Глава книги
Адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока к колледжу: ресурсный подход
1. Айварова Н. Г., Наумова М. В., Миронов А. В. Жизнестойкость и психологическое здоровье молодежи коренных малочисленных народов Севера // Психология образования в поликультурном пространстве. - 2018 (1). - № 1 (41). - С. 6-12. DOI: https://doi.org/10.24888/2073-8439-2018-41-1-6-12
2. Айварова Н. Г., Наумова М. В., Миронов А. В. Особенности психологического здоровья молодёжи коренных народов Севера // Мир науки, культуры, образования. - 2018 (2). - № 1(68). - С. 331-334. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-psihologicheskogo-zdorovya-molodyozhikorennyh-narodov-severa
3. Александрова Л. А., Лебедева А. А., Бобожей В. В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. - 2014. - № 1. - C. 50-67. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21520100
4. Алексеев В. В., Алексеева А. Е. Проблемы адаптации и подготовки представителей коренных малочисленных народов Севера к учебе в системе высшего профессионального образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - № 12-2. - С. 125-132. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22844110
5. Баева И. А. Психологическая безопасность образовательной среды (Теоретические основы и технологии создания): специальность 19.00.07 «Педагогическая психология»: диссертация на соискание ученой степенидоктора психологических наук. - Санкт- Петербург, 2002. - 386 с. URL: https://www.dissercat.com/content/psikholo giche skaya-bezopasnost-obrazovatelnoi-sredy-teoreticheskie-osnovy-i-tekhnologii-sozd
6. Берестнева О. Г., Шаропин К. А. Построение моделей адаптации студентов к обучению в вузе // Известия Томского политехнического университета. - 2004. - Т. 307, № 5. - С. 131-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9024793
7. Беспалова Е. Н. Особенности образовательной среды колледжа как условие успешной социальной адаптации студентов, представителей коренных малочисленных народов Сибири // Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. - 2011. - № 5-1. - С. 175-178. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21033231
8. Бучкин А. В. Модель социально-педагогической адаптации студентов среднего профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - С. 334. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23220669
9. Валеева Д. Р., Спиридонова Л. Н. Особенности кураторской деятельности для успешной адаптации иностранных учащихся // Science for Education Today. - 2020. - Т. 10, № 2. С. 22-36. DOI: https://doi.org/10.15293/2658-6762.2002.02
10. Васильева С. Л., Абрамова А. А., Волкова М. Г., Дмитриенко Н. А., Коваленко Н. С. Социокультурная адаптация иностранных студентов в Сибирском регионе // Профессиональное образование в современном мире. - 2020. - Т. 10, № 4. - С. 4212-4222. DOI: https://doi.org/10.20913/2618-7515-2020-4-05
11. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л., Бодров В. А. и др. Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы: коллективная монография. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - 624 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20092193
12. Дикая Л. Г., Журавлев А. Л., Занковский А. Н. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. - 2016. - Т. 1., № 1. - С. 7- 48. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28313123
13. Кривцова О. И. Социокультурная адаптация иностранных студентов в образовательной среде российского вуза (на примере Воронежской государственной академии им. Н. Н. Бурденко) // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 8-2. - С. 284-288. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16456050
14. Лукьяненко Т. И., Карплюк П. Н., Чистякова В. А., Сазонова О. К., Гонохова Т. А., Манеева Н. Ф. Исследование и учет индивидуально-психологических особенностей студентов - представителей коренных малочисленных народов в процессе их социально-психологической адаптации // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7-1 (19). - С. 139-143. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13072538
15. Милькова Е. В., Беляева Н. В. Адаптация студентов - представителей коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока в социально-педагогической деятельности КемГУКИ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2010. - № 13. - С. 103-109. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16219464
16. Орехова Е. Ю. Педагогические условия активизации процесса адаптации студентов младших курсов к вузу (на примере студентов коренных малочисленных народов Севера, ханты и манси): специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования»: автореф. … дис. пед. наук. - Рязань, 2006. - 20 с. URL: https://dlib.rsl.ru/01003068073
17. Сазонова О. К., Манеева Н. Ф., Карплюк П. Н., Чистякова В. А., Гонохова, Т. А., Лукьяненко, Т. И. Современные подходы в понимании проблем социально-психологической адаптации студентов - представителей коренных и малочисленных народов // Мир науки, культуры, образования. - 2009. - № 7-1 (19). - С. 132-135. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13072536
18. Сидорова Л. З. Особенности организации безопасной образовательной среды колледжа как средство проектирования педагогических ситуаций // Вестник Башкирского университета. - 2007. - Т. 12, № 4. - С. 230-234. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9951784
19. Смолина Т. Л. Теории этапов кросс-культурной адаптации // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2012. - № 5. - С. 267-271. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17825909
20. Человек на Севере: системные механизмы адаптации: Сборник трудов, посвященный 90-летию основания Магадана / Федеральное государственное бюджетное учреждение науки, Научно-исследовательский центр «Арктика», Дальневосточного отделения Российской академии наук (НИЦ «Арктика» ДВО РАН); под общ. ред. Академика РАН, д-ра мед. наук Н. Н. Беседновой. - Магадан: Экспресс-полиграфия, 2019. - 256 с. URL: https://arktika.north-east.ru/images/news/2019/12/arktika_21.11.19.pdf
21. Яницкий М. С., Портнова А. Г., Богомолов А. М. Психологическая адаптация: функциональные, структурные и динамические аспекты // Психология адаптации и социальная среда: современные подходы, проблемы, перспективы: коллективная монография. - М.: Институт психологии РАН, 2007. - С. 96-108. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_20092193_36414925.pdf
22. Arici-Ozcan N., Cekici F., Arslan R. The relationship between resilience and distress tolerance in college students // International Journal of Educational Methodology. - 2019. - Vol. 5 (4), - P. 525-533. DOI: https://doi.org/10.12973/ijem.5.4.525
23. Bi D., Li X. Psychological fl exibility profi les, college adjustment, and subjective well-being among college students in China: A latent profi le analysis // Journal of Contextual Behavioral Science. - 2021. - Vol. 20. - P. 20-26. DOI: https://doi.org/10.1016/j.jcbs.2021.01.008
24. Brown L., Holloway I. The initial stage of the international sojourn: Excitement or culture shock? // British Journal of Guidance & Counselling. - 2008. - Vol. 36 (1). - P. 33-49. DOI: https://doi.org/10.1080/03069880701715689
25. Cababie M., Etchezahar E. Adaptation and validation of the self-compassion scale (SCS) in an argentine context // Current Psychology. - 2022. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-021-02505-w
26. Can N., Kalkan B. Adaptation of the Turkish language version of the Inventory of New College Student Adjustment: The roles of resilience and social selfefficacy in college adjustment // International Journal of Contemporary Educational Researc. - 2021. - Vol. 8 (2). - P. 1-12. DOI: https://doi.org/10.33200/ijcer.747467
27. Conti R. College goals: Do self-determined and carefully considered goals predict intrinsic motivation, academic performance, and adjustment during the fi rstsemester? // Social Psychology of Education: An International Journal. - 2000. - Vol. 4 (2). - P. 189-211. DOI: https://doi.org/10.1023/A:1009607907509
28. Credé M., Niehorster S. Adjustment to College as Measured by the Student Adaptation to College Questionnaire: A Quantitative Review of its Structure and Relationships with Correlates and Consequences // Educ Psychol Rev. - 2012. - Vol. 24. - P. 133-165. DOI: https://doi.org/10.1007/s10648-011-9184-5
29. Davidson W. B., et al. The College Persistence Questionnaire: Development and Validation of an Instrument That Predicts Student Attrition // Journal of College Student Development. - 2009. - Vol. 50, No 4. - P. 373-390. DOI: https://doi.org/10.1353/csd.0.0079
30. Feenstra J. S., Banyard V. L., Rines E. N., Hopkins K. R. First-year students' adaptation to college: The role of family variables and individual coping // Journal of College Student Development. - 2001. - Vol. 42 (2). - 106-113. URL: https://psycnet.apa.org/record/2001-14643-002
31. Glass C. R., Gómez Ed., Urzua A. Recreation, intercultural friendship, and international students’ adaptation to college by region of origin, International Journal of Intercultural Relations. - 2014. - Vol. 42. - P. 104-117. DOI: https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2014.05.007
32. Grund A., Brassler N. K., Fries S. Torn between study and leisure: How motivational confl icts relate to students’ academic and social adaptation // Journal of Educational Psychology. - 2014. - Vol. 106 (1). - P. 242-257. DOI: https://doi.org/10.1037/a0034400
33. Guillory R. M., Wolverton M. It's about Family: Native American Student Persistence in Higher Education // The Journal of Higher Education. - 2008. - Vol. 79: 1. - P. 58-87. DOI: https://doi.org/10.1080/00221546.2008.11772086
34. Haktanir A., Watson J. C., Ermis-Demirtas H., et al. Resilience, Academic Self-Concept, and College Adjustment Among First-Year Students // PhiDelta Kappan. - 2021. - Vol. 23 (1). - P. 24-32. DOI: https://doi.org/10.1177/003172170208400108
35. Kim Y. S., Kim Y. Y. Ethnic Proximity and Cross-Cultural Adaptation: A Study of Asian and European Students in the United States // Intercultural Communication Studies. - 2016. - Vol. XXV: 3. - P. 61-80. URL: https://web.uri.edu/iaics/fi les/Yang-Soo-KIM-Young-Yun-KIM.pdf.
36. Kim Y. Y. Integrative Communication Theory of Cross-Cultural Adaptation // The International Encyclopedia of Intercultural Communication, Y. Y. Kim (Ed.). - 2017 DOI: https://doi.org/10.1002/9781118783665.ieicc0041
37. Koestner R., Taylor G., Losier G. F., Fichman L. Self-regulation and adaptation during and after college: A one-year prospective study // Personality and Individual Diff erences. - 2010. - Vol. 49 (8). - P. 869-873. DOI: https://doi.org/10.1016/j.paid.2010.07.019
38. Kroshus E., Hawrilenko M., Browning A. Stress, self-compassion, and well-being during the transition to college // Social science & medicine. - 2020. - Vol. 269. - P. 113514. DOI: https://doi.org/10.1016/j.socscimed.2020.113514
39. Li J. B., Wang Y. S., Dou K. et al. On the Development of Meaning in Life Among College Freshmen: Social Relationship Antecedents and Adjustment Consequences // J Happiness Stud. - 2022 - Vol. 23. - P. 1709-1735. DOI: https://doi.org/10.1007/s10902-021-00470-6
40. Li L., Chen Y., Liu Z. Shyness and self-disclosure among college students: the mediating role of psychological security and its gender diff erence // Current Psychology. - 2020. DOI: https://doi.org/10.1007/s12144-020-01099-z
41. Park J. A., Lee E. K. Infl uence of Ego-resilience and Stress Coping Styles on College Adaptation in Nursing Students // J Korean Acad Nurs Adm. - 2011. - Vol. 17 (3). - P. 267-276. DOI: https://doi.org/10.11111/jkana.2011.17.3.267
42. Ribbe R., Cyrus R., Langan E. Exploring the Impact of an Outdoor Orientation Program on Adaptation to College // Journal of Experiential Education. - 2016. - Vol. 39 (4). - P. 355-369. DOI: https://doi.org/10.1177/1053825916668900
43. Rivas-Drake, D., Mooney, M. Profi les of Latino Adaptation at Elite Colleges and Universities // Am J Community Psychol. - 2008. - Vol. 42. - P. 1-16. DOI: https://doi.org/10.1007/s10464-008-9194-8
44. Siah P. C., Niew K. M., Wong S. F., Lee S. C. The relationship of social support and motivation with university adjustment among year one to year three tertiary undergraduates in Malaysia // Journal of Institutional Research. South East Asia. - 2016. - Vol. 4 (1). - P. 17-28. URL: http://www.scopus.com/inward/record.url?eid=2-s2.0-84964835708&partnerID=MN8TOARS
45. Tsang A. The value of a semi-formal peer mentorship program for fi rst-year students’ studies, socialization and adaptation // Active Learning in Higher Education. - 2020. DOI: https://doi.org/10.1177/146978742094521
46. Van der Zanden P. J., Denessen E., Cillessen A. H., Meijer P. C. Domains and predictors of fi rst-year student success: A systematic literature review // Educational Research Review. - 2018. - Vol. 23. - P. 57-77. DOI: https://doi.org/10.1016/j.edurev.2018.01.001
47. Ward C., Bochner S., Furnham A. The psychology of culture shock. 2nd ed. Hove: Routledge. - 2001. - 386 p. URL: https://clck.ru/sXRUd
48. Xu W. Pedagogic aff ect and African international students’ attunement to Chinese language learning // Journal of Multilingual and Multicultural Development. - 2022. DOI: https://doi.org/10.1080/01434632.2022.2049803
49. Zea M. C., Jarama S. L., Bianchi F. T. Social support and psychosocial competence: Explaining the adaptation to college of ethnically diverse students // Am J Commun Psychol. - 1995. - Vol. 23. - P. 509-531. https://doi.org/10.1007/BF02506966
50. Zhou Y., Jindal-Snape D., Topping K., Todman J. Theoretical models of culture shock and adaptation in international students in higher education, Studies in Higher Education. - 2008. - Vol. 33: 1. - P. 63-75. DOI: https://doi.org/10.1080/03075070701794833