Книга
История и теория искусства и художественной культуры
Пособие предназначено для самостоятельной работы студента. В работе представлены материалы лекций по дисциплине, списки литературы по каждой теме, инвариативные задания для самостоятельной работы студента, обучающегося по направлению 44.04.01 «Педагогическое образование», профиль «Культурологическое образование» (квалификация бакалавр).
1. Агаева Т. М. Роль классификации религий в становлении содержания религиозного сознания // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 3 (17): в 2 ч. Ч. 1. С. 19- 22.
2. Бодрияйр Ж. Система вещей / пер. С. Н. Зенкин. Москва: РУДОМИНО, 2001. 95 с.
3. Булгаков С. Свет невечерний. Сергиев Посад, 1917. С. 6-7.
4. Вебер М. Основные социологические понятия // М. Вебер Избранные произведения. Москва, Прогресс, 1990.
5. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. Москва: Наука, 1977. 705 с.
6. Дильтей В. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических построениях / В. Дильтей // Культурология ХХ век: антология. Москва: Юрист, 1995. С. 213-255.
7. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / пер. с фр. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Москва, 1998. С. 181.
8. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 416 с.
9. Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (1784). Москва, 1966. Т. 6. С. 5-23.
10. Кант И. Цитаты и афоризмы. [Электронный ресурс]. URL: http://citaty. su/aforizmy-i-citaty-immanuila-kanta (дата обращения 07.10.22).
11. Левит С. Л. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. 447 с.
12. Маркарян Э. С. Культура как способ социальной организации. Пущино, 1982. 234 с.
13. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. Москва: Мысль, 1983. 284 с.
14. Маркарян Э. С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. 1981. № 2. С. 81-83.
15. Наумов Ю. В. Религиозные трансформации как динамические силы развития культуры и ее кризисов // Вопросы культурологии. 2010. № 9. С. 70-73.
16. Происхождение религий [Электронный ресурс]. Режим доступа http:// cyclowiki.org/wiki/ (дата обращения 07.10.22).
17. Риккерт Г. Философия истории // Науки о природе и науки о культуре. Москва, 1998. С. 164.
18. Санжеева Л. В. Менталитет как конструкция модели мира // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. № 5 (11): в 4 ч. Ч. 1. С. 185-189.
19. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. Москва: Астрель, 2006. 1176 с.
20. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. Москва: Согласие, 2010. 672 с.
21. Чеснова Е. Н. Современное состояние исследований феномена веры: степень научной разработанности проблемы и особенности типологи-заций и классификаций веры // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Тула. 2012. № 4. С. 44-56.
22. Чистов К. В. Традиции, «традиционные общества» и проблемы варьирования // Советская этнография. 1981. № 2. С. 106-112.
23. Борзова Е. П. История мировой культуры: учебное пособие для вузов / Е. П. Борзова. Санкт-Петербург: Лань, 2004.
24. Буддизм (Электронный ресурс). URL: http://ru.wikipedia. (Дата обращения 13.10.22).
25. Василевская Л. Ю. Мировая художественная культура. Западная Европа и Ближний Восток: учебное пособие. Москва: Аз, 1997.
26. Введение в историю мировой культуры. Санкт-Петербург: Издательство: Петрополис, 2003. Кн. 1 - 383 с., кн. 2 - 320 с.
27. Всеобщая история архитектуры. Т. 1, 9, 10, 11. Ленинград; Москва, 1970-1973.
28. Гордиенко А. Н. Китай: История, культура, искусство: ил. энциклопедия / А. Н. Гордиенко, П. Е. Куделев, О. В. Перзашкевич. Москва: ЭКСМО: Наше слово, 2008. 160 с.: ил.
29. Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия в 3 т. Москва: Белый город, 2006.
30. Емохонова Л. Г. Мировая художественная культура: учебное пособие. Москва: Академия, 2003. 544 с.
31. Искусство Китая (Электронный ресурс). URL: http://www.c-cafe.ru. (Дата обращения 12.10.22).
32. Ислам (Электронный ресурс). Режим доступа: URL http://ru.wikipedia (Дата обращения 13.10.22).
33. Колпакова Г. С. Искусство Византии: ранний и средний периоды. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005.
34. Кочетов А. Н. Буддизм. Москва: Политиздат, 1968.
35. Мировая художественная культура: учебное пособие / под ред. Б. А. Эренгросс. Москва: Высшая школа, 2001.
36. Моде Х. Искусство Южной и Юго-Восточной Азии / пер. с нем. // Малая история искусств. Москва, 1978.
37. Муриан И. Ф. Искусство Индонезии с древнейших времен до конца XV в. Москва, 1981.
38. Николаевский собор в Ницце (Электронный ресурс). URL: http:// ru.wikipedia. (Дата обращения 13.10.22).
39. Одигитриевский собор (Электронный ресурс). URL: http://ru.wikipedia. (Дата обращения 13.10.22).
40. Основы теории художественной культуры: учебное пособие / под ред. Л. М. Мосоловой. Санкт-Петербург: Лань, 2001.
41. Райс Д. Т. Искусство Византии / Д. Т. Райс. Москва: Слово, 2002.
42. Религиоведение: энциклопедический словарь. Москва: Академический проект, 2006.
43. Санжеева Л. В. Модель мира в традиционной культуре бурят / Л. В. Сан-жеева. Санкт-Петербург: Астерион, 2006.
44. Соколова М. В. Мировая культура и искусство: учебное пособие / М. В. Соколова. Москва: Академия, 2007.
45. Спаситель мира: Образ Христа Спасителя в православной культуре. Москва: Олма-пресс гранд, 2003.
46. Фишер Р. Е. Искусство буддизма. Москва: Слово/Slovo, 2001.
47. Храмы России (Электронный ресурс). URL: http://www.hramy.ru/of_hhs. htm. (Дата обращения 13.09.22).
48. Алагуева В. Золотая книга о бурятах: история, традиции, культура, легенды / отв. ред. Б. Т. Жигмытов. Улан-Удэ: Республиканская типография, 2006. 95 с.: ил.
49. Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. 2-е изд. Москва, 1990. 543 с.
50. Буддизм: Словарь. Москва: Республика, 1992. 287 с.
51. Буряты / отв. ред. Л. Л. Абаева, Н. Л. Жуковская; Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. Москва: Наука, 2004. 633 с.
52. Галданова Г. Р. Доламаистские верования бурят. Новосибирск: Наука, 1987. 115 с.
53. Гердер И. Идеи к философии истории человечества. Москва: Наука, 1977. 705 с.
54. Гумилев Л. Н. Этносфера: история людей и история природы. Москва: Экопрос, 1993. С. 493-542.
55. Дамбаева А. Н. Буддийские принципы в традиционных представлениях бурят // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2012. № 7(21). Ч. III. С. 47-50.
56. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии / пер. с фр. // Мистика. Религия. Наука. Классики мирового религиоведения. Антология. Москва, 1998. С. 181.
57. Жуковская Н. Л. Ламаизм и ранние формы религии. Москва: Наука, 1977. 202 с.
58. Затеев В. И. Русские в Бурятии: история и современность. Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2002. 578 с.; ил.
59. История и культура бурятского народа / под ред. Т. М. Михайловой. Улан-Удэ: Бэлиг, 1999. 248 с.
60. Каган М. С. Философия культуры. Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. 416 с.
61. Левит С. Л. Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т. 2. Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. 447 с.
62. Лихачев Д. С. Избранное. Мысли о жизни, истории, культуре. Москва: Изд-во Российский фонд культуры, 2006. 336 с.
63. Маркарян Э. С. Теория культуры и современная наука. Москва: Мысль, 1983. 284 с.
64. Михайлов Т. М. Бурятский шаманизм: история, структура и социальные функции. Новосибирск: Наука, 1987. 288 с.
65. Окладников А. П. Центрально-Азиатский очаг первобытного искусства. Новосибирск: Наука, 1972.
66. Паренчук Т. Н. Праздничная культура современной России в контексте урбанизации: диссертация кандидата культурологии. Кемер. гос. ун-т культуры и искусств. Кемерово, 2008. 230 с.: ил.
67. Ренчинова Ц. Е. «Сагаалган» в духовно-нравственной культуре бурят: традиция и современность: диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии. Улан-Удэ, 2006. 188 с.
68. Рябков В. М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России. Челябинск: «Полиграф-мастер», Т. II, 2007. 868 с.
69. Санжеева Л. В. Модель мира в традиционной культуре бурят XIX- XX вв. Санкт-Петербург: Астерион, 2006. 196 с.
70. Угринович Д. М. Обряды: за и против. Москва, Политиздат, 1975. 175 с.
71. Урбанаева И. С. Шаманизм монгольского мира как выражение тэнгри-анской эзотерической традиции Центральной Азии // Центрально-Азиатский шаманизм: философские, исторические, религиозные аспекты: материалы международного научного симпозиума. Улан-Удэ, 1996. С. 48- 66.
72. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учебное пособие для магистрантов, аспирантов и соискателей. Москва: Согласие, 2010. 672 с.
73. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / пер. с англ. М. К. Рыклина. 2-е изд. Москва: Политиздат, 1986. 703 с.
74. Хейзинга Й. Homo Ludens; Статьи по истории культуры / пер., сост. Д. В. Сильевстров. Москва: Прогресс-Традиция, 1977. 416 с.
75. Абрамович Марина. Тело как перформанс. Лекция // Сноб. Дата публикации: 12.01.2009. (Электронный ресурс). - URL: http://snob.ru/ selected/entry/1412 (Дата обращения: 22.11.2022).
76. Авангардное искусство // В. П. Руднев Словарь культуры XX века. Москва: Аграф, 1997. С. 12-14.
77. Андреева Е. Все или ничто: символические фигуры в искусстве второй половины XX века. Санкт-Петербург: Изд-во И. Лимбаха, 2011. 578 с.
78. Антонян М. А. Особенности рецепции перформанса: на материале работ Марины Абрамович: автореф. дис. … канд. культурологии. Москва, 2016. 24 с.
79. Антонян М. А. Понятия «перформанс» и «performance art» в англоязычной и русскоязычной культурах / М. А. Антонян // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2015. № 1. С. 128-134.
80. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Москва: Архитектура-С, 2012. 392 с.
81. Бакаева С. А. Рецепция как фактор развития современной французской литературы // Научный форум: Филология, искусствоведение и культурология: сб. ст. по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. № 6(8). Москва: МЦНО, 2017. С. 46-50.
82. Барт Р. Camera lucida. Комментарий к фотографии / Р. Барт / пер. с фр. и послесловие Михаила Рыклина. Москва: Ad Marginem, 1997. 224 c.
83. Бобринская Е. Футуризм. Москва: Галарт, 2000. 175 с.
84. Бодрийар Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийар. - Москва: Добросвет, 2000. С. 23.
85. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. Е. А. Самарской. Москва: Республика; Культурная революция, 2006. 269 c.
86. Борев Ю. Б. Эстетика: учебник / Ю. Б. Борев. Москва: Высшая школа, 2002. 511 с.
87. Гниренко Ю. Перформанс как явление современного отечественного искусства. URL: www.gif.ru (дата обращения: 15.02.2018).
88. Голдберг Р. Искусство перформанса: От футуризма до наших дней. Москва: Ад Маргинем Пресс, 2014. 220 с.
89. Гуссерль Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. Минск: Харвест; Москва: ACT, 2000. 752 с.
90. Деготь К. Сердце автора // Каталог: Динамические пары. Галерея Гельмана. Москва: GIF, 2000. С. 6.
91. Демехина Д. О. К вопросу о концептуализации перформанса: версия Ричарда Шехнера // Артикульт, 2017. № 28. С. 145.
92. Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук / Ж. Деррида // Письмо и различие. - Москва: Академический Проект, 2000. С. 445-466.
93. Деррида Ж. О грамматологии / пер. Н. С. Автономовой. Москва: Ad Marginem, 2000. 513 c.
94. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия. Москва: Интрада, 1998. 255 с.
95. Институт сохранения искусства перформанса Марины Абрамович. Marina Abramović Institute for the Preservation of Performance Art. URL: https://archi.ru/projects/world/7655/institut-mariny-abramovich (дата обращения: 08.11.2022).
96. Интервью с Мариной Абрамович. ТОЛЬКО ТО, ЧТО ПУГАЕТ, ПО-НАСТОЯЩЕМУ ИНТЕРЕСНО. 05 июля 2012. (Электронный ресурс). - URL: http://www.interviewrussia.ru/art/marina-abramovich-tolko-chto-pugaet-po-nastoyashchemu-interesno (дата обращения: 03.11.2022).
97. Каткова М. В. Искусство действия. Перформанс - художественное явление второй половины XX века: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Москва, 2000. 27 с.
98. Кикодзе Е. Новый русский перформанс / Е. Кикодзе // Комод, 1999. № 8. С. 65.
99. Коркия Э. Д. Перформансная коммуникация в контексте социальных процессов эпохи постмодерна: дис. … канд. социологических наук. Москва, 2005. 148 с.
100. Кривцова Ю. В. Перформанс в пространстве современной культуры: дис. … канд. искусствоведения. Ярославль, 2006. 189 с.
101. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. Москва: Институт экспериментальной социологии, 1998. 160 с.
102. Маньковская Н. Б. Эстетика постмодернизма / Н. Б. Маньковская. Санкт-Петербург: Алетейя, 2000. 346 с.
103. Официальный сайт Нью-Йоркского Музея Современного Искусства МоМа. URL: http://www.moma.org/explore/inside_out/2010/05/10/visitor-viewpoint-momasmystery-man#comments (дата обращения: 04.11.2022).
104. Пелипенко А. А., Хачатурян В. М. Измененные состояния изменяющегося субъекта в контексте кризиса логоцентризма // Субъект во времени социального бытия: историческое выполнение пространственно-временного континуума социальной эволюции. Москва: Наука, 2006. С. 569-586.
105. Пешков И. В. Р. Барт и М. Фуко о генезисе категории авторства // Liberal Arts in Russia. 2017. Vol. 6. № 3. С. 230-239.
106. Рецепция / Психологический словарь. (Электронный ресурс). URL: http:// www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/?id=2125 (дата обращения: 03.11.2022).
107. Роузли Голдберг. Искусство перформанса: от футуризма до наших дней / пер. с англ. Анны Асланян. Москва: Ad Marginem, 2013. 320 с., илл.
108. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности / Эрика Фишер-Лихте; [пер. с нем. Н. Кандинской] / под общ. ред. Д. В. Трубочкина. Москва: Канон+, 2015. 375 с.
109. Фуко М. Мужество истины. Управление собой и другими. Санкт-Петербург: Наука, 2014. 358 с.
110. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление // А. Шопенгауэр. Собр. соч.: в 6 т. / пер. Ю. И. Айхенвальда. Москва: Московский клуб, 1992. Т. I. С. 52.
111. Эко У. Открытое произведение: Форма и неопределенность в современной поэтике / У. Эко. Санкт-Петербург: Академический проект, 2004. 384 с.
112. Akers M. Marina Abramovic the Artist is present (док. фильм). (Дата обращения: 03.03.2022).
113. Allen M. “Andy Warhol’s Factory Without The Drugs”: Marina Abramov-ic Debuts Her New Space In Hudson. (Электронный ресурс). URL: http:// www.theawl.com/2012/08/at-marinaabramovic-new-space-in-hudson (Дата обращения: 13.11.2022).