Доклад конференции

Центр «Интеллект»: технология работы с одаренными детьми в рамках системно-деятельностного подхода на примере обучения дизайну

2022

Опыт обучения дизайну, как актуальному направлению творческой деятельности, показал высокий результат в формировании необходимых в современном обществе навыков XXI века у школьников. Статья посвящена общему описанию учебной технологии и практических результатов, полученных при работе с одаренными детьми в образовательном центре «Интеллект» в Ленинградской области. Актуальный этап развития современного общества характеризуется непрекращающимся увеличением информационного потока во всех сферах жизни, регулярным взаимодействием с новыми областями знаний, появлением новых, уникальных направлений человеческой деятельности. В свете такого рода тенденций, наиболее важными навыками становятся способность к отбору качественной информации, синтезу нового знания, творческому переосмыслению получаемого опыта, рефлексивному анализу текущей ситуации, постановке и реализации целей самостоятельного развития, а также к всестороннему социальному сотрудничеству. Не вызывает сомнений, что приобретение и развитие перечисленных навыков - задача столь же важная, сколь и сложная. Именно это является аргументом для перехода к концепции непрерывного образования современного человека в течении всей своей жизни. Очевидно, что процесс формирования упомянутых компетенций необходимо запускать по возможности рано, уже в детском возрасте, в рамках начального и среднего образования в современной школе. В соответствии с этим, обновленный ФГОС уделяет особенное внимание приобретению навыков XXI века и формирует их список, упоминая такие компетенции как креативность, критическое мышление, способность к решению проблем, любознательность, инициативность, коммуникативность, настойчивость, социальная и культурная осведомленность. Освоение перечисленных навыков в школе происходит в рамках системно-деятельностного подхода и, соответственно, требует создания условий инициирующих действие обучающихся. Именно создание этих условий формулируется как ключевая педагогическая задача современной системы образования. Эффективным методом, реализующим принципы системно-деятельностного подхода, является актуальный в современном образовании проектный метод обучения, который, в свою очередь, является основным педагогическим приемом в системе художественного образования. На основе этого приема была построена технология работы с одаренными детьми при изучении направления «Дизайн», в рамках образовательной программы «Материалы и техники изобразительного и декоративного искусства и дизайна» образовательного центра «Интеллект». Полученные результаты показали эффективность метода в решении задачи приобретения и развития метапредметных навыков "soft skills". При анализе приведенных факторов возможно сделать вывод о том, что система художественного образования содержит в себе высокий потенциал для достижения целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся в наиболее актуальном направлении и позволяет распространить приобретенный опыт на другие предметные области.

Тютюнник О. А. Центр «Интеллект»: технология работы с одаренными детьми в рамках системно-деятельностного подхода на примере обучения дизайну. 2022;:118-127.
Цитирование

Список литературы

Документы