Глава книги
МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРЕПОДАВАНИИ МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Предметом нашего рассмотрения, являются практические аспекты применения современных компьютерных технологий в изучении музыки, позволяющие не только повысить эффективность изучения музыкальной культуры в ее основах, но и сообщить урокам музыки творческий характер, реализовать актуальные в современной дидактике принципы деятельного подхода [1, 5]. Деятельность - основа развития человека, формирования важных личностных качеств и позитивной жизненной позиции. Творческая деятельность - важнейшая составляющая полноценного человеческого бытия, касающаяся глубинных интересов и потребностей личности, наполняющая ее интересом к жизни, чувством удовлетворенности и радости. В силу этого, представляется очень важным активизация творческих качеств учащихся и создание условий для музыкального творчества на уроках музыки. На данный момент это недостаточно полно находит свое практическое применение в рамках традиционного преподавания предмета «Музыка» в общеобразовательной школе. Практическое музицирование и детское музыкальное творчество остаются актуальной темой современных дискуссий и исследований в области музыкальной педагогики [6, с. 273]. Отметим важные психологические особенности школьного возраста: во-первых, для детей характерно стремление к быстрому достижению видимого результата, во-вторых, в норме своей, в соответствии с природой музыки, музыкальные занятия должны сопровождаться расслаблением, ощущением неограниченной свободы музыкального самовыражения. Поэтому, на наш взгляд, самые первые простые музыкальные упражнения должны быть минимально директивны с одной стороны, с другой - приводить к скорейшему овладению ребёнком элементами продуктивных музыкальных действий [8, с. 318]. 343 Рассмотрим способы эффективного и скорого включения ребенка в музыкальную деятельность с применением компьютерных технологий на музыкальных занятиях. 1. С большим интересом школьники выполняют задания в нотном редакторе, благодаря которому закономерности музыкального языка предстают в стройной, ясной и наглядной форме. Самые простые представления о «мелодии»27, каденции (завершении на тонике), о «вопросо-ответном» принципе музыкального высказывания, представление о видах мелодического движения (горизонтальном, восходящем, нисходящем, волнообразном, поступенном и скачкообразном по интервалам), опевании ступени, могут найти практическое применение и осуществление в творческих работах учеников по созданию мелодии в нотном редакторе. Например, удобна в применении программа MuseScore, она отличается простотой, обладает большими выразительными ресурсами, дающими возможность выбора нужного тембра для создания художественного образа в соответствии с настроением и замыслом музицирующего ребенка. Первые задания по написанию мелодии можно ограничить в пределах четырехтактового музыкального предложения: Простой способ добавления инструментов в партитуру нотного редактора дает возможность получить практическое представление об элементарной компьютерной аранжировке, полифонном и гомофонном принципах создания музыкальной фактуры, разных способах украшения мелодии. 27 «Певучее последование звуков, принадлежащих к какой-нибудь гамме или ладу». (Н. Ф. Соловьёв. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона). 344 2. Если ученики делают только первые шаги в создании мелодии, подготовкой к созданию учеником собственной музыки может быть выполнение импровизации на основе изменения ритмического рисунка мелодии-образца в нотном редакторе [7]: Hot Cross Buns. English Folk Song: Вариация: 4 ¥=¥ 3=? ^ - 3. Также, на первоначальном этапе, эффективному постижению приемов создания мелодии (и природы музыкальной импровизации) служит задание на нахождение учениками всех возможных комбинаций из ограниченного набора нот, и составление музыкальной фразы из этих комбинаций. Пример двухтактовой музыкальной фразы из выбранных двух комбинаций (А + Е) [7]: 345 Мы рассмотрели педагогические методы и приемы приобщения к музыке учеников общеобразовательной школы через музыкально-творческую деятельность - создание музыки (музицирование) с применением музыкально-компьютерных технологий. Как показывает опыт, дети с удовольствием выполняют творческие задания в нотном редакторе по созданию мелодии и многоэлементной музыкальной фактуры на ее основе, одновременно постигая основы нотной грамоты, закономерности музыкального языка. При этом, испытывают положительные эмоции, удивление и радость как в процессе, так и от результатов собственного музыкального творчества. С удовольствием демонстрируют свою музыку сверстникам, с интересом знакомятся с творчеством товарищей. Переживаемые учениками вдохновение и воодушевление при создании музыки в нотном редакторе, определяют музыкально-компьютерные технологии в качестве действенного и эффективного средства музыкальной педагогики. Детское творчество на уроках музыки, по существу, является экспериментированием и познавательно-поисковой музыкальной практикой, открывающей новое, ранее неизвестное детям в мире музыки, в области собственных эмоциональных переживаний. Это определяет большую личностную (а значит и педагогическую) ценность результатов музыкального творчества школьников. «Детское экспериментирование является стержнем любого вида детского творчества» [5, с. 69], оно, как заключает П. Поддъяков наряду с игровой, являются основной формой активности ребенка. Применение музыкально-компьютерных технологий в изучении музыки переводит экспериментальную и познавательно-поисковую активность ученика в области музыки на более высокий уровень опыта, осмысления и познания [2; 4].