Глава книги
ЦИФРОВОЙ БАЯН В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Основная цель современной системы музыкального образования - это создание особой художественно-образовательной среды, в которой происходит формирование всесторонне развитой, творчески инициативной, нестандартно мыслящей личности, заряженной на самоактуализацию, способной адаптироваться в различных ситуациях и осуществлять на достаточно высоком профессиональном уровне все (или почти все) виды музыкальной деятельности, которые могут оказаться востребованными жизнью [1]. Новое время цифровой эпохи неумолимо диктует необходимость совершенствования и оптимизации учебного процесса по всем направлениям современного музыкального образования на всех ступенях его образовательной лестницы (школа - колледж - вуз). Одна из основных проблем современного учебного процесса, например, в детских музыкальных школах (ДМШ) или школах искусств (ДШИ) - это поддержка интереса ребёнка к занятиям и овладению им азами исполнительского мастерства на музыкальном инструменте. Современные дети, привыкшие к ярким динамичным мультфильмам, компьютерным играм, мобильным телефонам и смартфонам, тяготятся монотонным, кропотливым и весьма трудоёмким учебным процессом в ДШИ / ДМШ на традиционных инструментальных отделениях [2]. Одними из самых популярных сейчас являются вокально-хоровые отделения музыкальной школы, обучение на которых не требует от детей больших усилий по сравнению с любым инструментальным отделением. И эта тенденция, к сожалению, увеличивается с каждым годом. Поэтому сегодня, на наш взгляд, работа с цифровыми музыкальными технологиями - одно из перспективнейших и необходимых направлений модернизации учебного процесса. Сохраняя преемственность традиций исполнительских школ прошлого в обучении игре на традиционных музыкальных инструментах, необходимо внедрять современные музыкальные технологии (цифровой музыкальный инструментарий, музыкально-компьютерные технологии - МКТ [3; 4], музыкальный компьютер - МК [5; 6]) 338 в учебный процесс, тем самым значительно активизируя его, создавая необходимую мотивированную среду на уроках с воспитанниками. Рассмотрим направление инструментального исполнительства на примере баянного исполнительства. В последние десятилетия наблюдается кризис22 в баянном исполнительстве на всех ступенях профессионального мастерства - от музыкальной школы до колледжей и вузов. Одним из путей выхода из кризиса баянного исполнительского искусства и возрождения интереса у населения к баяну/аккордеону23, на наш взгляд, может быть привлечение молодого поколения к исполнительству на цифровом баяне24, обучение на котором может происходить в двух направлениях: 1) как синергетический эффект акустического исполнительства25, так и 2) самостоятельное направление цифрового исполнительства. Именно цифровые баяны,а также акустические инструменты с встроенными MIDI-системами, могут, по нашему мнению, стать интересной альтернативой традиционному баянному исполнительству для молодого поколения, искушённого разноообразными цифровыми технологиями, и, как следствие, помочь сохранить исчезающий вид русских народных инструментов - баян и аккордеон, передавая будущим поколениям исполнительские традиции, репертуар баянной школы, в том числе, отдавая дань памяти о непревзойдённой социокультурной роли баянного исполнительства в истории нашей страны. 22 Классы баяна в ДШИ/ДМШ набираются по остаточному принципу, когда детям, не прошедшим по конкурсу на другие отделения, предлагается обучаться на баяне/аккордеоне. Резко сократилось количество поступающих в колледжи и вузы для продолжения профессионального образования по направлению баянного исполнительства. 23 В России, несмотря на различные профессиональные нюансы в определениях, традиционно принято называть баяном 3-х -5-ти рядную кнопочнуюконструкцию семейства гармоник, а аккордеоном - клавишную. Отличие между конструкциями только в строении правой клавиатуры. Поэтому в терминологии используется формулировка «баянно-аккордеонное исполнительство». 24 Цифровой баян - условное название одной из разновидностей синтезаторов с кнопочным MIDI контроллером, получившим такое определение в социуме в корреляции с конструкцией традиционного акустического баяна. Синтезатор (англ. Synthesizer) - электронный музыкальный инструмент, создающий (синтезирующий) звук при помощи одного или нескольких генераторов звуковых волн. Всего насчитывается четыре типа синтезаторов: аналоговый, цифровой, цифровой с аналоговым синтезом и цифровой с виртуально-аналоговым синтезом (подробнее: [Электронный ресурс] URL:https://uchenikspb.ru/kbase/vidy-sintezatorov-i-ih-razlichiya/). 25 В ряде учебных учреждений России цифровой баян (аккордеон) изучается в рамках предмета по выбору, как родственный инструмент. 339 С появлением такого инструментария, с обилием заложенных в него тембров в трёх клавиатурах (правая, левая с готовыми аккордами, выборная) можно без потерь в качестве делать переложения оригинальных сочинений для других инструментов, чем существенно обогатится исполнительский репертуар баяниста. При этом все приёмы звукоизвлечения, меховедения, как и динамическая шкала от нежнейшего «рр» до мощного «ff», применяемые на традиционном акустическом баяне/аккордеоне сохраняются на цифровом инструменте! Эта возможность управлять исполнителю на цифровом баяне, по сути, «живым» звуком (управление динамикой), несомненно, очень выгодно отличает его от исполнителя на клавишном синтезаторе. Цифровой баянист чувствует себя настоящим мультиинструменталистом, играя органные сочинения тембрами органа, духовную музыку - тембром хора26 и т. д., а в социуме такого музыканта неизменно называют «Человек-оркестр» [6; 8]. Тембральное богатство цифрового инструментария позволяет добиваться реалистичного звучания различных инструментов, в том числе инструментов русского народного оркестра, что приучает ребёнка к истокам народного творчества (приобщение к истории создания того или иного инструмента, ознакомления с особенностями приёмов звукоизвлечения на нём), и инструментов симфонического оркестра (и здесь развиваются метапредметные связи с музыкальной литературой, историей развития классических инструментов, ознакомление с творчеством известных композиторов прошлого), а футуристическое звучание синтезированных тембров, ещё и с применением модуляторов звуковых волн, вызывает у детей неизменное желание что-то сочинять, «рисуя» собственные музыкальные картины. Эргономическое, органолептическое сходство акустического и цифрового инструментария позволяет экстраполировать, сохранять и транслировать традиции отечественной исполнительской баянной школы игры (включая накопленный репертуар, методологию и методику обучения и т. д.) на новом 26 При использовании разных тембров может несколько меняться способ звукоизвлечения, поскольку цифровой баянист имитирует исполнительскую манеру других инструментов, словно перевоплощающийся в разные образы актёр в театре.К тому же некоторые приёмы, характерные для акустического исполнительства на баяне, например, тремоло мехом или нетемперированное глиссандо, могут быть отменены при переложении на цифровой баян за ненадобностью, так как акустические баянисты часто используют «тремоло» или «рикошет», добиваясь либо эффекта скрипичного «деташе», либо, чтобы разнообразить небогатую звуковую палитру акустического инструмента. 340 технологическом уровне в условиях функционирования сложившейся современной высокотехнологичной культурной и образовательной среды, а также социального запроса на новые формы культуротворческих практик, что является весьма актуальным и значимым для художественного творчества молодого поколения россиян [8; 9]. Возможность применения инновационных технологий на занятиях музыкой, в соответствии с веяниями времени и «Концепцией развития дополнительного образования в России» [1], позволяет учащимся ДМШ, ДШИ, студентам сузов и вузов получить профессиональное образование, играя на новейших высокотехнологичных инструментах [10; 11], что, несомненно, поможет им быть востребованными в профессии современного музыканта-исполнителя и педагога.