Глава книги
ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ ТАБАКОКУРЕНИЯ В СТАРШИХ КЛАССАХ
Социокультурные трансформации, происходящие в обществе, в связи с пандемий, приводят к новому взгляду на образовательный процесс. Дистанционное обучение, кабинетный способ образования явно влияют на снижение здоровья школьников. Усугубляют ситуацию вредные привычки старшеклассников. Любой ребенок, употребляющий никотинсодержащую продукцию, добровольно разрушает собственное здоровье опаснейшим ядом замедленного действия. Никотиновая (табачная) зависимость включена специалистами в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ» Международной Классификации Болезней (МКБ-10), а это прямо указывает на то, что употребление никотиновых смесей относится к бытовой наркомании. Такие смеси часто заставляют подростка перейти к другим, более сильным психотропным веществам. Особенно актуальным в данной ситуации становится постоянное информирование учащихся о вреде курения. Развитие у школьников стремления к здоровому образу жизни, отказу от пагубных пристрастий должно стать целью преподавателя, полноценно передающего информацию о вреде употребления никотиновых смесей. Планомерность проведения тренингов, информирующих уроков (с элементами наглядной агитации), контролирующих тестов и бесед должна быть неизменной и непрерывной. Образование будет выполнять функцию укрепления здоровья только в том случае, если здоровью будут не только учить, но сумеют сделать его основной потребностью и образом жизни всех участников образовательного процесса [1, 2]. Эксперимент по профилактике употребления табачных среди старшеклассников проводился на двух площадках г.Санкт-Петербурга с целю формирования негативного образа курильщика у подростков и выявления эффективности разработанной системы тренингов по профилактике табакокурения. Во время решения задач исследования были использованы такие методы как содержательные: проведение анкетного опроса среди учащихся 234 старших классов; формализованные: организация анализа полученных достижений исследования, проведение теоретического анализа литературы, комбинированное изучение школьных предметов; теоретические: изучение соответствующей литературы. В ходе проведения эксперимента применялись такие формы подачи материала как: проведение дискуссионных разговоров; проведение классного часа внеурочной деятельности; организация занятий в виде тренингов для учащихся старших классов; проведение лекционных занятий. Во время проводимого мероприятия учащиеся высказывают свое мнение по очереди, играют в ролевые и ситуационные игры, дискутируют по конкретной теме. Этапы экспериментальной работы: 1. Проведение анкетирования старшеклассников по вопросам выявления первичного уровня знаний по профилактике табакокурения. 2. Выявление группы риска по девиантному поведению в виде употребления табака учеников старшего класса. 3. Организация внеурочных мероприятий исследуемых классов по серии тренингов на тему профилактики курения сигарет и употребления табачного изделия табака. 4. Определение прогноза по выявлению зависимостей от курения сигарет и возможности от нее избавится. Исследование было проведено в рамках внеклассного мероприятия с проведением дополнительных занятий в форме дискуссий и рефлексии для закрепления полученных знаний, крайне необходимо для учащихся старших классов. На первом этапе эксперимента для двух десятых классов был проведен анкетированный опрос на выявление учащихся с возможными девиациями в отклонении. Следующим шагом было проведение занятия, направленного содействие росту познавательной деятельности по теме профилактики девиантного поведения учеников старших классов. После обработки результатов был выявлен статус неблагополучных семей по финансовому и образовательному уровню родителей. Для закрепления или дополнения полученных знаний по девиантному поведение проводились тренинги, которые формировали правила антидевиантного поведения и устойчивый негативный образ курильщика. 235 Полученные данные были обработаны общепринятыми методами статистического анализа и представлены в таблице. Проведенный анализ выявил низкий уровень корреляции (p = 0,10). Как показал результат расчетов, серьезных зависимостей закрепления устойчивого поведения выявлено не было. Эксперимент достоверно не повлиял на формирование негативного образа курильщиков у мальчиков, хотя значимо усилил его негативные характеристики. Возможно, имело значение более позднее созревание корковых функций у мальчиков в отличие от девочек, которое в дальнейшем нивелируется. Таким образом, в ходе эксперимента статистически достоверно усилился негативный образ курильщика у девочек, значимо не повлияв на мальчиков, тем самым для эффективной профилактики табакокурения в школе необходимо сделать акцент на подростках мужского пола: усилить и продлить профилактику предупреждения зависимого поведения другими способами, например, проведением тренингов, занятия спортом, профориентированных занятий, т. е. направить поисковое поведение подростков в нужное русло.