Глава книги
О СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ В ЯКУТИИ: МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭТНОМУЗЫКАЛЬНЫЙ ПОДХОД
Рассматривая регионализацию как направление современного образования, утверждается, что содержание процесса образования должна соответствовать потребностям и возможностям региона, поэтому необходимо учитывать региональную специфику (этнокультурную, историко-культурную и др.) на всех уровнях организации процесса образования и социализации личности, которая определяет регионализацию в процессе образования как стремление к подведению образовательной среды к существующим требованиям региона и учёту его особенностей, в том числе - культурно-исторических фактов, потому что выпускники школ, вузов должны быть максимально готовы к условиям жизни своего региона. В данном статье мы будем придерживаться узкого смысла понятия «региональная образовательная среда», основанного на определении А. Г. Асмолова: «Образовательная среда - среда конкретного образовательного учреждения (детский сад, школа, профессиональное училище, вуз и т. п.)». В данной статье «региональная образовательная среда» рассматривается как совокупность условий конкретной образовательной организации, направленная на общее образование и развитие личности на основе учёта региональных, этнокультурных особенностей в процессе образования для формирования актуальных для развития региона и России в целом компетенций студентов Якутского педагогического колледжа им. С. Ф. Гоголева в музыкальном отделении. Для реализации работы переживания как способа познания мира, одним из вариантов подачи материала является разработка курса «Этномузыкальная культура народов Якутии», вовлекающее слушателей в процесс живой передачи личного опыта педагога в области познания различных культур через создание аранжировок записей с использованием музыкально-компьютерных технологий 348 (далее - МКТ [1]) народных коллективов Якутии в студии звукозаписи Якутского педагогического колледжа. Этот курс опирается на творческое переосмысление традиции народного сказительства и подразумевает построение речи педагога на основе синтеза научного и художественного дискурса: научные позиции раскрываются через живые метафоры и художественные образы, которые говорящий внутренне проживает в процессе рассказывания, подкрепляя их наглядными музыкально-звуковыми примерами с использованием МКТ (студийными записями, песнями, аранжировками). В отличие от искусствоведческих дисциплин, направленных только на слушание и анализ музыкальных произведений в нашем случае других этносов, особенностью нашего курса выступает включение практических элементов с использованием МКТ, в частности создание в программе на традиционных этно-инструментах создать этноинтонирования тон лад колорит разных народов. В условиях ограниченного времени мы не имеем возможности полностью осуществить полную аранжировку композиции всех народов Якутии. Наша практика связана с прослушиванием, расшифровкой, анализом с использованием МКТ, но при этом направлена не столько на то, чтобы добиться высокого качества использования МКТ, сколько на реализацию деятельности сопереживания другой культуры, самостоятельного внутреннего усилия по её освоению, что «оказывает глубинное воздействие на обучающихся, при котором мир Другого не просто обретает определённое место во внутреннем мире реципиента, но в корне преобразует его, придавая ему совершенно новое качество». Ещё одной отличительной особенностью курса является загрузка этно-музыкальных инструментов в банк компьютерных программ для личной коллекции пользователя, загруженные семплы (звуковой фрагмент, оцифрованный с помощью программы, в качестве семпла чаще выступает звук акустического инструмента) можно использовать как инструмент для создания музыки. Курс предполагает использование авторских интерактивных методик работы с этноинструментарием. Первая группа таких методик связана с развитием исследовательской деятельности обучающихся в области планшетно-облачных технологиях с использованием МКТ. Музыкальный инструмент как цифровой артефакт этнокультуры позволяет наглядно 349 и практически осуществлять индивидуальный поиск в широком спектре направлений и находить между ними глубокие взаимосвязи: конструктивные особенности и материалы локальной природы, использующиеся при изготовлении инструмента; формы развития математических средств в контексте этнокультуры (антропометрический счёт в изготовлении инструментов); связь музыкального инструмента с традициями быта и хозяйственной деятельности; мифологические представления и особенности этнического миросозерцания; музыкальный инструмент и обряд; творческая личность мастера и исполнителя; специфика звукоизвлечения и темброартикуляции; представления об этническом звукоидеале; инструмент как символ этнической идентификации и др. Кроме того, само наличие в качестве цифрового артефакта в программном ресурсе МКТ во всём многообразии форм и звучаний (в отличие от абстрактных теоретических конструкций) естественным образом активизирует у студентов познавательный интерес [2; 6], который можно органично переводить в целенаправленную исследовательскую деятельность. Вторая группа методик связана с организацией совместных музыкальных игр-импровизаций с использованием МКТ направлена на развитие ценностных оснований духовной культуры студентов, субъектности, самопознания, рефлексии, межкультурной компетентности, творческой работы с интонируемым переживанием. Важно, что в этих методиках мы опираемся не только на использование возможностей комплексного воздействия на человека этих инструментов (звукового, телеснотактильного, визуального, образно-символического и др.), но прежде всего на внутреннюю работу субъекта в процессе развёртывания музыкального переживания как процесса порождения жизненных смыслов. То есть студент в данном случае выступает не как объект воздействия различных звукомузыкальных средств, но как субъект и автор собственной жизни. При этом каждая музыкальная импровизация с помощью МКТ имеет определённую задачу. Среди ряда таких творческих задач отметим, например: - познание мира другой культуры через внутренний диалог с её этноинструментарием (индивидуальное освоение игры на инструменте происходит без носителя интонирования; при этом особое внимание уделяется рефлексии, тому, какие чувства вызывает цифровой этно-музыкальный инструмент, какие ассоциации, мысли, образы рождает звук и т. д.); 350 - практическое изучение основ гармоничного мироустроения в музыке и в жизни через импровизацию на цифровых инструментах музыкальной игры «Совместное творение мира в звуках» (возможно при наличии от трёх до десяти участников); - развитие способности к диалогичности, к слушанию, слышанию и пониманию другого (совместная музыкальная импровизация в дуэте); - переживание, осмысление и построение своего жизненного пути через музыкальные метафоры (когда осуществляется творческая работа с интонируемым переживанием и один участник выступает в качестве «композитора» своего жизненного пути, а аудитория помогает ему осуществлять авторский замысел, включаясь с другими цифровыми инструментами и поддерживая ведущего); - развитие способности к сопереживанию в процессе совместной игры (поддерживая интонируемое переживание Другого посредством своего цифрового инструмента, важно оставаться в этой задаче, не переходить на другие и не перехватывать инициативу) и др. Перечисленные компоненты с использованием МКТ в своей совокупности помогают организовывать непрерывный творческий образовательный процесс, лежащий в основе как любой исследовательской деятельности (см., например, работы [3; 4]), так и внутреннего развития человека, - работу деятельности переживания как средства познания себя и другого, порождая новые, ценностные, личностно значимые жизненные смыслы. Особенное значение и совершенно новые возможности открываются перед обучающимися (студентами и учащимися школ), имеющих ограниченные возможности здоровья - см., например, работы [5; 7]. Использование новых образовательных подходов к системе инклюзивного музыкального образования даёт путь к формированию человека-созидателя культуры, не имеющего ограничений в способах получения информации, которая носит основополагающий характер для человека, проживающего в конкретном этнографическом и культурном пространстве.