Глава книги
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КРАСОТЕ КАК ЦЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Проблема морального воспитания подрастающего поколения в настоящее время остается актуальной. Поиски эффективных решений этой проблемы, неустанная работа в направлении духовно-нравственного развития школьников обеспечивают безопасность общества, безопасность детства. В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» представлены базовые национальные ценности, на которые должно опираться отечественное образование. Среди них красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие [1, 2]. Красота таким образом определяется в качестве одной из важнейших человеческих ценностей, критерием которой выделяется особое эстетическое чувство. Вслед за Г. М. Коджаспировой [3] и С. И. Масловым [4] будем понимать под ценностью положительную значимость объектов и явлений окружающего мира, а также духовно-нравственных потребностей, необходимых для удовлетворения потребностей индивида. Ценностное отношение в педагогической науке рассматривается с точки зрения активности и направленности деятельности субъекта, уровнем значимости определенного предмета или явления для конкретного человека. Красота, согласно концепции Н. Е. Щурковой, является одним из основных показателей воспитанности школьника: «Цель воспитания - личность, стремящаяся к истине, добру и красоте» [6, с. 6]. Поскольку младший школьный возраст - наиболее благоприятный и важный период для нравственного становления личности (Л. С. Выготский, Б. Т. Лихачев, Л. И. Божович), в том числе для формирования представлений и идеалов о красоте окружающего мира, именно он был выбран для изучения. Согласно Б. Т. Лихачеву [5], именно в этом возрасте у детей происходят 262 изменения в сфере нравственных понятий, убеждений, чувств, оценок и поступков. Целью исследования стало изучение особенностей представлений младших школьников о красоте как ценности. Для этого были адаптированы, разработаны и проведены следующие методики: - методика И. Г. Алмазовой «Я и Мир», цель которой - выявление общих представлений респондентов о красоте. - анкета «Ценностное отношение к искусству и художественной деятельности», проведенная с целью определить отношение к красоте в искусстве. - методика «Неоконченные предложения», цель которой определить отношение школьника к внешней и внутренней красоте человека и поведению человека, которое можно назвать красивым. Результаты анализировались в качественном и количественном планах согласно разработанной балльной шкалы, но в данной статье рассмотрим качественную характеристику детских ответов. Респондентами выступили обучающиеся 2-3 классов общеобразовательной школы г. Санкт-Петербурга, из которых 21 человек посещают спортивную секцию, 12 человек - музыкальную/художественную школу, 6 человек занимаются танцами, 3 ребенка не посещают дополнительные занятия. В ходе исследования были получены следующие результаты. Почти все дети, принявшие участие в опросе, выделяют как красивое в окружающем мире и материальные объекты (родители, элементы живой и неживой природы), и взаимоотношения, возникающие между людьми. Также стоит заметить, что большая часть младших школьников видят красоту в предметах и проявлениях различных видов искусства. Дети по-разному дали определение красоты, однако их ответы можно разделить на несколько групп. • Большинство детей (22 человека) старались выразить данное понятие через определения чувств, эмоций, ощущений, которые возникают при взаимодействии с объектом красоты. Миша, 8 л. «Это внутренность человека когда он делает хорошие поступки»; Лера, 9 л. «Дружба, любовь, добрая душа и доброе сердце»; Кира, 8 л. «То что живёт внутри человека». 263 • 12 человек назвали определенные места, объекты окружающего мира, ассоциирующиеся у них с красотой. Полина, 8 л. «Все, что окружает»; Лиза, 8 л. «Закаты и рассветы»; Паша, 9 л. «Мир вокруг»; Олег, 9 л. «природа, семья». • 6 человек в своем ответе упомянули о признаках внешней красоты. Маша, 9 л. «Ухоженность»; Женя, 8 л. «Когда человекприятно выглядит». По ответам детей можно сказать, что красота - это то, что заставляет обратить на себя внимание, то, что нравится человеку и доставляет удовольствие и наслаждение. Отметим, что среди детей, занимающихся в художественной/музыкальной школе, 83% определили красоту через чувства и эмоции, возникающие при взаимодействии с объектом красоты. У этих детей самым распространенным ответом стали «картина, музыка, танец» (10 человек из 12), а также «дружба, любовь» (8 ответов из 12). Большинство обучающихся, посещающих спортивные секции (18 человек из 21), выбрали объекты живой (животные, растения) и неживой природы, природные явления. 38% опрошенных также указали предметы искусства, 47% - «дружба, любовь». Дети, занимающиеся танцами, чаще выбирали вариант «дружба, любовь» (4 человека из 6), половина из них также обозначили такие ответы, как «картина, музыка, танец» (3 человека из 6). Интересно отметить, что среди школьников, занимающихся дополнительно музыкальной, художественной, танцевальной деятельностью, при ответе на вопрос «Ложась спать, вспоминаешь ли ты места, где тебе понравилось (музеи, театры, выставки, концерты)?», отмечен лишь один ответ «Редко». Остальные 17 человек (94%) выбрали вариант ответа «Да, часто». Среди спортсменов также преобладает вариант ответа «Да, часто», однако он отмечен у 47% опрошенных данной группы, также среди ответов бы замечен вариант «Никогда» (у одного человека). При ответе на вопрос о важности внешней красоты для человека мнения разделились почти поровну. Половина опрошенных (21 человек) считают, что внешняя красота является важной характеристикой человека. 20 школьников не считают внешнюю красоту важным элементом, один человек отметил, что важна 264 ухоженность. Различий между ответами детей, занимающихся в разных секциях, отмечено не было. Рассуждая о том, какого человека можно назвать красивым, школьники дали ответы, которые можно разделить на несколько групп: качества и черты характера, внутренняя красота, внешняя красота, поведение, а также указание конкретных людей (мама, папа и т. д.). Интересно, чтовсе детьми назвали важным качеством красивого человека ухоженность. Большинство ответов, определяющих красивого человека через поведение, отмечалось у спортсменов (8 из 9): Кирилл, 8 л. «Тот который делает хорошие поступки»; Паша, 9 л. «Тот который красив поступками!». Возможно, это связано с определенной дисциплиной в каждом виде спорта, «спортивным» поведением по отношению к сопернику, судьям, тренеру и т. д. Это может накладывать отпечаток на представления о красивом человеке, где обязательным элементом является поведение. У всех младших школьников, занимающихся танцами, красота человека выражалась только через красоту внутреннего мира, доброту души и сердца: Алеся, 8 л. «Доброго, отзывчивого человека с улыбкой на лице»; Соня, 8 л. «Красивый человек это тот кто добрый в душе». Это может объясняться тем, что в танце необходимо передать задумку хореографа через движение и эмоции, как бы прочувствовать, пропустить образ через себя, чтобы донести некую историю зрителю. Это отражается в представлении о красоте человека - богатый внутренний мир, чистота души и сердца - становятся идеалами красоты. У младших школьников, посещающих музыкальную/художественную школу, наиболее распространенным (7 из 12 человек) был выявлен ответ, выражающим красоту через черты характера человека: Вика, 9 л «Умным, справедливый, честный»; Рита, 8 л. «Воспитанного, умного человека». Таким образом выяснилось, что у младших школьников, занимающимися разными видами дополнительной образовательной деятельности, наблюдаются различия в представлениях о красоте как ценности. Принимая во внимание тот факт, что данные представления формируются у человека в процессе жизни, мы полагаем, на их становление оказывает влияние содержание дополнительных видов деятельности. Поскольку в каждом из них существуют определенные формы, средства организации процесса, правила поведения, это прививает 265 младшему школьнику определенные представления о том, что выступает в роли объекта красоты.