Глава книги
МОДЕЛЬ УРОКА МУЗЫКИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ И МУЗЫКАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Академические методы в работе не всегда могут дать высокий педагогический и образовательный результат. Данное видение урока расширит знания и изменит представление о предмете «Музыка», который включает в себя не только вокально-хоровую работу, изучение нот, работу с учебниками, но и вопросы культуры, воспитания, становление интеллигенции, приобщение к массовому музицированию и образованию в мире искусства через применение новых форм и методов работы. Все это возможно только на открытой площадке в новом образовательном формате с использованием возможностей современных цифровых образовательных и музыкально-компьютерных технологий (далее - МКТ [2]) в процессе создания и реализации новой модели образовательного пространства урока музыки. В основе модели урока музыки лежит интеграция с предметами других образовательных областей: сообщество разных учебных дисциплин, связанных одной темой урока и иные формы работы, приёмы проведения урока музыки. Изменение образовательного пространства приведёт к изменению модели урока как образовательного события. Это можно показать на примере музыки Чайковского, его оперном творчестве и инструментальной музыке. Опера «Пиковая дама», «Патетическая симфония». Следует объяснить, что музыка популярных классиков - это большой мир, в который может и должен быть интересен обществу и имеет свою большую историю. «Симфонические принципы проникают во все жизненные центры фортепианной музыки Чайковского, начиная от голосоведения и кончая яркими контрастами используемых жанров…» [1, с. 172]. Для современного образования важна открытая дискуссия, открытые уроки-лекции, мастер-классы в контексте культурного воспитания и образования. Миссия проекта - воспитать человека, прежде всего, открытого для мира, знающего традиции своего народа, уважающего наследие предков; человека-культуры. 304 В современном мире становится все больше вариантов донесения информации (подкасты, видео уроки, видео блоги, образовательные каналы в сети Интернет) - все это может усилить интерес к более глубокому и основательному изучению предмета или темы, увеличить мотивацию, создать творческое начало. Тем самым, происходит информационное расширение благодаря источникам из разных предметов. Поиск новых смыслов для предмета «музыка» даст почувствовать особую значимость культуры в современное время. Педагогическая инициатива заключается в трансформации традиционной методики урока музыки. Урок музыки - это открытая диалоговая площадка. Часто урок музыки можно сравнить с дистанционным обучением, а точнее - конференцией в программе Zoom: слушаем, но не говорим, а значит нет размышлений, нет эмоций. Урок музыки - это не просто урок пения или знакомство с композитором и его творчеством. Урок музыки - настоящая диалоговая площадка, где учитель предлагает ученикам темы для обсуждения, а ученики открыто высказывают своё мнение. Задача такого урока - научить ребёнка думать, находить совместно с другими ответы на вопросы, основываясь на знаниях, которые можно получить только благодаря общению и диалогу на уроке. Ученика на таком уроке важно «разговорить», именно поэтому в основе таких уроков обязательно лежит мотивационное задание в начале урока - оно вызывает непосредственный интерес к теме дискуссии. Также это позволяет учащимся самостоятельно сформулировать цель урока. От учеников можно все чаще услышать такие вопрос: «Зачем мне это надо? Почему я это должен знать? Что мне это даст?» И задача педагога - создать условия, чтобы учащиеся нашли ответы на заданные вопросы. Обращаясь к методической литературе, образовательным сайтам, где педагоги делятся опытом, какие задания можно дать учащимся в начале урока, можно заметить, что методической поддержки для уроков музыки крайне мало. Поэтому в нашем исследовании предложены решения для создания образовательного банка заданий, которые помогут организовать коммуникацию на уроке. 305 Для создания диалога используем технологию кейсов, которая способствует коммуникации детей и учителя. Известно, что игры связаны с общением детей. Поэтому, первый кейс имеет название «Квиз». - 1) Квиз это современная интеллектуальная игра. Состоит из серии заданий для учеников. Для примера дается вопрос квиза: «В каком городе была написана одна из самых известных опер Чайковского, и что это за опера?». Даётся изображение собора «Санта Мария Дель Фьоре» во Флоренции, где видны портреты известных деятелей искусства, творивших в этом городе. Видим надпись: «Колыбель возрождения». И слышим прекрасную арию. Дети с большим удовольствием обсуждают это задание, сопоставляя факты. Вы, конечно, узнали, что это Флоренция, и речь идёт об опере «Пиковая дама». 2) Следующий кейс называется «Поисковик». В нем собран интересный материал из интернета, который провоцирует интерес и разговор. Например, предлагаем вниманию забытую увертюру Чайковского 1812 в современном видении. Можно задать вопрос учащимся, насколько уместно смешивать разные виды искусства: графику и музыку. Начинается дискуссия… 3) Кейс «Творчество». В нём собраны задания, которые побуждают детей к созданию собственного текста. Можно прослушать произведения композитора Эдварда Грига (сюита «Пер Гюнт», «В пещере горного короля». Пер попал в пещеру к горному королю и под страшную музыку от него убегает. Далее предлагается интересный видео ряд, собранный из сети. Можно предложить детям додумать путь героя и придумать чем закончилось путешествие Пер Гюнта. 4) Следующий кейс - «Индуктор».В нем используются типы аданий, которые мотивируют на разговор в начале урока. Пример такого задания может быть следующий: это афиши концертов Сергея Рахманинова. Обращается внимание учащихся, что на афише не хватает некоторых названий произведений, поэтому они вынуждены познакомиться с темой и музыкой композитора, а затем использовать её для составления афиши. 5) Кейс «Сравнение». Представлены Задания на сопоставление, которые должны навести детей на размышление. Урок, посвящён циклу Чайковского «Времена года». Дети сопоставляют музыку с картинами известных художников. Им уже проще говорить, что они видят в музыке. 306 6) Кейс «Интеграция». Задание в этом кейсе погружает детей к процессу понимания ими взаимосвязи различных видов музыкального искусства. Так, на уроке, посвящённом современному направлению музыкального искусства рэпу, мы начинаем занятия с прослушивания четырёх музыкальных фрагментов и задаю вопрос, что их объединяет? Слушаем Это фрагмент церковного песнопения, оперный речитатив, пение шамана, музыка рэперов. Дети долго спорят и приходят к выводу, - что их объединяет слово, которое в этом случае важнее музыки. 7) Кейс «Проблема». Суть задания - породить «мозговой штурм» для решения проблем, которые вызовут желание говорить. Пример - Георгий Свиридов, произведение «Время вперёд». Вопрос: «Почему это произведение актуально сейчас?» Предлагается задание - посмотреть запись, сделанную музыкантами Мариинского театра в период пандемии. Обсуждается вопрос: «Почему это произведение, созданное в середине XX века, посвящённое эпохе социализма является актуальным сегодня? В начале урока в мотивационных заданиях можно опираться на знания учащихся по другим предметам. На этом основан Кейс «Интеграция». Так, например, на уроке музыки, посвящённом соцреализму, 30-м годам ХХ века, можно предложить детям коллаж, где отражены события того времени. Опираясь на коллаж и знания, полученные на уроках истории, учащиеся рассказывают об эпохе. Затем мы слушаем фрагмент музыкального произведения Г. Свиридова «Время вперёд». Запись сделана во время пандемии музыкантами Мариинского театра, и мы просим учащихся создать ряд образов, рождённых музыкой и объяснить в чем актуальность этого музыкального произведения. И почему во время пандемии музыканты выбирают именно это произведение? В итоге кейсы, разработанные для новой модели урока музыки, образуют банк заданий. Этот банк способствует уходу от традиционного формата урока музыки и создаёт платформу для диалогового урока. Только диалог, раскрытие внутреннего потенциала и творческого мышления детей создают открытую площадку для творчества, для урока открытия. Учащиеся после каждого урока отвечает не только на вопрос «что?», но и «зачем?», и «почему?».