes induced by exercise in an adverse environment // Canadian Journal of Physiology and Pharmacology. 1998. Vol. 76. No. 5. P. 539-546. https://doi.org/10.1139/cjpp-76-5-539