Глава книги
ЦИФРОВОЕ ДЕТСТВО: ИНТЕГРАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Обсуждаемая тематика о цифровизации общества становится с каждым днем острее и насущнее. С разных аспектов актуализируются вопросы особенностей поколения детей Z, влияния на их развитие и воспитание цифрового контента, как в образовательной среде, так и во вне. Мы являемся свидетелями того, как современный ребенок комфортно чувствует свое пребывание в цифровом мире, в котором виртуальное пространство в большей степени представляется для него «настоящим», порой стирающее грани с реальностью. Цифровое детство сегодня рассматривается как «новый социальный и культурно-психологический феномен в структуре особого исторического типа детства» [4]. Не безопасна ли такая комфортность цифрового многообразия для детей? Не случайна ли обеспокоенность родителей и педагогического сообщества за масштабность последствий вызовов времени и рисков для социализации детей в сетевом пространстве? Важнейшей задачей образования в современной действительности является обеспечение взрослеющего человека такими социально-важными качествами, которые выступают показателями воспитанности, характеризующие степень готовности подрастающей личности к стремительно меняющейся жизни в обществе. Смешанная среда реальной и виртуальной практик, воцарившаяся в последнее время в обществе, оказывает существенное влияние на развитие и воспитание детей. Общеобразовательные учреждения обретают сегодня новое качество взаимодействия и выстраивания траектории образования и воспитания детей. Особо значимое взаимодействие должно обеспечиваться педагогической работой с детьми, направленной на развитие их нравственных качеств, на формирование базовых национальных ценностей. Образование для устойчивого развития, процесс которого ориентирован на воспитание ответственности за будущее в российском обществе и мире в целом, становится особенно важным, поскольку растет значимость и необходимость создания благоприятных условий 257 для мультикультурного взаимодействия в образовательной среде [3, с. 189].Вместе с тем, начальная школа призвана учитывать рекомендации к федеральному закону № 273 «Об образовании в Российской Федерации» в части воспитательных вопросов обучающихся и направлять усилия в работе с детьми на «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, к природе и окружающей среде» [6]. В этой связи воспитательная работа сегодня чрезвычайно актуальна, более того, значима подготовка учителей к решению задач духовно-нравственного воспитания в начальном образовании, представляющаяся достаточно ответственным процессом в системе вузовского обучения [2]. Учебная дисциплина «Организация внеурочной деятельности по духовно-нравственному и социальному развитию младших школьников», включенная в учебный план подготовки будущих учителей начальной школы по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» в профиле «Начальное образование», обучающихся в РГПУ им. А. И. Герцена, призвана формировать у студентов способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах; осуществлять духовно-нравственное воспитание обучающихся в учебной и внеучебной деятельности; организовывать различные видывнеурочной деятельности для достижения младшими школьниками личностных и метапрдеметных результатов. Занятия практико-ориентированного характера выстраиваются при освоении дисциплины с учетом приоритетных нормативных документов государственной образовательной политики РФ, в которых особое внимание уделяется вопросам воспитания [5, 6]. Отметим, что сегодня необходимо и важно учитывать информационно - технологический контент развития современных детей и направлять работу будущих учителей на изучение педагогических идей в цифровом поле, а также на создание собственного банка интерактивных воспитательных практик, в том числе духовно-нравственного направления. Студентам представляется важным изучение теоретических основ внеурочной деятельности в начальной школе; в дискуссионных формах на учебных занятиях 258 предлагается обсуждение проблем духовно-нравственного воспитания современных детей с опорой на психолого-педагогические исследования, в которых усиливается значимость потенциала цифровых ресурсов к использованию в практике. Выполняя аналитическую работу, студентам предлагается сформулировать к обсуждению в мини группах проблемные вопросы технологий воспитания современных детей. Изучая содержание духовно-нравственного воспитания детей во внеурочной деятельности, студенты осмысливают подходы к сохранению традиций отечественной педагогики, овладевают методологическим аппаратом, демонстрируют понимание и умение формулировать воспитательные цели, задачи с учетом возрастных особенностей детей. Работа на занятиях со студентами строится на знакомстве их с цифровыми сервисами, цифровым образовательным контентом, предлагаемыми для школы, такими, как к примеру, Учитель. сom, содержащий комплекс методических вебинаров, онлайн-встреч по актуальным темам воспитания; образовательный контент с господдержкой «Мобильное электронное образование» с системой коммуникаций и интерактивными занятиями и пр. Так, используя цифровые образовательные платформы студенты знакомятся с новым УМК, включенным в Федеральный перечень учебников «Народы России: дорога дружбы», разработанным коллективом авторов Е. А. Найденовой, О. Н. Журавлевой, В. А. Тишкова для обучающихся начальной школы. Информационно-цифровой ресурс предлагает к использованию учебники c интеграцией программ окружающего мира и внеурочной деятельности. Для реализации духовно-нравственного воспитания на уроке и во внеурочной деятельности с младшими школьниками представляется важным познакомить детей с национальными особенностями народов России и научить межкультурному общению; помочь заложить основы уважительного отношения к традициям и культуре народов России; расширить и дополнить содержание курса «Окружающий мир». Красочный материал учебников настраивает детей на особую атмосферу креативного восприятия материала, включает рассказы детей о своей малой родине, пословицы, стихи, легенды разных народов о дружбе. Значима и связь с учебными предметами изобразительного искусства, технологией, физкультурой, музыкой, литературным чтением, ОРКСЭ. 259 Электронная форма учебника «Просвещение» на онлайн платформе educont.ru представляет цифровой образовательный контент также в помощь будущему учителю выстраивать воспитательную работу духовно-нравственного направления, в том числе и в диалоге с родителями. Студенты осваивают материалы, которые будут полезны им в работе с детьми и их родителями в вопросах воспитания безопасного поведения в сети Интернет. Перечень цифрового контента значительно разнообразен и можно еще продолжать описывать его примеры, но так или иначе электронные ресурсы и технологии в большей степени направлены на оптимизацию учебного процесса усвоения знаний, их закрепления и пр. Важно не только усваивать те или иные нормы, правила, а прежде всего научить детей принимать духовно-нравственные ценности, то есть выстраивать работу так, чтобы проектируя внеурочное занятие учитель мог максимально задействовать мыслительные процессы при прочтении литературного текста, к примеру, прослушиванию музыкальных произведений, давать возможность «вживую» детям анализировать, сравнивать, рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи и др. Учитывая риски информационно-цифровой среды в воспитании подрастающего поколения, необходимо практиковать апробацию воспитательных технологий, адаптированных к условиям цифровизации общества, тем самым развивать способность будущего учителя к реализации компетентности в области духовно-нравственного воспитания.