Глава книги
О СОЗДАНИИ МУЗЫКИ К СПЕКТАКЛЮ В ДЕТСКОЙ ШКОЛЕ ИСКУССТВ
Почему нужна музыка в спектакле? Какая музыка нужна в спектакле? Служит ли музыка отправной точкой? От звука к образу или от образа к звуку? Какая музыка звучит у вас постоянно «в ушах»? Как вы работаете с композитором или аранжировщиком? «Театр - это и есть музыка, только там еще немножечко разговаривают. Хотя, впрочем, и это тоже музыка» (Юрий Бутусов) [13]. «Музыка - это очень важная, и ритмообразующая, и формообразующая, и содержание образующая часть будущего спектакля. У меня - да, служит, у меня - от звука к образу. Хотя эта связь не такая жесткая, но все-таки отправная точка - это, конечно, музыка. Более того, я могу сказать, что для меня будущий спектакль изначально звучит, как музыка, даже если я ее пока не знаю. Но я все равно представляю себе, что это, условно говоря, Рахманинов, или Бетховен, или джаз, или рок; иногда я слышу аккордеон или скрипку… Есть, вероятно, режиссеры, которые идут от зрительного образа, у меня с этим хуже. У меня вообще взаимоотношения с живописью хуже, чем с музыкой. Я разделяю точку зрения Прокофьева о том, что музыка волнует любая ниже пояса, но хорошая волнует больше» (Лев Эренбург). «Музыка - это высшее искусство: она попадает прямо в душу, в сердце. Поэтому для меня хорош тот спектакль, который сам приближается к музыке. И в театре мы обычно долго репетируем как раз потому, что ищем интонации, которые превращают слова в мелодию. А для этого, безусловно, нужен определенный звуковой ряд. Нет общего закона работы с музыкой, тем более если режиссер растет и меняется» (Семен Спивак) [Там же]. В статье рассмотрены возможности использования информационной образовательной среды (и создание её необходимых элементов) в классе электронного музыкального инструмента [8; 9]. Использование современных цифровых ресурсов и музыкально-компьютерных технологий (далее - МКТ [4]) в деятельности преподавателя детской школы искусств помогает создать новый спектр возможностей в работе преподавателя. 330 Какая музыка нужна для детского спектакля на театральном отделении детской школы искусств? Можно ли все записать на электронном клавишном синтезаторе? Конечно, все зависит от постановки. Какие характеристики персонажей, образы, атмосфера необходимы. Бесспорно, клавишный синтезатор надежный помощник для записи музыкального сопровождения. Сохранить необходимые музыкальные зарисовки можно быстро и комфортно. Огромная звуковая палитра, варианты записи и спецэффекты дают большие возможности для реализации творческого замысла. В процессе создания спектакля идет сложная, кропотливая работа. Слушается много готовых композиций. Да, есть музыкальные произведения, которые уже точно подходят, но необходима другая аранжировка, другое звучание и хронометраж. Например, «Аллеманда» Й. Гайдна в классической обработке не соответствует образу персонажа. Нужен другой звук, более современный. Можно записать с танцевальным аккомпанементом, где усилены ударные. Или нужно создать атмосферу ужаса, страха, подготовить сцену, где персонаж идет по темным закоулкам старинного сказочного замка. Здесь можно использовать и спецэффекты, и звуки более мрачные. Для спектакля музыка очень важна, а для маленьких артистов, тем более. Это надежный ведущий, партнер и помощник в спектакле. В спектакле про «Незнайку и его друзей» необходимо было сочинять музыку и звуковое оформление, с точным хронометражем, прямо по ходу действия. Это творческий процесс, который уносит фантазию всех участников в необыкновенное путешествие, где звук может все. Любая нота, которая на своем месте, дает персонажу четкий и яркий образ. Помогает маленькому артисту, сыграть уверенно и точно. Например, сцена катастрофы, когда Незнайка сел за руль машины. Пригодились все спецэффекты, мелодия получилась сначала веселой и задорной, но потом, звук передал всю картину аварии. Без записи этого музыкального сопровождения, эта сцена не была бы такой яркой, динамичной и интересной. Режиссер, четко определившись в выявлении сверхзадачи спектакля, может использовать музыкальное произведение для раскрытия идейного замысла. Если сверхзадачей спектакля стало воспевание подвига главного героя, то время от времени может звучать жизнеутверждающая, вдохновляющая на подвиг мелодия. Музыка поможет постановщику передать историческую эпоху, в которой будут жить действующие лица. Например, по звучащей мелодии 331 Великой Отечественной войны, зритель сразу поймет, что события происходят в 40-е годы, и он легче и быстрее сможет погрузиться в содержание спектакля. Античная музыка настроит зрителей на восприятия античной эпохи и т. д. Сама по себе музыка не должна быть случайной, каждый музыкальный кусочек должен подчиняться определенной задаче. Вот где в очередной раз ощущаешь огромную значимость музыкального оформления! Точность записи музыки подтвердила бурная реакция детей в зале. Очень важно, чтобы спектакль выдерживал и сохранял свой темпо-ритм. Чтобы юные актеры не сбились на слишком медленный или слишком быстрый темпо-ритм, все точно подбирается для конкретных исполнителей. Особенно это касается веселых представлений. Каждое действующее лицо наделено своей отличительной особенностью, непохожестью, поэтому и музыка для каждого персонажа должна быть разной. Для каждого героя подбирается отдельная, своя мелодия, свой тембр, краска, четко передающая его характер. Для положительных героев мелодия может быть светлая, добрая, для отрицательных зловещая, тревожная. Огромное, непреходящее значение имеет создании музыки к спектаклю в детской школе искусств для детей с ограниченными возможностями здоровья. Наша собственная практика педагога-музыканта (см., например, в работе [8]), а также исследования и большой практический опыт сотрудников учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена [1-2; 11-12] подтверждают необходимость разработки соответствующих методик и образовательных технологий, основанных на широком использовании МКТ. В основе этих новых подходов лежит активное использование особенностей компьютерного музыкального творчества как новой формы приобщения к музыкальной культуре и созданию музыкальной композиции [5; 6], процесс моделирования музыкального творчества с использованием МКТ [3; 7], новые подходы и способы построения учебного процесса, опирающиеся на широкое использование интерактивных методов обучения [10]. При записи музыки необходимо учитывать индивидуальные возможности детей-актеров. Самое главное, чтобы маленькому актеру удобнее существовать на сцене. Музыка не должна мешать исполнителю, полностью принималась им и ярче раскрывала его возможности. Никакого навязывания, решающее слово за 332 актером. Удачно найденное музыкально-пластическое решение обогащает образ персонажа, делает спектакль ярче, интересней, поэтому актеры должны уметь правильно двигаться в характере музыкального произведения. Выразительные возможности музыки безграничны, музыка с ее ритмом и мелодией способна самым прямым путем влиять на чувства зрителя и непосредственно вызывать и закреплять на сцене необходимое актеру органичное самочувствие. Грамотное использование музыкального оформления совершат магическое чудо - растревожат души, поднимут до возвышенного воображения, взбудоражат мышления и задержится надолго в памяти у сидящих в зале детей.