Книга

Избранные труды
В первый том «Избранных трудов» В. Г. Маранцмана (1932-2007), известного российского методиста-словесника, чл.-кор. РАО, доктора педагогических наук, профессора РГПУ им. А. И. Герцена, вошли две его книги, составившие классику отечественной методической науки и давно ставшие библиографическими редкостями: «Анализ литературного произведения и читательское восприятие школьников» (1974) и «Труд читателя» (1986). Эти труды ученого образуют своеобразную дилогию, хотя и имеют разных адресатов. Обе книги посвящены всегда актуальной для литературного образования проблеме - анализу художественного текста в соотношении с его читательским восприятием. Том открывается вступительной статьей, своеобразным путеводителем по тексту, а завершается краткими воспоминаниями о методисте его коллег и учеников. Издание адресовано методистам-исследователям, докторантам и аспирантам, учителям и студентам-филологам - словом, всем тем, кому небезразлична судьба школьного литературного образования.
1. История литературного образования в российской школе: хрестоматия для студ. фил. фак. пед. вузов / авт.-сост. В. Ф. чертов. М.: ИЦ «Академия», 1999. 384 с.; Методика преподавания литературы: хрестоматия-практикум: учебное пособ. для студ. высш. учебн. заведений / авт.-сост. Б. А. Ланин. М.: ИЦ «Академия», 2003. 384 с.
2. Методика преподавания литературы: пособие для студентов и преподавателей: в 2-х ч. / под ред. О. Ю. Богдановой и В. Г. Маранцмана. М.: Просвещение; Владос, 1995.
3. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения: пособие для учителя. 4-е изд., испр. М.: Просвещение, 1985. 288 с.
4. Маранцман В. Г. Избранные труды. Т. 1
5. Маранцман Е. К. Возрождение инвариантов школы В. Г. Маранцмана в методике преподавания литературы // Литература в школе. 2019. № 7. С. 22.
6. Маранцман Е. К. Мотивный анализ литературного произведения как методический прием // Литературное образование в современном мире: проблемы и решения: международная научно-практическая конференция (XX Голубковские чтения) 15-16 марта 2012 г. Москва. М.: Прометей, 2012. С. 113-116, а примеры подобных диад вопросов можно посмотреть в книге Е. К. Маранцман. Трагическое искусство любви: Серия элективных курсов по литературе «Искусство жить достойно»: учебное пособие. СПб.: Университетские образовательные округа, 2012. С. 5-52.
7. Асмус В. Ф. чтение как труд и творчество // Асмус В. Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство, 1968. С. 55-68.
8. Методика преподавания литературы: биобиблиографический словарь / сост. и науч. ред. В. Ф. чертов. М.: МПГУ, 2018. С. 187.
9. Роткович Я. А. Вопросы преподавания литературы (М.: УЧПЕДГИЗ, 1959) и Методика преподавания литературы в советской школе (М.: Просвещение, 1969).
10. Гуковский Г. А. Изучение литературного произведения в школе. М.; Л.: Просвещение, 1996.
11. Голубков В. В. Художественное мастерство И. С. Тургенева. М.: УЧПЕДГИЗ, 1955;
12. Зверс Т. В. нравственное и эстетическое воспитание учащихся при изучении литературного пейзажа в 5-6 классах. Л., 1967.
13. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем. Письма. Т. I. М.; Л.: Изд-во Ан СССР, 1961. С. 436.
14. «Тургенев в Спасском-Лутовинове». Учебный диафильм для 6 классов. Ленинградское отделение Педагогического общества РСФСР. Л., 1972.
15. Тургенев И. С. Довольно // Полн. собр. соч. Т. 9. М.; Л.: наука, 1965. С. 120. 22
16. Храпченко М. Время и жизнь литературных произведений // Вопросы литературы. 1968. № 10. С. 145-146.
17. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. С. 162.
18. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горе от ума». М.: наука, 1971;
19. Выготский Л. С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. С. 327.
20. Маймин Е. А. Опыты литературного анализа. М.: Просвещение, 1972. С. 11.
21. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. С. 5.
22. Брюханов В. П. Опыт языкового разбора лирических произведений М. Ю. Лермонтова // Русский язык в школе. 1940. № 5. С. 47-55;
23. Будрин В. А. «Парус» Лермонтова // Прикамье. Лит.-худ. сб. № 3; Молотов: ОГИЗ, 1941. С. 113-121;
24. Михайлова Е. Н. Идея личности у Лермонтова и особенности ее художественного воплощения // Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова. Сб. первый. М.: ОГИЗ, 1941. С. 145;
25. Гаркави А. М. заметки о Лермонтове // Уч. зап. Калининградского гос. пед. ин-та. 1959. Вып. VI. С. 274-296;
26. Шатилов С. Е. Символ или человек? // Вопросы стилистики. Арзамас, 1961. С. 25-29;
27. Архипов Вл. М. Ю. Лермонтов. М.: Московский рабочий, 1965. С. 154-174;
28. Паперный З. Старый парус и новая волна // День поэзии. М.: Советский писатель, 1969. С. 208-212;
29. Реизов Б. Г. Заметки о Лермонтове // От «Слова о полку Игореве» до «Тихого дона». Сб. ст. Л.: Наука, 1969. С. 324-325;
30. Найдич Э. Э. М. Лермонтов «Парус» // Поэтический строй русской лирики. Л.: наука, 1973. С. 122-134.
31. Эйхенбаум Б. М. Статьи о Лермонтове. М.; Л.: Ан СССР, 1961. С. 18.
32. Максимов Д. Поэзия Лермонтова. Л.: Советский писатель, 1959. С. 17.
33. Рез З. Я. Лермонтов в школе. Л.: УЧПЕДГИЗ. 1963 С. 33-37
34. Корст Н. О. Очерки по методике анализа художественных произведений. М.: УЧПЕДГИЗ, 1963. С. 172-177;
35. Курдюмова Т. Ф. Пейзаж - средство эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1965. С. 47-50;
36. Жижина А. «Парус» М. Ю. Лермонтова // Вопросы преподавания русской литературы в национальной школе. Вып. I. М.: Педагогика, 1972. С. 155-167.
37. Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. М.: УЧПЕДГИЗ, 1959. С. 117-118.
38. Артоболевский Г. В. Очерки по художественному чтению. М.: УЧПЕДГИЗ, 1959. С. 119.
39. «Проблемное изучение литературного произведения и другие пути школьного разбора» // Литература в школе. 1972. № 3.
40. Сладкова Д. А. Проблемное преподавание литературы в старших классах средней школы. Казань: Изд-во Казанского университета, 1967. С. 4.
41. Алчевская Х. Д. Что читать народу? Т. I. 2-е изд. СПб., 1888. С. 32.
42. Кузьмин Н. В. Штрих и слово. Л.: Художник РСФСР, 1967.
43. Дорош Е. «Художник и книга» (Новый мир. 1963. № 7).
44. Юркевич Т. Г. «Наглядность в преподавании литературы» (М.: УЧПЕДГИЗ, 1955).
45. Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971.
46. Никольский В. А. Преподавание литературы в средней школе. М.: УЧПЕДГИЗ, 1963. С. 19-20.
47. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 45.
48. Там же. С. 46.
49. Там же. С. 137.
50. Там же. С. 60.
51. Там же. С. 123.
52. Аристотель. Об искусстве поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 122-123.
53. Энгельс Ф. Анти-Дюринг // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. М.: Госполитиздат, 1961. С. 20.
54. Буало. Поэтическое искусство. М.: Гослитиздат, 1957. С. 68.
55. Буало. Поэтическое искусство. М.: Гослитиздат, 1957. С. 82.
56. Там же. С. 84-85.
57. Там же. С. 81.
58. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 128.
59. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 146-148.
60. Там же. С. 97-98.
61. Там же. С. 162.
62. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 96-97.
63. Там же. С. 93-94.
64. Там же. С. 137.
65. Там же. С. 165.
66. Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. М.: Гослитиздат, 1957. С. 98-99.
67. Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.; Л., 1936. С. 7.
68. Там же. С. 293.
69. Там же. С. 283.
70. Там же. С. 105.
71. Лессинг Г. Э. Гамбургская драматургия. М.; Л., 1936. С. 12.
72. Гегель. Эстетика. Т. 4. М.: Искусство, 1968. С. 38.
73. Там же. С. 38.
74. Гегель. Сочинения. Т. XIV. Лекции по эстетике. Книга третья. М., 1958. С. 224.
75. Гегель. Сочинения. Т. XIV. Лекции по эстетике. Книга третья. М., 1958. С. 225.
76. Там же.
77. Там же. С. 329.
78. Там же. С. 22.
79. Там же.
80. Гегель. Сочинения. Т. XIV. Лекции по эстетике. Книга третья. М., 1958. С. 22.
81. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. V. М.: Ан СССР, 1954. С. 16.
82. Белинский В. Г. Указ. соч. С. 22. Там же. С. 59. Там же. С. 14. Там же. С. 9.
83. Белинский В. Г. Указ. соч. С. 10.
84. Там же. С. 15.
85. А. И. Герцен об искусстве. М.: Искусство, 1954. С. 193.
86. В. Г. Белинский. Указ. соч. C. 10.
87. В. Г. Белинский. Указ. соч. С. 46. Там же. С. 54.
88. Городецкий Б. П. Лирика Пушкина. М.; Л.: Ан СССР, 1962. С. 351.
89. Томашевский Б. Пушкин. Кн. 2. М.; Л.: Ан СССР, 1961. С. 389.
90. Рез З. Я. некоторые особенности литературного развития учащихся 5-10 классов в связи с изучением поэзии // XXII Герценовские чтения. Филологические науки. Программа и краткое содержание докладов. Л.: 1969. С. 150-152.
91. Алексеев М. П. Стихотворение Пушкина «я памятник себе воздвиг». Проблемы его изучения. Л.: наука, 1967. С. 63-64.
92. Бушмин А. С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: наука, 1969. С. 41.
93. Лотман Ю. Литературоведение должно быть наукой // Вопросы литературы. 1967. № 1. С. 99.
94. Ленин В. И. Философские тетради. М.: Политиздат, 1969. С. 137.
95. Бушмин А. С. Методологические вопросы литературоведческих исследований. Л.: наука, 1969. С. 108.
96. Асмус В. чтение как труд и творчество // Вопросы теории и истории эстетики. М.: Искусство», 1968.
97. Мейлах Б. Пути комплексного изучения художественного творчества // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. С. 18.
98. Ленин В. И. Философские тетради. М.: Политиздат, 1969. С. 225.
99. Горький и наука. Статьи, речи, письма, воспоминания. М.: наука, 1964. С. 40.
100. Симонов П. В. что такое эмоция? М.: наука, 1966.
101. Никифорова О. И. Исследования по психологии художественного творчества. М.: МГУ, 1972.
102. Суздальский Ю. П. Пушкин и Анакреонт // ХХ Герценовские чтения (Межвузовская конференция). Филологические науки. Л., 1967. С. 65.
103. Потапов И. А. Стратегия Бородинской битвы в романе Л. Толстого «Война и мир» // науч. докл. литературоведов Поволжья (Мат-лы VI зон. конфер. литературовед. кафедр ун-тов и пед. ин-тов). Астрахань, 1967. С. 21-23.
104. Билинкис Я. дороги познания (К проблеме единства научной и художественной мысли) // Нева. 1965. № 10. С. 170-173.
105. Бароян О. Талант исследователя // Литературная газета. 1967. № 10.
106. Академик Александров П. необходимо вдохновенье // Литературная газета. 1967. № 4.
107. Сафронова В. Творчество и современный научный прогресс // Вопросы литературы. 1966. № 8. С. 245-247.
108. Письмо Стасюлевичу, 8 дек. - 26 нояб. 1875 г. // Стасюлевич и его современники. Т. III. СПб., 1912. С. 67.
109. Письмо к А. С. Суворину. 24 февр. 1893 г. // Полн. cобр. соч. Т. XVI. С. 31-32.
110. Письмо к А. Н. Плещееву. 30 сент. 1899 г. // Там же. Т. XIV. С. 407.
111. Письмо к А. С. Суворину. 4 июня 1892 г. Там же. Т. XV. С. 388.
112. Альшванг А. П. И. Чайковский. М.: Музыка, 1967. С. 265.
113. Там же. С. 829.
114. Там же. С. 849.
115. Шостакович Д. Поет виолончель // Правда. 25 января 1967 г.
116. Писарев Д. И. Мысли по поводу сочинений Марка Вовчка // Русские писатели о литературном труде. Т. II. Л.: Сов. писатель, 1955. С. 577.
117. Лирика Пушкина. М.: Советский писатель, 1959. С. 37.
118. Полн. собр. соч. А. С. Пушкина. Т. III. ч. 2. М.: Ан СССР, 1949. С. 995-1008
119. С. Е. Шатилов. Образец философской лирики // Уч. зап. Таджикского гос. ун-та им. В. И. Ленина. Т. XIX. Серия филолог. наук. 1958. Вып. 2. С. 28.
120. Соловей Н. Я. История создания и публикации «Вновь я посетил» А. С. Пушкина // Вопросы русской литературы. Уч. зап. МГПИ им. В. И. Ленина. М., 1970. С. 89-118.
121. Смирнов С. А. Преподавание литературы в V-VIII классах. М.: Учпедгиз, 1962. С. 120-123, 195-199.
122. Данилов М. А., Есипов Б. П. дидактика. М.: Учпедгиз, 1957. С. 150.
123. Браже Т. Г., Петунина Е. С., Тонконогая Е. П. Вопросы преподавания литературы в V-VIII классах вечерней (сменной) школы. М.: Просвещение, 1965. С. 102.
124. Смирнов С. А. Преподавание литературы в V-VIII классах. М.: Учпедгиз, 1962. С. 123.
125. Смирнов С. А. Преподавание литературы в V-VIII классах. М.: Учпедгиз, 1962. С. 123.
126. Елеонская А. С. Роль заключительных занятий в целостном восприятии художественных произведений // Литература в школе. 1963. № 5. С. 63-66.
127. Симонов П. что такое эмоция? // наука и жизнь. 1965. № 3. С. 58, 59.
128. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. М.: Учпедгиз, 1962. С. 195-196.
129. Вопросы методики преподавания литературы в школе. М.: АПН РСФСР, 1961. С. 106.
130. Тонконогая Е. П. Особенности усвоения знаний по литературе // Вопросы преподавания литературы в V-VIII классах вечерней (сменной) школы. М.: Просвещение, 1965. С. 147.
131. Житова В. Н. Воспоминания о семье И. С. Тургенева. Тула: Тульское кн. изд., 1961. С. 71-82.
132. Житова. В. Н. Указ. соч. С. 80.
133. Ашукин Н. С. По грибоедовской Москве. М., 1924.
134. Айзерман Л. С. О проблемном изучении в школе комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». М., 1966.
135. Мичурина-Самойлова В. А. Полвека на сцене Александринского театра. 1935;
136. Филиппов В. А. «Горе от ума» А. С. Грибоедова на русской сцене. М.: Знание, 1954.
137. Филиппов Вл. А. А. Яблочкина. М.; Л.: Искусство, 1947.
138. Беньяш Р. Без грима и в гриме. М.; Л.: Искусство, 1965.
139. Сергейчева А. Ф. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» в школе. Тула: Приокское кн. изд., 1973
140. Тонконогая Е. П. Особенности усвоения знаний по литературе // Вопросы преподавания литературы в V-VIII классах вечерней школы. М.: Просвещение, 1965. С. 139.
141. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы. М., 1984. С. 37.
142. Суздальский Ю. П. «Арион» Пушкин // Литература и мифология. Л., 1975.
143. Городецкий Б. П. Лирика Пушкина. М.; Л., 1962. С. 362.
144. Варианты стихотворения приводятся по полн. собр. соч. А. С. Пушкина (Т. III. ч. 2. М., 1949. С. 784-789, 995-1008).
145. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1963. С. 128
146. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976. С. 66
147. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957. С. 298.
148. Там же. С. 318.
149. Макогоненко Г. П. Творчество А. С. Пушкина в 1830-е годы. Л., 1974. С. 203-209.
150. Порудоминский В. И., Эйдельман Н. Я. Болдинская осень. М., 1974. С. 255.
151. Алексеев М. П. Пушкин в библиотеке Воронцова // Пушкин. Статьи и материалы. Одесса, 1926.
152. А. К. Жолковский. К описанию связанного текста. М., 1976. ч. 1. С. 30.
153. Сопрыкин Ю. М. Об этических взглядах шекспира // Вестник МГУ. 1973. № 6. С. 52, 54.
154. Фельдман О. Судьба драматургии Пушкина. М., 1975. С. 171
155. Степанов Н. Л. н. В. Гоголь. Творческий путь. М., 1955. С. 467-468.
156. Г. А. Гуковский. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 493.
157. Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1960. С. 85-87.
158. Храпченко М. Б. Творчество Гоголя. М., 1959. С. 264
159. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. Т. XII. С. 46.
160. Н. В. Гоголь в русской критике. М., 1953. С. 324, 348, 361-362. 511-516.
161. Горький А. М. и Чехов А. П. Переписка. Статьи. Высказывания. М., 1951. С. 32.
162. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. М., 1954. С. 235-236.
163. Бронштейн С. Герои одного мгновенья. М., 1964. С. 93-94.
164. Станиславский К. С. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. М., 1954. С. 251.
165. Там же. С. 258.
166. Товстоногов. Г. О профессии режиссера. М., 1967. С. 114.
167. Там же. С. 120.
168. Там же. С. 122.
169. Семанова М. Л. Чехов-художник. М., 1976. С. 186-193.
170. Ленин В. И. О культуре и искусстве. М., 1956. С. 401-402.
171. Вознесенский А. Прорабы. М., 1984
172. Вампилов А. дом с окнами в поле. Иркутск, 1982. С. 14.
173. Рождественский В. А. Читая Пушкина. Л., 1966.
174. Непомнящий В. Поэзия и судьба. М., 1983.
175. Устюжанин Д. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. М., 1974.
176. Манн Ю. В. Смелость изобретения. черты художественного мира Гоголя. М., 1975.
177. Паперный З. С. «Вопреки всем правилам…» Пьесы и водевили Чехова. М., 1982.
178. Новиков В. В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. М., 1976.
179. Михайлов А. А. Поэты и поэзия. М., 1979.
180. Кожинов В. В. Николай Рубцов. М., 1976.
181. Коробов В. И. Юрий Бондарев. М., 1984.