Книга

История, теория и практика гражданско-правового образования
Учебное пособие направлено на формирование профессиональных компетенций при подготовке юристов, педагогов, конфликтологов. Миссией педагогического университета можно считать подготовку учителей, которые сами обладали бы качествами гражданственности, высокой правовой культуры, конфликтологическими компетенциями, критическим мышлением, эмоциональным интеллектом, уважением к своей стране, ее культуре, традициям, законам. Учебное пособие, содержащее хрестоматийные тексты, предназначено прежде всего для студентов, обучающихся по программам подготовки 44.03.01 и 44.04.01 -Педагогическое образование и 40.03.01 и 40.04.01 -Юриспруденция, а также для всех тех, кто интересуется вопросами педагогического и правового образования, конфликтологией, философией, политологией и другими социальными и гуманитарными науками.
1. Литвинова О. В., Шенбергер И. А., Фомичева И. Б. Модели гражданского образования, направленные на формирование гражданской культуры и демократических ценностей // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1014-1016.
2. Согомонов А. Ю. Гражданское образование в контекстах мировой истории. М.: Школа гражданского просвещения, 2018. 144 с.
3. Фан И. Б. Античные модели гражданства//Антиномии. 2002. №3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antichnye-modeli-grazhdanstva (дата обращения: 10.01.2022).
4. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 8.
5. Махаматов Т. М. Античная демократия как образ жизни граждан // Философия и общество. 2007. № 4 (48). URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/antichnaya-dernokratiya-kak-obraz-zhizni-grazhdan (дата обращения: 10.01.2022).
6. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 13
7. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 10.
8. Максимова Л. Ю. Эволюция феномена гражданства в контексте исторического развития Западной Европы // Вестник МГИМО. 2017. № 6 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-fenomena-grazhdanstva-v-kontekste-istoricheskogo-razvitiya-zapadnoy-evropy (дата обращения: 12.01.2022).
9. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 14. 'Максимова Л. Ю. Указ. соч.
10. Волкова Я. А. Тема воспитания гражданина в сочинениях Цицерона // HYPOTHEKAI. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tema-vospitaniya-grazhdanina-v-sochineniyah-tsitserona (дата обращения: 14.01.2022).
11. Махлаюк А. В. Римский патриотизм и культурная идентичность в эпоху Империи //ВестникННГУ. 2014. № 1-1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rimskiy-patriotizm-i-kulturnaya-identichnost-v-epohu-imperii (дата обращения: 12.01.2022).
12. Фан И. Б. Указ. соч.
13. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 17.
14. Максимова Л. Ю. Указ. соч.
15. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 18.
16. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 18.
17. Там же. С. 19.
18. Согомонов А. Ю. Указ. соч.
19. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 27.
20. Максимова Л. Ю. Указ. соч.
21. Бектанова А. К. Понятие гражданского общества в трудах англо-американских просветителей // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. 2017. № 4. С. 83-88.
22. Сунгуров А. Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества: российский опыт. URL: https://www.civisbook.ru/fles/File/Sungurov_modeli.pdf (дата обращения: 11.10.2019).
23. Субботина Н. Д. Гражданское общество в системе политических отношений // Вестник ЗабГУ. 2019. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-v-sisteme-politicheskih-otnosheniy (дата обращения: 13.01.2022).
24. Назарова В. С. История понятия «Гражданское общество» в раннесовременную эпоху и его современное понимание // Известия ЮФУ. Технические науки. 2008. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-ponyatiya-grazhdanskoe-obschestvo-v-rannesovremennuyu-epohu-i-ego-sovremennoe-ponimanie (дата обращения: 13.01.2022).
25. Боярских А. В. Обзор основных социально-политических теорий гражданского общества // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-sotsialno-politicheskih-teoriy-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 13.01.2022).
26. Макшаева Е. Н. Концепции гражданского общества в истории западной политической мысли // Вестник МГУ 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-grazhdanskogo-obschestva-v-istorii-zapadnoy-politicheskoy-mysli (дата обращения: 13.01.2022).
27. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 32.
28. Мирошина Т. А. Штрихи идеального гражданина в различных социально-исторических условиях // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shtrihi-idealnogo-grazhdanina-v-razlichnyh-sotsialno-istoricheskih-usloviyah (дата обращения: 14.01.2022).
29. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 35.
30. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 35.
31. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 38.
32. Шеховская Н. Л., Косенкова А. Г. Воспитание гражданственности и гражданина: историко-педагогический анализ зарубежных идей // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2016. № 21 (242). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vospitanie-grazhdanstvennosti-i-grazhdanina-istoriko-pedagogicheskiy-analiz-zarubezhnyh-idey (дата обращения: 14.01.2022).
33. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 52.
34. Кузнецова Е. И. Проблемы формирования гражданской нации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. № 150. URL: https://cyberleninka.ra/article/n/problemy-formirovaniya-grazhdanskoy-natsii (дата обращения: 14.02.2022).
35. Беленцов С. И. Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 49. URL:
36. https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-idei-v-tvorchestve-georga-kershenshteynera (дата обращения: 14.02.2022).
37. Чухин С. Г. Эволюция миссии гражданина в процессе развития гражданского общества //Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №7(51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-missii-grazhdanina-v-protsesse-razvitiya-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 14.02.2022).
38. Чухин С. Г. Указ. соч.
39. Тютина О. С, Хусейн Делчума Д. Т. Сравнительный анализ педагогических моделей в СССР и Германии в условиях тоталитарного режима // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-pedagogicheskih-modeley-v-sssr-i-germanii-v-usloviyah-totalitarnogo-rezhima (дата обращения: 14.02.2022).
40. Кузнецова Е. И. Указ. соч.
41. Кузнецова Е. И. Указ. соч.
42. Там же.
43. Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 105-106.
44. Там же. С. 111.
45. См.: Согомонов А. Ю. Указ. соч. С. 112.
46. Перерва Ю. В. Гражданское воспитание и образование в сфере прав человека - роль и примеры в деятельности Совета Европы // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сборник научных статей международной научно-практической конференции / под ред. С. И. Беленцова (ответственный редактор). Курск: Университетская книга, 2015. С. 108-109.
47. Гаврилова Ю. В., Федорова Е. М. Гражданское образование в современной школе: зарубежный опыт // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 2 (38). С. 99-111.
48. Гаврилова Ю. В., Федорова Е. М. Указ. соч.
49. Гаврилова Ю. В., Федорова Е. М. Указ. соч. 49 Там же.
50. Гаврилова Ю. В., Федорова Е. М. Указ. соч.
51. Гаврилова Ю. В., Федорова Е. М. Указ. соч.
52. Цит. по: Лебедева О. В. Гражданское образование в историко-педагогическом процессе России // Вестник ВятГУ. 2006. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obrazovanie-v-istoriko-pedagogicheskom-protsesse-rossii (дата обращения: 18.03.2022).
53. Уткин А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX века: монография. Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. С. 122.
54. Мешков А. Е. Развитие идей воспитания гражданина в отечественной общественной мысли первой половины XIX века // Историко-педагогический журнал. 2017. № 3. С. 163-173.
55. Лебедева О. В. Указ. соч.
56. Шеховская Н. Л., Шумакова И. А., Ефимова А. Г. Генезис идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике // Научный результат. Педагогика и психология образования. 2019. Т. 5. № 1. С. 33-40.
57. Лобанова О. Б., Колокольникова 3. Y, Соколова Е. В. Из истории социального воспитания в России первой четверти XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 5 (120). С. 84-90.
58. Цит по: Лебедева О. В. Указ. соч.
59. Валиева 3. И. Отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в российской педагогической мысли // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 5 (100). С. 44^18.
60. Надеина К. Е., Гвоздева Н. А. Развитие идей гражданственности и гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX в. //Интеграция образования. 2010. № 3. С. 47-51.
61. Валиева З. И. Указ. соч.
62. Мешков А. Е. Указ. соч.
63. Цит. по: Лебедева О. В. Указ. соч.
64. Цит. по: Валиева 3. И. Указ. соч. 14 Лебедева О. В. Указ. соч.
65. Новиков С. Г. Патриотическое воспитание российской молодежи на изломе эпох: дискуссии рубежа XIX-XX вв. В зеркале ретроспективного анализа//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 3 (98). С. 91-97.
66. Цит. по: Новиков С. Г. Указ. соч.
67. Цит. по: Новиков С. Г. Указ. соч. 18 Там же.
68. Сергеев С. М. Нация есть понятие политическое // Вопросы национализма. 2012. № 1 (9). С. 114-129.
69. Там же.
70. Катков М. Н. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Русский консерватизм: Государственная публицистика. Деятели России. СПб., 2011. С. 146-150.
71. Цит. по: Новиков С. Г. Указ. соч.
72. Приводнова Е. В., Купцов В. И. История гражданского воспитания в России // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2015. № 4. С. 59-69.
73. Шеховская Н. Л., Шумакова И. А., Ефимова А. Г. Указ. соч.
74. Макеева И. А. Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 360. С. 158-163.
75. Макеева И. А. Указ. соч.
76. Ромм Т. А. Социальное воспитание в традиции отечественной педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. 2014. № 5 (20). С. 40-51.
77. Приводнова Е. В., Купцов В. И. Указ. соч.
78. Ромм Т. А. Указ. соч.
79. Тютина О. С, Хусейн Делчума Д. Т. Указ. соч.
80. Тютина О. С, Хусейн Делчума Д. Т. Указ. соч.
81. Лебедева О. В. Указ. соч.
82. Лебедева О. В. Указ. соч.
83. Лобанова О. Б., Колокольникова З. У, Соколова Е. В. Указ. соч.
84. Приводнова Е. В., Купцов В. И. Указ. соч.
85. Шеховская Н. Л., Шумакова И. А., Ефимова А. Г. Указ. соч.
86. Жагерева Н. Г. Проблема гражданского образования подрастающего поколения в отечественной педагогике начала XX века // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2014. № 7. С. 99-108.
87. Там же.
88. Шеховская Н. Л., Шумакова И. А., Ефимова А. Г. Указ. соч.
89. Лебедева О. В. Указ. соч.
90. Приводнова Е. В., Купцов В. И. Указ. соч.
91. Цит. по: Шеховская Н. Л., Шумакова И. А., Ефимова А. Г. Указ. соч.
92. Там же.
93. Приводнова Е. В., Купцов В. И. Указ. соч.
94. Коновалова Л. В. К вопросу о формировании гражданской российской идентичности в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2017. № 4. С. 316-323.
95. Цит. по: Беляева М. В. Гражданская идентичность как вектор развития географического образования и условие устойчивого развития общества // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2017. № 4. С. 11-16.
96. Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. № 1. С. 111-116. http://www.statdata.ru/nacionalnyj-sostav-rossii
97. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по географии. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15.
98. Махинин А. Н. Проблема эффективности формирования российской гражданской идентичности у старшеклассников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2011. Т. 17. № 2. С. 11-15.
99. Махинин А. Н. Проблема эффективности формирования российской гражданской идентичности у старшеклассников. С. 11-15.
100. Махинин А. Н. Формирование российской гражданской идентичности старшеклассников: мода или необходимость? // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. 2011. № 3 (10). С. 208-213.
101. Тебенькова Е. А., Несговорова Н. П., Савельев В. Г. Методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников // Вестник Курганского государственного университета. 2018. № 3 (50). С. 88-92.
102. Чухин С. Г. Организация педагогического процесса формирования гражданской идентичности (системный подход) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2017. № 4 (17). С. 140-144.
103. Мухамедьярова Л. В., Газизова О. В. Основные детерминанты коррупционного поведения и формирование антикоррупционной устойчивости // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. 2014. № 14-2. С. 90-96.
104. Хаванова И. С. Психологическая устойчивость к коррупционному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2014. № 7 (146). С. 23-27.
105. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 102. С. 323-328.
106. Там же.
107. Ванновская О. В. Указ. соч.
108. Девятовская И. В., Сыманюк Э. Э. Психологические предикторы коррупционного поведения личности и их коррекция // Педагогическое образование в России. 2014. № 8. С. 205-208.
109. Ильяш А. В., Белоусова Д. В. Формирование антикоррупционной устойчивости личности студентов в рамках антикоррупционного воспитания и просвещения // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). С. 188-194.
110. Там же.
111. Копылов В. В., Доценко Е. А., Толстова И. А. Инновации в обучении антикоррупционному поведению сотрудников органов внутренних дел в системе профессиональной служебной подготовки // Вестник экономической безопасности. 2020. № 2. С. 23-27.
112. Стил Дж. Л., Мередит К. С, Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. М.: Изд-во Ин-та «Открытое общество», 1997. 90 с.
113. Светоносова Л. Г., Корчагина-Мокеева А. Г. Методика организации и проведения семинаров-погружений по педагогике в контексте развития критического мышления обучающихся вуза // Мир науки. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN220.pdf
114. Мусина-Мазнова Г. X., Сколота З. Н. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 6. https//mir-nauki.com/PDF/96PDMN618.pdf
115. Попова Е. А. Формирование умения критического мышления у студентов-международников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2015. № 9 (720). С. 100-115.
116. Малюкова О. В. Современная аргументация: в плену у фейков // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. 2018. Т. 4 (70). № 4. С. 52-59.
117. Там же.
118. Пономарев Н. Ф. Фейк-ньюс и ‘приостановка веры'//E-Scio. 2019. № 7 (34). С. 174-183.
119. Малюкова О. В. Указ. соч.
120. Петрова Э. Н. Алгоритмы защиты от фейковой информации в социальных сетях // Научные исследования и инновации. 2021. № 3. С. 224-230.
121. Никулина И. В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 9 (120). С. 222- 226.
122. Агафонов А. В. Конфликтологическая компетентность выпускников вуза // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. 2015. № 215 (5). С. 140-144.
123. Эрназарова Г. О., Хазиева Э. Д. Необходимость конфликтологической компетентности педагога // Национальная ассоциация ученых. 2021. № 69-2. С. 33-36.
124. Антилогова Л. Н., Евтихов О. В. Конфликтная некомпетентность как фактор деструктивного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 2 (85). С. 164-169.
125. Борисова Е. С. Проблема конфликтологической компетентности в пространстве общеобразовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2017. Т. 19. №2-1. С. 28-32.
126. Худаева М. Ю. Психологические особенности развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. 2012. Т. 16. № 24 (143). С. 226-229.
127. Сморгунова В. Ю., Мухудадаев М. О., Калинина Е. Ю., Садакова Д. А. Медиация в правовой культуре: диалог государства и общества: коллективная монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
128. См.: Иванова Е. К., Чемерилова И. А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. № 2. С. 716-721.
129. Онучина А. В., Котряхов Н. В. Деятельность психолога-практика (медиатора) в образовательной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2016. 22(3). С. 69-74.
130. Абдуразакова Д. М. Потенциал гуманитарных дисциплин в воспитании толерантности учащихся // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. -2009. -№ 1. - С. 73-80.
131. Агафонов А. В. Конфликтологическая компетентность выпускников вуза // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. - 2015. -№ 215 (5). - С.140-144.
132. Анисимов А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Гражданское право. Особенная часть: учебник для СПО: в 2 т. Т. 1. - М.: Юрайт, 2019. - 352 с.
133. Анисимов А. П., Козлова М. Ю., Рыженков А. Я. Гражданское право. Особенная часть: учебник для СПО: в 2 т. Т. 2. - М.: Юрайт, 2019. - 224 с.
134. Антилогова Л. Н., Евтихов О. В. Конфликтная некомпентентность как фактор деструктивного поведения подростков // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2021. - Т. 26. № 2 (85). - С.164-169.
135. Аристотель. Политика. Афинская политика. - М.: Мысль, 1997. - 458 с.
136. Аюшеева И. 3., Богданова Е. Е., Булаевский Б. А. Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 1. - М.: Проспект, 2020. - 440 с.
137. Баранов В. Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание // Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. - М.: Лань, 2013. - С. 301-319.
138. Бектанова А. К. Понятие гражданского общества в трудах англоамериканских просветителей // Вестник Челябинского государственного университета. Философские науки. - 2017. - № 4. - С. 83-88.
139. Беленцов С. И. Гражданское воспитание в зарубежной реформаторской педагогике конца XIX - начала XX в. // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. -2014. - № 2. - С. 53-64.
140. Беленцов С. И. Социально-педагогические идеи в творчестве Георга Кершенштейнера // Вестник ПСТТУ Серия 4: Педагогика. Психология. 2018. № 49. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskie-idei-v-tvorchestve-georga-kershenshteynera (дата обращения: 14.02.2022).
141. Белов В. А. Гражданское право: в 4 т. Т. 3. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы: в 2 кн. Кн. 1. Формы отношений принадлежности вещей: учебник. - М.: Юрайт, 2017. - 320 с.
142. Беляева М. В. Гражданская идентичность как вектор развития географического образования и условие устойчивого развития общества // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. - 2017. - № 4. - С. 11-16.
143. Богданова Е. Е., Богданов Д. Е., Василевская Л. Ю. Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 2. - М.: Проспект, 2020. - 448 с.
144. Борисова Е. С. Проблема конфликтологической компетентности в пространстве общеобразовательной организации // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. - 2017. - Т. 19. № 2-1. - С. 28-32
145. Боярских А. В. Обзор основных социально-политических теорий гражданского общества // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-osnovnyh-sotsialno-politicheskih-teoriy-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 13.01.2022).
146. Булаевский Б. А. Гражданское право. Сроки. Исковая давность: учебное пособие для бакалавров. - М.: Проспект, 2019. - 80 с.
147. Бычкова М. В., Есикова Т. В., Федорова Г. Г. Правовое воспитание: история, теория, практика // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник. - 2019. - Вып. 16. - С. 28-34.
148. Валиева 3. И. Отражение идей патриотического воспитания подрастающего поколения в российской педагогической мысли // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. -№5 (100). - С. 44-48.
149. Ванновская О. В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2009. - № 102. - С. 323-328.
150. Васильев Ф. П., Булатова Л. А. Современное правовое воспитание как необходимый фактор в образовательной политике России // Административное право и процесс. - 2013. - № 4.
151. Волкова Я. А. Тема воспитания гражданина в сочинениях Цицерона//HYPOTHEKAI. 2017. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/ri/tema-vospitaniya-grazhdanina-v-sochineniyah-tsitserona (дата обращения: 14.01.2022).
152. Гаврилова Ю. В., Федорова Е. М. Гражданское образование в современной школе: зарубежный опыт // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: юридические науки. - 2020. -№2 (38). - С. 99-111.
153. Геворкян Т. В. История формирования и развития правовой культуры населения // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2014. - № 3. - С. 236-239.
154. Гегель. Философия права. - М.: Мысль, 1990. - 524 с.
155. Гербарт И. Ф. Избранные педагогические сочинения. - М.: Гос. учебно-педагогическое издпроса РСФСФ, 1940. - С. 62-64.
156. Гореев А. М. Осознание роли правового воспитания в разные периоды истории//Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. - 2019. - С. 367-377.
157. Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 2 / под ред. С. А. Степанова. - М.: Проспект, 2019. - 928 с.
158. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 1 / под ред. А. П. Сергеева. - М.: Проспект, 2020. - 1040 с.
159. Гражданское право: учебник. в 3 т. Т. 2 / под ред. А. П. Сергеева. - М.: Проспект, 2020. - 880 с.
160. Гражданское право: учебник. Т. 2 / под ред. В. Л. Слесарева. - М.: Проспект, 2016. - 768 с.
161. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О. Г. Алексеева, Е. Р. Аминов, М. В. Бандо и др. / под ред. Б. М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2018. - Т. 2. - 560 с.
162. Гражданское право: учебник: в 2 т. / О. Г. Алексеева, Е. Р. Аминов, М. В. Бандо и др. / под ред. Б. М. Гонгало. - М.: Статут, 2016. - Т. 2. - 528 с.
163. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С. С. Алексеев, О. Г. Алексеева, К. П. Беляев и др. / под ред. Б. М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Статут, 2018. -Т. 1. - 528 с.
164. Гражданское право: учебник: в 2 т. / С. С. Алексеев, О. Г. Алексеева, К. П. Беляев и др. /под ред. Б. М. Гонгало. - М.: Статут, 2016. - Т. 1. - 511 с.
165. Гришаев С. П., Богачева Т. В., Свит Ю. П. Гражданское право. - М.: Норма, Инфра-М, 2015. - 608 с.
166. Девятовская И. В., Сыманюк Э. Э. Психологические предикторы коррупционного поведения личности и их коррекция // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 8. - С. 205-208.
167. Детская правовая школа: актуальные вопросы правового воспитания несовершеннолетних: методические рекомендации / сост.: Ю. А. Якушева, Г. Х. Батынова. - Сургут: Изд-во бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа; Югры «Методический центр развития социального обслуживания», 2013. - С. 5.
168. Дистерверг А. Избранные педагогические сочинения. - М.: Учпедгиз, 1956. - 239 с.
169. Долинская В. В. Гражданское право. Основные положения: учебное пособие. - М.: Проспект, 2017. - 112 с.
170. Долинская В. В., Моргунова Е. А., Шевченко О. М. Гражданское право. Объекты прав: учебное пособие для бакалавров. - М.: Проспект, 2020. - 128 с.
171. Дьюи Д. Школы будущего. - Берлин: Госиздат, 1922. - 179 с.
172. Евтушенко И. И. Формирование правовой культуры старшеклассников во внеучебной деятельности // Социально-гуманитарные знания: научно-образ-е изд. -М., 2011. -№4. - С. 357.
173. Емельянов Н. С. Правовое воспитание и предупреждение правового конфликта // Административное право и процесс. - 2012. - № 3. - С. 74-77.
174. Жагерева Н. Г. Проблема гражданского образования подрастающего поколения в отечественной педагогике начала XX века // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. - 2014. - № 7. - С. 99-108.
175. Ивакин В. Н. Гражданское право. Особенная часть: учебное пособие для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 292 с.
176. Иванова Е. В. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2019. - 257 с.
177. Иванова Е. В. Гражданское право. Особенная часть: учебник и практикум для СПО. - М.: Юрайт, 2019. - 344 с.
178. Иванова Е. К., Чемерилова И. А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирского университета. - 2015. - Т. 20. № 2. - С. 716-721.
179. Ильяш А. В., Белоусова Д. В. Формирование антикоррупционной устойчивости личности студентов в рамках антикоррупционного воспитания и просвещения // Вестник Прикамского социального института. - 2020. - № 3 (87). - С. 188-194.
180. Калхун К. Национализм. - М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - С. 30-32.
181. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 711 с.
182. Карпычев М. В., Хужин А. М. Гражданское право: учебник: в 2 т. Т. 2. - М.: Форум, Инфра-М, 2016. - 560 с.
183. Катков М. Н. Собр. соч.: в 6 т. Т. 2. Русский консерватизм: Государственная публицистика. Деятели России. - СПб., 2011. - С. 146- 150.
184. Кваша А. А. Правовые установки граждан: автореф. дис. ... канд. юр. наук. - Волгоград, 2012.
185. Кершенштейнер Г. О воспитании гражданственности. - Пт: Школа и жизнь, 1917. -30 с.
186. Колесниченко Т. И. Историография развития правового образования как фактора правовой социализации // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 2. - С. 65-70.
187. Коновалова Л. В. К вопросу о формировании гражданской российской идентичности в вузе // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. -2017. - №4. -С. 316-323.
188. Коптяев А. Проблемы правосознания молодежи в современной России // Социально-экономическое состояние России: пути выхода из кризиса. - СПб.: Институт бизнеса и права, 2009. - С. 25-28.
189. Копылов В. В., Доценко Е. А., Толстова И. А. Инновации в обучении антикоррупционному поведению сотрудников органов внутренних дел в системе профессиональной служебной подготовки // Вестник экономической безопасности. - 2020. - № 2. - С. 23-27.
190. Корякин В. М., Потапов Н. А. Гражданское право в схемах. Особенная часть: учебное пособие. - М.: Проспект, 2019. - 96 с.
191. Корякин В. М., Тарадонов С. В. Гражданское право в схемах. Общая часть: учебное пособие. - М.: Проспект, 2020. - 288 с.
192. Кропанева Е. М., Москаленко М. Р. Правовая культура опирается на чувство собственного достоинства: (о правах и обязанностях школьников, их повседневной культуре поведения) // Народное образование. - 2013. - № 4. - С. 273.
193. Кузнецова Е. И. Проблемы формирования гражданской нации // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. № 150. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-grazhdanskoy-natsii (дата обращения: 14.02.2022).
194. Курбанов Р. А., Белялова А. М., Лалетина А. С. Гражданское право. Общая и особенная части. - М.: Проспект, 2020. - 736 с.
195. Лебедева О. В. Гражданское образование в историко-педагогическом процессе России // Вестник ВятГУ. 2006. № 14. URL: https://cyber-leninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obrazovanie-v-istoriko-pedagogi-cheskom-protsesse-rossii (дата обращения: 18.03.2022).
196. Лобанова О. Б., Колокольникова 3. У., Соколова Е. В. Из истории социального воспитания в России первой четверти XX века // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - № 5 (120). - С. 84-90.
197. Локк Дж. Мысли о воспитании. - М.: Мысль, 1986. - 241 с.
198. Макеева И. А. Модель гражданского воспитания детей-сирот средствами музейной педагогики // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 360. - С. 158-163.
199. Максимова Л. Ю. Эволюция феномена гражданства в контексте исторического развития Западной Европы // Вестник МГИМО. 2017. № 6 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-fenomena-grazhdanstva-v-kontekste-istoricheskogo-razvitiya-zapadnoy-evropy (дата обращения: 12.01.2022).
200. Макшаева Е. Н. Концепции гражданского общества в истории западной политической мысли // Вестник МГУ. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsii-grazhdanskogo-obsche-stva-v-istorii-zapadnoy-politicheskoy-mysli (дата обращения: 13.01.2022).
201. Малюкова О. В. Современная аргументация: в плену у фейков // Ученые записки Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского. Философия. Политология. Культурология. - 2018. - Т. 4 (70). - № 4. - С. 52-59.
202. Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология: сборник. - М.: Гос-политиздат, 1956. - 592 с.
203. Махаматов Т. М. Античная демократия как образ жизни граждан // Философия и общество. 2007. № 4 (48). URL: https://cyberleninka.ra/article/n/antichnaya-demokratiya-kak-obraz-zhizni-grazhdan (дата обращения: 10.01.2022).
204. Махинин А. Н. Проблема эффективности формирования российской гражданской идентичности у старшеклассников // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2011. - Т. 17. - № 2. - С. 11-15.
205. Махинин А. Н. Формирование российской гражданской идентичности старшеклассников: мода или необходимость? // БЕРЕГИНЯ.777.СОВА. - 2011. -№ 3 (10). - С. 208-213.
206. Махлаюк А. В. Римский патриотизм и культурная идентичность в эпоху Империи // Вестник ННГУ. 2014. № 1-1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rimskiy-patriotizm-i-kulturnaya-identichnost-v-epohu-imperii (дата обращения: 12.01.2022).
207. Мешков А. Е. Развитие идей воспитания гражданина в отечественной общественной мысли первой половины XIX века // Историко-педагогический журнал. -2017. -№ 3. - С. 163-173.
208. Мирошина Т. А. Штрихи идеального гражданина в различных социально-исторических условиях // Векторы благополучия: экономика и социум. 2020. № 2 (37). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shtrihi-idealnogo-grazhdanina-v-razlichnyh-sotsialno-istoricheskih-usloviyah (дата обращения: 14.01.2022).
209. Михайленко Е. М. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2020. - 416 с.
210. Мусина-Мазнова Г. X., Сколота 3. Н. Технология развития критического мышления в формировании профессиональных компетенций студентов // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 № 6, https://mir-nauki.com/PDF/96PDMN618.pdf
211. Мухамедьярова Л. В., Газизова О. В. Основные детерминанты коррупционного поведения и формирование антикоррупционной устойчивости // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - 2014. - № 14-2. - С. 90-96.
212. Надеина К. Е., Гвоздева Н. А. Развитие идей гражданственности и гражданского воспитания в отечественной педагогической мысли второй половины XIX - начала XX в. // Интеграция образования. - 2010. -№ 3. - С. 47-51.
213. Назарова В. С. История понятия «Гражданское общество» в ранне-современную эпоху и его современное понимание // Известия ЮФУ Технические науки. 2008. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-ponyatiya-grazhdanskoe-obschestvo-v-rannesovremennuyu-epohu-i-ego-sovremennoe-ponimanie (дата обращения: 13.01.2022).
214. Науменкова К. В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Электронный ресурс]. URL: http: //tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/konl.1l/sek2/2/ http://tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004/kon22.03/sekl/13.htm
215. Никулина И. В. Конфликтологическая компетентность преподавателя вуза // Вестник Самарского государственного университета. - 2014. - № 9 (120). - С. 222-226.
216. Новиков С. Г. Патриотическое воспитание российской молодежи на изломе эпох: дискуссии рубежа XIX-XX вв. В зеркале ретроспективного анализа // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2015. - № 3 (98). - С. 91-97.
217. Новоселов В. И. Студенты и правовое воспитание населения // Правоведение. -2013. -№ 4. - С. 100-102.
218. Онучина А. В., Котряхов Н. В. Деятельность психолога-практика (медиатора) в образовательной среде // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социо-кинетика. - 2016. - 22(3). - С. 69-74.
219. Певцова Е. А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры // Современное право. - 2009. - № 8. - С. 2-23.
220. Певцова Е. А. Современные дефинитивные подходы к правовой культуре и правовому сознанию // Журнал российского права. - 2014. -№3. - С. 70-81.
221. Перерва Ю. В. Гражданское воспитание и образование в сфере прав человека - роль и примеры в деятельности совета Европы // Гражданственность личности в условиях изменяющегося мира: от протестной к созидательной активности: сборник научных статей международной научно-практической конференции / под ред. С. И. Беленцова (ответственныйредактор). - Курск: Университетская книга, 2015. - С. 108-109.
222. Петрова Э. Н. Алгоритмы защиты от фейковой информации в социальных сетях // Научные исследования и инновации. - 2021. - № 3. - С. 224-230.
223. Платон. Государство. - М.: Мысль, 1968. - 380 с.
224. Пономарев Н. Ф. Фейк-ньюс и ‘приостановка веры' // E-Scio. - 2019. -№7 (34). - С. 174-183.
225. Попова Е. А. Формирование умения критического мышления у студентов-международников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. -2015. -№9 (720). - С. 100-115.
226. Почтарь Т. М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: дис. ... канд. юр. наук. - М., 2011. - С. 47.
227. Приводнова Е. В., Купцов В. И. История гражданского воспитания в России // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2015. - № 4. - С. 59-69.
228. Примерная основная образовательная программа основного общего образования по географии. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15.
229. Радько Т. Н. Основы гражданского права: учебное пособие. - М.: Проспект, 2016. - 16 с.
230. Ромм Т. А. Социальное воспитание в традиции отечественной педагогики // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 5 (20). - С. 40-51.
231. Российское гражданское право: в 2 т. Т. 2. Обязательственное право / под ред. Е. А. Суханов. - М.: Статут, 2016. - 1208 с.
232. Саенко Л. В., Щербакова Л. Г. Актуальные проблемы гражданского права и процесса. - М.: Юрайт, 2019. - 266 с.
233. Светоносова Л. Г., Корчагина-Мокеева А. Г. Методика организации и проведения семинаров-погружений по педагогике в контексте развития критического мышления обучающихся вуза // Мир науки.
234. Педагогика и психология. 2020. Т. 8. № 2. https://mir-nauki.com/PDF/48PDMN220.pdf
235. Семенов В. Е. Правовое воспитание молодежи: историко-теоретический аспект: дис. ... канд. юр. наук. - Ставрополь, 2001. - С. 12.
236. Сергеев А. П. Гражданское право: учебник: в 3 т. Т. 3. - М.: Проспект, 2020. - 736 с.
237. Сергеев С. М. Нация есть понятие политическое // Вопросы национализма. - 2012. - № 1 (9). - С. 114-129.
238. Скакун О. Ф. Теория государства и права: учебник. - Харьков: Консум, 2009. - 691 с.
239. Сморгунова В. Ю., Мухудадаев М. О., Калинина Е. Ю., Садакова Д. А. Медиация в правовой культуре: диалог государства и общества: коллективная монография. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021.
240. Согомонов А. Ю. Гражданское образование в контекстах мировой истории. - М.: Школа гражданского просвещения, 2018. - 144 с.
241. Сокольникова В. А. Правовое воспитание: история, сущность, новые вызовы // Пробелы в российском законодательстве. - 2015. - № 5. - С. 210-212.
242. Спиноза Б. Богословско-политический тракт. - Минск: Лит., 1998. - 527 с.
243. Стал Дж. Л., Мередит К. С, Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. - М.: Изд-во Ин-та «Открытое Общество», 1997. - 90 с.
244. Стреляева В. В. Правовое воспитание в условиях становления правового государства. - М., 2012. - 183 с.
245. Субботина Н. Д. Гражданское общество в системе политических отношений // Вестник ЗабГУ. 2019. № 10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obschestvo-v-sisteme-politicheskih-otnosheniy (дата обращения: 13.01.2022).
246. Сунгуров А. Ю. Модели взаимодействия органов государственной власти и структур гражданского общества: российский опыт. URL: https://www.civisbook.ru/fles^ile/Sungurov_modeli.pdf (дата обращения: 11.10.2019).
247. Суслов А. Б. Опыт развития гражданского образования в европейских странах // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. -№ 5. - С. 74-78.
248. Тагунова И. А, Селиванова Н. Л., Исаева М. А. Теоретико-методологические ориентиры моделей воспитания в англоязычных странах // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - 2015. - № 4. - С. 20-35.
249. Тебенькова Е. А., Несговорова Н. П., Савельев В. Г. Методическая система формирования гражданской идентичности младших школьников // Вестник Курганского государственного университета. - 2018. -№ 3 (50). - С. 88-92.
250. Тепляшин И. В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан // Журнал российского права. - 2012. - № 1. - С. 33.
251. Тутинас Е. В. Правообеспечительная система и правовое воспитание личности // Политика и право. - 2009. - № 4. - С. 65-68.
252. Тютина О. С, Хусейн Делчума Д. Т. Сравнительный анализ педагогических моделей в СССР и Германии в условиях тоталитарного режима // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 37. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-pedagogicheskih-modeley-v-sssr-i-germanii-v-usloviyah-totalitarnogo-rezhima (дата обращения: 14.02.2022).
253. Уткин А. В. Генезис миссии учителя в истории отечественного образования XVIII - начала XX века: монография. - Нижний Тагил: НТГСПА, 2010. - С. 122.
254. Фан И. Б. Античные модели гражданства // Антиномии. 2002. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/antichnye-modeli-grazhdanstva (дата обращения: 10.01.2022).
255. Фомичева Н. В., Строкова О. Г. Гражданское право. Общая часть: учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. - М.: Юрайт, 2019. - 408 с.
256. Фролов Э. Д. Рождение греческого полиса. - СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2004. - 266 с. 127. Хаванова И. С. Психологическая устойчивость к коррупционному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2014. - № 7 (146). - С. 23-27. 128.Худаева М. Ю. Психологические особенности развития конфликтологической компетентности в подростковом возрасте // Вопросы журналистики, педагогики, языкознания. - 2012. - Т. 16. № 24 (143). - С. 226-229.
257. Черемесина А. А. Становление и развитие правового образования и воспитания учащихся // Педагогическое образование и наука. - 2009. - № 10. - С. 35-38.
258. Чикаева Т. А. Особенности российского правосознания и проблемы построения правового государства в России // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. -№ 12 (38): в 3-хч. Ч. 1. - С. 211-213.
259. Чухин С. Г. Организация педагогического процесса формирования гражданской идентичности (системный подход) // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. -2017. -№4 (17). - С. 140-144.
260. Чухин С. Г. Эволюция миссии гражданина в процессе развития гражданского общества // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №7 (51). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-missii-grazhdanina-v-protsesse-razvitiya-grazhdanskogo-obschestva (дата обращения: 14.02.2022).
261. Шеховская Н. Л., Косенкова А. Г. Воспитание гражданственности и гражданина: историкопедагогический анализ зарубежных идей // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2016. - № 21. - С. 190-195.
262. Шеховская Н. Л., Шумакова И. А., Ефимова А. Г. Генезис идеи гражданского воспитания в отечественной педагогике // Научный результат. Педагогика и психология образования. - 2019. - Т. 5. № 1. - С. 33-40.
263. Шикова Р. Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. - 2009. - № 1. - С. 111-116.
264. Шпилева Е. В., Романенко Л. Н. Воспитательный процесс как фактор формирования активной гражданской позиции // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота, 2013. -№9 (35): в 2 ч. Ч. 1. - С. 215-217.
265. Эрназарова Г. О., Хазиева Э. Д. Необходимость конфликтологической компетентности педагога // Национальная ассоциация ученых. - 2021. - № 69-2. - С. 33-36.
266. Юкша Я. А. Гражданское право: учебное пособие: в 2 ч. Ч. 2. - М.: РИОР, 2018. - 232 с.