Глава книги

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В ДЕТСКОЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Л. В. Дмитриева, А. Д. Чистова
2023

К числу табуированных сюжетов в культуре, а особенно в культуре детства, относится тема смерти. Данная тема достаточно щепетильна и имеет как возрастные, так и этические границы, связанные с личным экзистенциальным опытом, эмоциональным потрясением, переживанием. Запрет на «тему смерти» в повседневной жизни существовал, в частности, у древних греков. С другой стороны, современных детей и подростков неизменно привлекает проявление хоррора в массовой культуре, будь то жанры кино, литературы или популярных компьютерных игр, эксплуатирующих темы танатоса через образы кладбищ, склепов, зомби, вампиров. Вопрос о том, как говорить с детьми о смерти и ее смыслах был актуален для любых исторических периодов, не утратил своей актуальности и в ХХI веке. Этот вопрос возникает как в семье, так и в школе. Предлагаемый опыт работы с детской аудиторией представляет собой попытку подойти к разговору о феномене смерти при помощи музейных педагогических технологий. В отличии от системы образования, музейная педагогика не имеет строгих учебных целей и задач. Если школа формирует компетенции в регламентированных рамках образовательного стандарта, то музейное пространство является местом реализации внеаудиторного образования и предлагает избранные знания, транслируемые, в том числе, через интерактивные образовательные технологии. Музей является одним из самых главных ресурсов сохранения историко-культурных ценностей всего мира. В современной культуре музей несет не только охранительную функцию, но и образовательную. Музейно-педагогические программы позволяют осуществлять коммуникацию музея с другими субъектами образовательного процесса. Это действенный ресурс, который помогает сохранять историческую традицию посредством популяризации культурного наследия в образовательных программах. Современный музей является для посетителя «порталом» вхождения в культуру. При этом очевидна необходимость помочь молодому поколению освоить и осмыслить исторические смыслы археологического ландшафта и его 253 непреходящую ценность через сообразные возрасту формы интерпретации культурного наследия. Одной из основных проблем, решением которой занимается музейная педагогика, является развитие процессов формирования личности: воспитание эстетического вкуса, развитие творческих способностей, формирование мироощущения. Следственно, задачей музейной педагогики является создание условий для взаимодействия с предметом экспозиции или культурного ландшафта, как с первоисточниками, в которых заложен информационный культурный код. Задачи музейной педагогики в формировании ценностно-мировоззренческих и морально-этических компетенций школьников предполагают создание адресных образовательных программ, способствующих популяризации информации об истории и культуре. Предлагаемый опыт музейно-методической работы адаптирует материал некрополей музея «Херсонес Таврический» к уровню восприятия и осмысления детской и школьной аудиторией в интерактивной образовательной программе «Путешествие в царство Аида». Предложенная программа позволяет рассказать детской аудитории об археологии, как о науке и профессиональной сфере деятельности, направленной на сохранение культурного наследия, а также объяснить этические составляющие представлений о смерти как культурной традиции и личном экзистенциальном опыте. Интерактивная экскурсия «Путешествие в царство Аида» является частью комплекса интерактивных образовательных экскурсий с мастер-классами. Проект разработан студентами университета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена для историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический», Республика Крым, Севастополь. Целью проекта является популяризация археологии как науки и профессиональной сферы деятельности, направленной на сохранение культурного наследия, а также формирование представлений о сопутствующих археологическому профилю направлениях музейной работы (антропология, реставрация, нумизматика). Особенностью интерактивной экскурсии «Путешествие в царство Аида» является то, что она проходит в аутентичной историко-архитектурной среде, под 254 открытым небом, что предопределено спецификой археологического музея-заповедника. Форма организации экскурсии - путешествие. Путешествие как в определенную историческую эпоху - Древняя Греция, так и в мифологическую страну - царство Аида. На протяжении всего повествования участники работают с интерактивной картой «Царство Аида», которая выполняет роль навигатора в путешествии. На самой карте изображен рисованный мир Царства Мертвых (художник - Дария Горнович), где рядом с объектами расположены QR-коды, раскрывающие текстовую часть информации. В моменты, когда экскурсовод рассказывает об определенной локации Царства Мертвых, детям предлагается найти объект на карте и с помощью смартфонов (подойдет любое устройство с камерой и доступом в Интернет) считать QR-код, расположенный рядом. Роль проводника-экскурсовода отведена богине плодородия, супруге Аида - Персефоне. Выбор персонажа-экскурсовода обусловлен тем, что Персефона может путешествовать между мирами, поднимаясь весной на землю и возвращаясь осенью в мир мертвых. У Персефоны в руках ее атрибут - цветок нарцисса. Интерактивная карта «Царство Аида» имеет две стороны. На первой стороне изображены локации Царства мертвых: врата в Аид, Река Стикс, Суд Трех, Поля наказаний, Элизий, Поля асфоделей. У каждой локации располагается QR-код, который содержит в себе более подробную информацию об объекте, а также знакомит с «биографиями» обитателей подземного царства: Аидом, Хароном, Цербером; судьями Эраком, Миносом, Радамантом. Оборотная сторона представляет собой игровое поле с заданиями. Основным персонажем всех игр является древний грек по имени Поликарп. Участники экскурсии должны помочь герою Поликарпу подготовиться к путешествию в царство Аида. Игровой маршрут включает три игры: - «Таможня Цербера» участники должны обеспечить Поликарпу, собирающемуся в Царство Аида, наличие обязательных вещей для беспроблемного пересечения границы подземного мира. - «Модный приговор Аида» участникам предлагается выбрать элементы одежды для Поликарпа, соответствующие его социальному статусу. 255 - «Кому принадлежит?» игра состоит в том, чтобы соотнести предметы из загробного мира с персонажами - их владельцами. К карте прилагается вкладыш с соответствующими каждой игре стикер-пакетами. Соответствующие условиям игры стикеры вклеиваются в карту. В случае затруднений или при самостоятельной работе с картой дети смогут найти ключи к заданиям на вкладыше (также по QR-коду). Для удобства в обращении карта складывается. Завершается путешествие в царство Аида интерактивной ролевой игрой «Суд трёх». Участникам раздаются монеты. Три человека, которым попались монеты с изображением весов, становятся судьями. Остальные участники делятся на три команды. Каждой команда должна смоделировать и представить этическую ситуацию из жизни греческого героя. На основании поступков судьи определяют для Поликарпа места, которого он достоин в Аиде: Элизиум, Поля асфоделей или Поля наказаний. Таким образом, игровая интерпретация культурного ландшафта некрополя как информационного поля дает возможность говорить с детьми о смерти и ее смыслах на примере мифоритуальной картины античной культуры. Это позволяет интерпретировать такую сложную с этической и смысловой точек зрения тему максимально безболезненно для детской психики и ответить на «вечные» вопросы бытия.

Дмитриева Л. В., Чистова А. Д. ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ФЕНОМЕНА СМЕРТИ В ДЕТСКОЙ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКЕ. 2023;:253-256.
Цитирование

Список литературы

Документы