Глава книги

К ВОПРОСУ О РЕДАКЦИИ МОДУЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ СИНТЕЗА МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

Н. П. Андреева, О. Н. Новикова
2023

Анализ оценки программы направления «Педагогическое образование, специальность: художественное образование (в области театрального искусства)» показал, что редакция программы в содержательной части вызвана требованиями времени и технически связана с количеством отведенных часов (зачетных единиц). На данный момент программа структурирована в формате модульной системы. Для изучения данной специальности студентам необходимо определить в основе работы следующие направления, напрямую связанные с будущей профессией: общие дисциплины, история, педагогика, психология, сценические искусства, организация и менеджмент, практические дисциплины и практическая деятельность. Также необходимо определить основные компоненты изучения специальности; для этого можно использовать синтез международного опыта и основные направления работы международных школ: изучение «нейтрального состояния» и «психофизической свободы» (Международная театральная академия MIUR, Италия); изучение «эмоциональной памяти, психофизического действия и активная работа над собой (Национальный институт Ли Страсберга, США); дисциплина, самоорганизация, структурирование действий, качественное знание делопроизводства и проектной деятельности (Берлинский университет искусств, Германия); четкое жизненное самоопределение и актуальное видение педагогического процесса (РГПУ им. А. И. Герцена, Россия). Цель программы: подготовка специалистов, владеющих разностилевыми практическими актерскими навыками, методиками преподавания театрально-сценических дисциплин, способных продуцировать новые художественно-творческие и педагогические идеи, опираясь на сформированные компетенции в соответствии с ФГОС ВО. Цель профессионального модуля: приобретение студентами профессиональных навыков, знаний и умений широкого спектра, связанных со 267 всеми составляющими специальности с целью повышения конкурентноспособности и будущего трудоустройства (успешной реализацией на трудовом рынке). Необходимо заметить, что некоторые общеобразовательные дисциплины, к примеру, информационные технологии требуют профильной направленности (скажем, современные информационные технологии организации образовательного процесса). Изучение менеджмента, документации, организации различных процессов (проектная деятельность, образовательный процесс), имеет на данный момент минимальное количество часов и з. е. в программе, что продуцирует проблему, связанную с изучением данных дисциплин. Указанное проблемное поле выявляется в процессе анкетирования участников образовательного процесса. Авторам статьи представляется, что для проведения корректировки программы необходимо: аннулировать некоторые дисциплины (с помощью соединения с другими, например «Актерское мастерство», которое включит в себя наличествующие в программме дисциплины «Мастерство артиста драматического театра» и «Мастерство артиста эстрадного театра»; добавить смежные дисциплины (с профессиональной ориентацией); добавить новые дисциплины, связанные с основными направлениями программы (история, педагогика, психология, сценические искусства, организация и менеджмент, практические дисциплины и практическая деятельность). Разделим профессиональный модуль на 6 направлений (блоков): история, педагогика, психология, сценические искусства, организация и менеджмент. Блок «Организация и менеджмент» на данный момент включает в себя 2 дисциплины: Экономические основы образования и Правоведение. Минимальное количество дисциплин не позволяет студентам в полной мере овладеть знаниями, связанными с менеджментом, коммуникационными технологиями и др. Для развития студентов в данном направлении необходима формулировка цели блока, а также расширение изучаемых дисциплин, что можно осуществить с помощью синтеза международного опыта. Цель блока: формирование знаний, касающихся юридических, экономических, организационных составляющих театральной деятельности и театрального образования. В качестве содержательной составляющей данного блока возможно рекомендовать изучение дисциплины Менеджмент театральной 268 деятельности. Дисциплина ориентирована на изучение театральной деятельности с организационной стороны: понятие, специфика, основные виды деятельности, организационно-функциональная структура, внешняя среда организации, организация трудового процесса, методы управления, функции, эффективность организации работы и т. д. Для изучения данной дисциплины в России есть обширный список литературы и научных работ, таких авторов как: Тульчинский Г. Я., Жаркова Л. С., Руди М. И. и другие. А также: 1) Интегрированные маркетинговые коммуникации, Коммуникационные технологии в творческой индустрии, Экономические основы образования и Правоведение. Дисциплины направления ориентированы на формирование знаний, касающихся юридических, экономических, организационных составляющих театральной деятельности. Также студенты изучают дисциплины связанные со способами создания, продвижения, продаж и актуализации различной деятельности, связанной с театральными/культурными направлениями. 2) Проектная деятельность. Подготовка и реализация проекта. Дисциплины ориентированы на приобретение навыков и компетенций, связанных с созданием и реализацией собственного инновационного проекта, управлением и формированием команды в проектной деятельности, организацией проектной деятельности. 3) Дидактический проект. Предметом дидактического проекта является проектирование, тестирование, проведение и оценка театрально-педагогической мастерской для учителей и педагогов. Исследовательский вопрос: «Как дети могут стать исследователями: создающими, отражающими, действующими - независимо от их социального происхождения? И как мы можно обучать преподавателей, учитывая это?». Проект включает в себя следующие шаги: столкновение дидактических понятий; проектирование театральной практической мастерской с целью повышения квалификации студенческими командами; тестирование выбранных элементов концепции в группе студентов - обратная связь и редакция; проведение мастерских с целью повышения квалификации; экспертиза, оценка. 4) Делопроизводство в сфере театрального образования. Дисциплина ориентирована на изучение деятельности, связанной с документооборотом, оперативным хранением и использованием документов в сфере театральной деятельности/образования, а также с созданием документов, виды документов, номенклатуру дел и т. д. 5) Прослушивание, собеседование, монолог. 269 Дисциплина ориентирована на изучение студентами процессов, связанных с самореализацией в сфере трудоустройства. А также на понимание того, как реализуется кастинг: от приглашения на повторное прослушивание до утверждения на роль. 6) Как устроена индустрия/бизнес. Дисциплина ориентирована на изучение структуры театральной индустрии и структуры организации в сфере образования, помогает студентам разработать стратегический план того, как получить работу и вложить в них лучшее понимание того, что же от них ожидает индустрия и того, как превратить свою работу во время обучения в успешную карьеру и стать самодостаточным специалистом после получения образования. Курс проектирует на конкретные карьерные цели, способствует созданию основ для собственных достижений и заложить уверенность в готовности к требованиям современной индустрии. Студенты находят четкую самоидентификацию внутри отрасли. Блок «Психология». На данный момент направление включает в себя 3 дисциплины: Общая и социальная психология, Психология развития человека в образовании, Решение психологических проблем в педагогической деятельности. Дисциплины блока должны быть ориентированы на изучение основных и профильных предметов в сфере психологии: основные понятия, задачи, функции, способы применения и др. Профильные психологические дисциплины направлены на изучение особенностей и способов взаимодействия с людьми с творческими способностями, особенностями взаимодействия с современными студентами и др. Необходимы: Возрастная психология, Психология театрального творчества, Психолого-педагогические основы театрального образования. Блок «Педагогика»: История образования и педагогической мысли, Педагогика, Решение педагогических задач, Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, Современные образовательные технологии, Методика обучения и воспитания, Введение в профессию, Организация учебно-исследовательской работы, Организация дополнительного образования. Многие из дисциплин являются элективными («на выбор») и студентам приходится выбирать, какую из дисциплин они будут изучать, также не хватает дисциплин, связанных с театральной сферой. Для насыщения данного блока можно добавить такие дисциплины, как: Современные проблемы науки 270 и образования, Концепции и методы театрально-педагогической практики, Театр в школе. Блок «История». На данный момент, на изучение данного направления направлены 5 дисциплин: История художественной культуры, История литературы, История театра, История музыки, История и теория театрального образования. обсуждать и разбирать опыт со всего мира. Для насыщения данного блока возможно использование следующих дисциплин: Основы режиссуры (массовых праздников, спектакля), Основы актерского мастерства, Театр в истории, Мир в кино/театре, Современные театральные формы, Биографическо-документальный театральный модуль. А также скорректировать уже имеющиеся дисциплины: История художественной культуры + Мультимедийные технологии в искусстве; История театра и кинематографии; История музыки, музыкального театра и современные музыкальные технологии в образовательном процессе. Блок «Сценические искусства». Сценическая речь, Сценическое движение, Грим, Мастерство артиста драматического театра, Мастерство артиста эстрадного театра. Дисциплины, с помощью которых возможно насыщение блока: Сценический бой, Пластика (изучение персонажа через физическое действие), Акробатика. Необходимы также занятия по пространственному поиску и импровизации. Музыкальная подготовка (хор), Вокальный класс. Дисциплины ориентированы на изучение студентами вокальных техник, развитие диапазона, изучение техник дыхания и речи, постановку голоса, изучение работы с регистрами, резонированием и артикуляцией, поиск репертуара подходящего студентам, изучение совместной работы над произведением и изучение многоголосия/канонов (хоровая партия). Актерское мастерство (соединение дисциплин Мастерство артиста драматического театра и Мастерство артиста эстрадного театра), где присутствует опыт исследования своего персонажа - воспоминания, различные истории и отношения, помогающие развивать сложные линии и самосознание героя, его характер, используя упражнения Метода Ли Страсберга: прорисовка картины персонажа, олицетворение с животным, описание потребностей, упражнения, направленные на работу с эмоциональной памятью, концентрация на личности характера персонажа и импровизация. 271 Курс «Танец»: балет, хип-хоп, джаз, стретчинг. Курс ориентирован на обучение студентов танцевальной лексике различных танцевальных направлений, чтобы научиться осознавать и чувствовать свое тело, обрести уверенность и радость движения в пространстве. Инструментальное искусство (элективная дисциплина). Дисциплина ориентирована на изучение/усовершенствование студентами навыков владения музыкальными инструментами. Музыкальный театр. Дисциплина ориентирование на приобретение студентами понимания и навыков, как соединить три дисциплины воедино: актерское мастерство, вокал и танец - при этом фокусируясь на передаче особенностей характера своего персонажа через призму этих дисциплин. Импровизация. Дисциплина предоставляет студентам мощный инструмент, который помогает ориентироваться в моменте и взаимодействовать с объектами и людьми вокруг. Она призвана работать с тем, что не прописано на листе бумаги, а появляется из головы в процессе подключения воображения и поиска новых форм. Курс «Драматургия»: изучение пьесы, анализ сценария, написание сценария, сценарий кино. Курс раскрывает структуру построения сцен, их ритм, язык, сюжеты, а также то, почему драматург использует именно эти средства. Анализ театральной деятельности. Дисциплина ориентирована на изучение театральной деятельности, как структуры. Главная цель состоит в том, чтобы организовать безопасное и свободное пространство для творчества. При этом, студенты не обязаны получить/сделать готовый продукт на выходе. Результатом может быть небольшая сцена из пьесы, короткометражный фильм, цифровая зарисовка, пилот сериала, проработанный главный герой или все, что они захотят придумать. Использование различных содержательных элементов программ воспитания актера редактируют модуль профессиональной подготовки в области театрального искусства на основе синтеза международного педагогического опыта.

Андреева Н. П., Новикова О. Н. К ВОПРОСУ О РЕДАКЦИИ МОДУЛЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБЛАСТИ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ОСНОВЕ СИНТЕЗА МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО. 2023;:267-273.
Цитирование

Список литературы

Документы