В статье предлагается модель «ключевых элементов профессиональной пробы»: роль, профессиональная задача, профессиональный способ действий, практическое выполнение, рефлексия. Обосновывается значение такой модели для обучения педагогов, а также для процесса разработки и апробации профессиональной пробы.
Пронькин В. Н., Кравченко Н. Н., Костейчук О. В. Ключевые элементы профессиональной пробы: опыт технологического образования. 2023;:66-73.
1. Волошина И. А., Новиков П. Н., Зуев В. М. Понятие профессии в составе профессионально-трудовой и образовательной терминологии // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 10 (343). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-professii-vsostave-professionalno-trudovoy-i-obrazovatelnoy-terminologii (дата обращения: 01.02.2023).
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллектив. монография / [В. А. Козырев и др.] ; под ред. В. А. Козырева и Н. Ф. Радионовой; М-во образования и науки Рос. Федерации, Нац. фонд подгот. кадров, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. - 391 с.
3. Методические рекомендации по разработке программ профессиональных проб в рамках проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, 2022 г. [Электронный ресурс] URL: https://report.apkpro.ru/uploads/share/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%D1%8B%D0%A0%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
4. Организация профессиональной ориентации школьников : методические рекомендации / В. И. Блинов, З. К. Дулаева, Е. Ю. Есенина, Л. Н. Куртеева, И. С. Сергеев; под ред. В. И. Блинова. Москва : Перо, 2018. 100 с. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/spo/proforientaciya_metod_recomendacii.pdf (дата обращения: 01.02.2023).
5. Огановская Е. Ю. Методические рекомендации по организации профессиональных проб и составлении программ профессиональных проб. Санкт-Петербург : ДУМ, 2021. URL: https://dumspb.ru/files/files/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%20%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B1%20%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%81%D1%82%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80.docx (дата обращения: 01.02.2023).
6. Профессиональные пробы: технология и методика проведения: методическое пособие / С. Н. Чистякова, Н. Ф. Родичев, П. С. Лернер и др. ; под ред. С. Н. Чистяковой. Москва : Академия, 2014. 208 с.
7. Психологические основы профессиональной деятельности: хрестоматия / сост. В. А. Бодров. Москва : ПЕР СЭ, 2007. 844 с. Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=86327 (дата обращения: 03.02.2023).
8. Рис Э. Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели. Москва : Альпина Паблишер, 2014. 330 c.
9. Сергеев И. С. Проектирование системы организационно педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях вертикально интегрированного непрерывного образования. Москва : Перо, 2017. 226 с.
10. Сергеев И. С., Родичев Н. Ф., Чистякова Г. Н. Наша новая профориентация. Научно-методическое пособие. Приложение к научно-методическому журналу «ДУМский вестник: теория и практика дополнительного образования» Санкт-Петербург, 2020. URL: https://www.cposo.ru/images/2018/79/nnp.pdf (дата обращения: 01.02.2023).