Глава книги
МУЗЫКА СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ СТУДЕНТОВ
Вызовы глобализации продуцируют большое количество интеграционных процессов в области культуры и искусства, в том числе, и в образовательном процессе высшей музыкальной и театральной школы. С другой стороны, обострение межкультурных и межконфессиональных противоречий, связанных с деструктивными изменениями миропорядка сопровождается конфликтами и глобальными переменами в отношениях между государствами. Современный мир представляет собой сложную и многослойную систему, включающую в себя многоликость языков, культур и традиций. Объяснить устройство современного миропорядка с позиций какой-либо одной культуры не представляется возможным. В этой связи, формирование межкультурной коммуникации является важнейшим ответом на вызовы глобализации в современных условиях развития общества. Каждая культура как аксиологическая категория представляет собой систему ценностей, включающая понятия идеологического порядка, присущего этой культуре, своего рода социокультурный феномен своей страны. В своем поступательном развитии каждая культура стремится к диалогу традиций, и к новым формам активного коммуницирования, которые складываются с учетом ментальных, нравственных, религиозных, эстетических представлений. Поэтому глобализационный запрос становится фактором, определяющим современные тенденции развития культур, утверждающий объективность единства нашей общей истории, международной политики, экономики, международного сотрудничества, в том числе взаимозависимость процессов развития науки, техники и искусства. 367 Отметим, что в современных условиях актуальным становится изучение диалога между разными культурами, предполагающего активное общение, доверие, понимание, обмен, сотрудничество и взаимодействие на различных уровнях социокультурных коммуникаций. Продуцирование межкультурных связей, диалога культур, взаимообменного образовательного процесса, в который включены иностранные студенты, - все это способствует формированию межкультурной коммуникации будущих специалистов. Межкультурная коммуникация позиционируется той дисциплиной, которая способна синтезировать многообразные проявления музыкальности и театральности у студентов ВУЗов искусств; в то же время межкультурная коммуникация становится рабочим инструментом на занятиях музыкальным театром. Таким образом, актуальность исследовательской работы по изучению формирования межкультурной коммуникации среди иностранных студентов ВУЗов искусств обусловлена важностью изучения рабочего инструмента образовательных занятий, в качестве которого выступают театрализованные формы музыкального театра. Необходимо заметить, что формирование межкультурной коммуникации сопряжено с развитием «театрализованного сознания» у студентов музыкальных факультетов в контексте философско-культурологического подхода к проблеме. Таким образом, целью становится философско-культурологическое исследование природы и особенностей взаимосвязи театра и современной музыки как фактора межкультурной коммуникации в среде иностранных студентов. Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач исследования: - рассмотреть понятие «межкультурная коммуникация» и охарактеризовать его сущность в социокультурном измерении; - рассмотреть специфические черты музыкального театра и выявить его социокультурные функции в межкультурном общении; - рассмотреть музыкальный театр как феномен духовной культуры; - рассмотреть проявления межкультурной коммуникации в студенческой среде факультетов театра и музыки в ВУЗах искусств. 368 Объектом исследованияявляется процесс формирования межкультурной коммуникации у иностранных студентов ВУЗов искусств. Предмет исследования - потенциальные возможности музыкального театра в процессе формирования межкультурной коммуникации у студентов. Важной составляющей в исследовании формирования межкультурной коммуникации является образ страны, культурное наследие, традиции, каналы передачи духовного потенциала, а также её современное развитие. Студенты ВУЗов искусств идентифицируют личность друг друга, опираясь на базис культурных достижений тех стран, которые они представляют в процессе межкультурного общения. Культурный потенциал нации, высокие достижения в области музыкальной и театральной культуры той или иной страны являются предметом активного творческого обсуждения в студенческой среде. Межкультурная коммуникация становится все более важным инструментом взаимодействия культур, условием процесса формирования позитивных образов стран. В процессе общения иностранных студентов происходит обмен опытом, знаниями, рождаются новые культурные проекты, строятся планы в режиме международного сотрудничества. В процессе ознакомления с культурным потенциалом той или иной страны постепенно формируется ее образ, базирующийся на основе философии, мировоззрения, идеологии, социокультурной среды, образования, современного развития и личного опыта знакомства. Процесс ознакомления, погружения в культуру другого народа закономерно ведет к проблемам межкультурной коммуникации, к диалогу с носителями данной культуры. Каждая национальная культура являет собой самодостаточный мир, социокультурный феномен нации, и обращение к нему требует активного проводника, медиума межкультурного общения. Педагогические аспекты межкультурной коммуникации в рассмотрении вопросов диалога культур, в процессе обучения иностранным языкам представлены в научных и научно-методических исследованиях (Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров, В. Г. Гак, Н. Д. Гальскова, A. Д. Райхштейн, В. В. Сафонова, С. Г. Тер-Минасова, Г. Д. Томахин, B. П. Фурманова, И. И. Халеева, и др.). Философский и психологический аспекты межкультурного общения представлены в работах отечественных и зарубежных ученых (И. В. Абакумова, С. А. Арутюнов, А. Г. Асмолов, B. C. Библер, Б. З. Вульфов, В. М. Золотухин, A. M. Кондаков, 369 И. Г. Пчелинцева, И. А. Стернин, G. W. Allport, С. Heller, W. Vogt, R. Wandberg и др.). Формирование межкультурной коммуникации в студенческой среде обусловлено получением высшего образования в области искусств, и, в частности, в области музыкального театра. Музыкальный театр - феномен духовной культуры, синтезирующий в себе одном достижения многих видов искусства и потому способный воспитывать, формировать и совершенствовать культуру мыслей, чувств, потребностей, саморазвитие, самореализацию и самосовершенствование. Музыкальный театр решает важнейшую педагогическую задачу по воспитанию ума, интеллекта, эстетического вкуса и обучению знаниям и умениям в области музыкально-театрального образования. Результатом становится усвоение специальных знаний и формирование профессиональных умений, формирующих профессиональные компетенции. Обучение студентов всецело зависит от создания эмоционального комфорта, позитивной атмосферы, дружественного отношения к окружающим людям и окружающему миру, к профессиональному делу, которому посвящены занятия. Положительный настрой на получение профессиональных компетенций обуславливается психологическим комфортом занятий, творческой атмосферой, целеполаганием студента, степенью его культурного развития и стартового интереса к изучению музыки и театра. Вот почему в центре внимания находится проблема выявления роли музыкального театра в формировании межкультурной коммуникации - и в образовательном процессе, и в процессе активного общения с иностранными студентами, и в процессе понимания зарубежной музыки и эстетики современного музыкального театра. Занятия музыкой и театром способны не только развивать студента духовно и нравственно, но и вдохновлять его на благородные, социально значимые поступки, совершенствовать его способности и личностные качества, вести к развитию и получению новых знаний. Под влиянием изучения музыкальных и театральных сюжетов формируются и развиваются лучшие чувства студента, а также его профессиональные умения и навыки. Особо подчеркивается, что воспитание средствами музыкального театра, в процессе обогащения знаниями зарубежной музыки и эстетики Стиль и манера исполнения, система художественных образов, подача музыкального и литературного текста есть основа занятий студентов при изучении 370 зарубежного музыкального театра. Воспитание личности музыканта, исполнителя, будущего специалиста в области музыкального театра - это важнейшая составная часть общего процесса воспитания искусством. Особенно это становится важным при изучении современной музыки в театре, в процессе использования новых форм и новых исполнительских решений. Современная сценическая музыка находится в поступательном развитии, - ей свойственны черты обновлений и поиска. Сохраняя богатый потенциал достижений музыки и театра, исполнительская школа находит новые театральные решения художественных образов, развивает язык современного музыкального тетра. Зарубежные авторы, педагоги кафедр из разных стран, иностранные студенты находятся в общем поступательном процессе, активно и творчески обогащая палитру своих возможностей. Межкультурная коммуникация базируется на освоении нового языка в искусстве, новейших достижений в области культуры и искусства той или иной страны. Большое значение уделяется выстраиванию репетиционного процесса, поиску новых методических решений в формате уроков и концертов. Результативность процесса заключается в комплексности воздействия на сознание и волю, общую культуру и развитие, а также на нравственное, художественно-эстетическое и эмоциональное развитие человека. Музыкальный театр формирует философское мировоззрение и смысловую концепцию жизни личности студента, ее социально-психологические параметры, определенный (профессиональный) склад мышления, вкус, неповторимую индивидуальную культуру и эстетику всей жизни. Можем заключить, что музыкальный театр играет уникальную роль в формировании духовного опыта человека, который определяет характер его потребностей, целеполагание, художественный вкус, профессиональные интересы, устремления, свершения и коммуникативные способности. Определяя потенциал современной театрально-музыкальной культуры как социокультурного феномена, следует заметить, что он играет важнейшую роль в процессе формирования межкультурной коммуникации иностранных студентов ВУЗов искусств. 371 Таким образом, в процессе исследования рассмотрены факторы формирования межкультурной коммуникации: - выявлены предпосылки формирования межкультурной коммуникации у студентов ВУЗов искусств; - определены социокультурные функции музыкального театра, способствующие развитию межкультурного общения в студенческой среде; - идентифицированы факторы влияния музыкального театра на развитие духовной культуры межкультурных коммуникаторов; - установлены педагогические основы формирования межкультурной коммуникации в студенческой среде ВУЗов искусств средствами исполнения театральной музыки. Можем заключить, что музыкальные, театральные факультеты ВУЗов искусств создают качественно новую образовательную систему, способную обеспечить для личности будущего специалиста возможность реального неконфликтного взаимодействия в поликультурном пространстве страны и мира в целом на основе формирования межкультурной коммуникации.