Глава книги
ГУМАНИТАРНОЕ МЫШЛЕНИЕ И ИДЕИ ДИАЛОГА КУЛЬТУР
В статье рассматривается современная концепция гуманитарного мышления как «разум общения разумов» и его роль в формировании школы воспитания «человека культуры». Раскрыта сущность диалога культур в образовательном аспекте. На материале изучения литературного текста предложена педагогическая технология осуществления диалога культур, описаны его этапы (предкоммуникативный, коммуникативный, посткоммуникативный), и основные фазы. Педагогическая технология получила длительную экспериментальную проверку в практической деятельности педагогов и внедрена в практику. Эксперимент показал, что в процессе осуществления диалога культур реципиент выходит к смыслам и ценностям культуры, определенному историческому типу сознания, которые создатель текста представляет и отражает. Так происходит трансцендентный сдвиг, своеобразный скачок от речевой коммуникации к я-экзистенции личности, которая начинает создавать свой образ по моделям культуры.