Глава книги
МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА АБОРИГЕНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются особенности дистанционного образовательного процесса в системе дистанционного обучения Moodle с точки зрения проверки знаний (текущая и промежуточная аттестация). Одним из удобных элементов этой платформы для проверки знаний представляется тестирование. Развивающийся инструментарий позволяет проводить тестирование в современной, удобной и результативной форме. Приводится пример теста на авторском материале вузовской дисциплины «Музыкальная культура Дальнего Востока России». В настоящее время новое информационное общество диктует особые требования к организации образовательной среды и к учебно-методическому обеспечению учебного процесса на всех уровнях образования. Цифровые технологии стремительно внедряются во все сферы нашей жизни, в том числе и в образование. В современном обществе происходит неизбежная эволюция способов трансляции знаний и опыта, формируется новая информационная научная система, новое педагогическое сознание. В рамках данной работы анализируется проблема постепенного формирования новой культуры дистанционного обучения в творческом вузе в условиях цифровой образовательной среды, в частности, в области проверки знаний (текущая и промежуточная аттестация). Сегодня большинство российских вузов ориентированы на систему дистанционного обучения Moodle. Одним из удобных элементов этой платформы для проверки знаний является тестирование. Развивающийся инструментарий позволяет проводить тестирование в современной, удобной форме (см., например, в работе [2]). Тест-модуль достаточно гибок, предоставляет возможность составления различных типов заданий: один верный ответ, множественный выбор, «верно-неверно», ответ на вопрос и т. п. Наш педагогический опыт показывает, что наиболее привычная форма на начальном этапе прохождения дисциплины - вопрос с одним ответом, а наиболее сложная - предполагающая письменный ответ на 312 вопрос. Предлагаем вариант проверки знаний для вузовской дисциплины «Музыкальная культура Дальнего Востока России». Проблемы, связанные с обучением иностранных студентов в вузах Российской Федерации широко обсуждаются в научно-педагогических исследованиях (см., например: [1; 6-7] Помимо уникального авторского материала, из которого составлен тест [3-5], думается, сама форма может быть полезна для преподавателей музыкально-исторических дисциплин этнографической направленности. Каждый вопрос предполагает один верный ответ: 1. Как называется научная дисциплина, посвященная изучению народной музыки? а) Музыковедение; б) этномузыкознание; в) этнография. 2. Кто такой абориген? а) коренной житель; б) представитель определенной языковой группы; в) расовый тип. 3. Что такое «анимизм»? а) система традиционных обрядов; б) основа традиционной религии коренных народов Дальнего Востока России; в) шаманская картина мира. 4. Выделите из перечисленного основные виды хозяйственной деятельности коренных этносов региона: а) собирательство; б) земледелие; в) охотничий промысел; г) рыболовство. 5. Выделите из перечисленного: народы каких «семей» проживают на Дальнем Востоке России: а) алтайская; б) эскимосско-алеутская; в) чукотско-камчатская; г) уральско-юкагирская. 313 6. Выделите из перечисленного народы тунгусо-маньчжурской группы: а) чукчи; б) коряки; в) нанайцы; г) ульчи; д) ительмены. 7. В какой работе были приведены первые зафиксированные нотные образцы музыкальной культуры аборигенов Дальнего Востока России? а) Л. И. Шренк «Об иногородцах Амурского края»; б) Л. Я. Штербнерг «Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны»; в) А. Ф. Миддендорф «путешесвтеи на Север и Восток Сибири». 8. В какой период впервые поднимается вопрос о наличии на Дальнем Востоке национальной музыкальной культуры? а) XVIII в.; б) XIX в.; в) XX в. 9. Какой вид вокального исполнения является преобладающим в музыкальной культуре аборигенов Дальнего Востока России: а) сольное пение acappella; б) ансамблевое пение acappella; в) хоровое пение acappella. 10. К какой группе жанров относятся песни, «Облегчающие трудовой процесс путем переключения» (по систематике Н. А. Соломоновой): а) приуроченные жанры; б) неприуроченные жанры. 11. Кем исполняются «медвежьи мелодии»: а) женским ансамблем; б) мужским ансамблем. в) мужским хором. 12. Как называются песни коренных этносов Дальнего Востока России, которые создавались непосредственно в процессе исполнения и выражали сиюминутное настроение певца: а) песни-импровизации; б) авторские песни; 314 в) песни-плачи. 13. Во время какого ритуального действа исполняется песня «таежной женщины»: а) медвежий праздник; б) праздник кита; в) шаманский обряд. 14. Как называется специфический музыкальный инструмент, на котором интонируют во время «медвежьего праздника»: а) земляной барабан; б) звуковое бревно; в) музыкальное дерево. 15. К какой группе инструментов относится ульчский музыкальный инструмент «дучиэкэ»: а) хордофоны; б) идиофоны; в) мембранофоны; г) аэрофоны. 16. Звучание какого материала, по верованиям аборигенов, способно отпугивать злых духов: а) дерево; б) металл; в) стекло; г) камень. 17. К какой группе инструментов относятся так называемые «манки»: а) хордофоны; б) идиофоны; в) мембранофоны; г) аэрофоны. 18. «Пластинчатый деревянный» и «металлический дугообразный» - это разновидности: а) бубна; б) варгана; в) свистульки; 19. Что такое «свободные аэрофоны»: 315 а) духовые инструменты, у которых колебание воздуха не ограничено корпусом инструмента; б) духовые инструменты, у которых колебание воздуха ограничено корпусом инструмента. 20. Какой музыкальный инструмент, согласно легенде передает голос, оплакивающий погибших сородичей: а) варган; б) монохорд; в) шаманский пояс с трубоконусными подвесками. Таким образом, реалии современного дистанционного образовательного процесса требуют нестандартных подходов и поиска рационального применения новых информационных технологий в условиях современного образовательного пространства. Новое информационное общество диктует специфические условия для реализации обучения. В творческом вузе необходимо подстраивать развивающийся инструментарий системы дистанционного обучения Moodle, а также Moodle Music для «встраивания» традиционных дисциплин и, особенно, контрольно-проверочных материалов, в возможности ресурса.