Глава книги
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
В настоящее время система дошкольного образования наряду с другими также требует современных способов преподавания и коммуникации. Современные дети относятся к поколению digital, у них ярко проявляется склонность к применению новых технологий в повседневной жизни [5]. Использование цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в воспитательно-образовательном процессе позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Основными видами деятельности музыкального воспитания в ДОО являются: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения, музыкально-игровое творчество и музицирование на детских музыкальных инструментах. В течение последнего десятилетия специалистами дошкольного образования было разработано большое количество цифровых ресурсов, которые помогают эффективно решать задачи музыкального воспитания в каждом из видов музыкальной деятельности: мультимедийные презентации, аранжировки детских песен, музыкально-дидактические игры и др. Цифровизация дошкольного образования ставит перед педагогом новые задачи и предъявляет новые требования к его профессиональной компетентности: современный педагог должен не только уметь использовать цифровое оборудование и готовые образовательные ресурсы, но и разрабатывать свои собственные. Игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Играя, ребенок усваивает новые знания, намного эффективнее, чем на обычных учебных занятиях. Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу [1]. Именно поэтому особое внимание при создании современных цифровых ресурсов уделяется реализации игрового развивающего потенциала. В открытом доступе сегодня находится масса цифровых инструментов, программ и иных дидактических материалов, как коммерческих, так и с открытой лицензией. Существует множество конструкторов для создания интерактивных упражнений. С помощью огромного количества интернет-ресурсов можно создать целую коллекцию интерактивных заданий [3]. При выборе подходящего цифрового инструмента для создания образовательного ресурса необходимо учитывать особенности работы с детьми дошкольного возраста и отдавать предпочтение программам и сервисам, которые поддерживают возможность использования изображений, аудио и видеофрагментов, имеют функцию добавления голосовой инструкции или проговаривания текста. Построение процесса обучения в виде развивающих интерактивных игр резко повышает внимание и интерес к учебному материалу [2]. Особый интерес у детей вызывают интерактивные игры следующего характера: 1. Музыкальные викторины с одним или несколькими правильными ответами. Могут применяться для закрепления знаний в процессе слушания музыки. 2. Музыкально-дидактические игры, созданные по принципу «найди пару». Содержание таких игр может быть абсолютно разнообразным, например, можно предложить соотнести: фрагмент музыкального произведения и портрет композитора, музыкальное произведение и иллюстрацию, мелодию и музыкальный инструмент, инструмент и вид оркестра и т. п. 3. Музыкально-дидактические игры, созданные по принципу классификации. В процессе такой игры можно предложить детям распределить музыкальные фрагменты на несколько категорий. Например, по темпу - медленный, умеренный, быстрый; по ладу - мажорный, минорный; по характеру - веселый, печальный, торжественный и др.; по жанру - марш, песня, танец; по виду оркестра - народный, симфонический, джазовый; по штрихам - legato, staccato и т. п. 4. Музыкально-дидактические игры, созданные по принципу «расставь по порядку». В процессе такой игры детям предлагается расставить по порядку куплеты песни, части музыкального произведения или цикла, ритмический рисунок или фрагменты знакомой мелодии. 5. Музыкально-дидактические игры, созданные по принципу «мемори». Основной целью игры является «открытие» как можно большего числа парных карточек. При этом пару могут составлять, как одинаковые музыкальные фрагменты и изображения (музыкальные инструменты, портреты 328 композиторов), так и дополняющие друг друга. Например, два фрагмента одной и той же песни, но одна с записью голоса, а другая - без (минусовая фонограмма). Музыкально-компьютерные технологии продолжают активно развиваться. Современный педагог, создавая цифровые образовательные ресурсы, должен отслеживать появление новых цифровых инструментов и своевременно осваивать технологию работы с ними. Использование музыкально-компьютерных технологий в области художественно-эстетического развития не может и не должно заменять живое общение ребенка и педагога, но может наполнить образовательно-воспитательный процесс интересными образами, новыми аудио и видеоклипами, интерактивными играми и презентациями и т. п. Необходимым условием успешной разработки и использования цифровых образовательных ресурсов для работы с детьми дошкольного возраста является соблюдение рекомендаций СанПин [4] в вопросах применения электронных средств обучения.