Отчет о НИР

Цитата в музыкальном искусстве – опыт систематизации

А. Денисов
2013

2013 год: Музыкальные цитаты: Справочник. В работе предпринята попытка систематизации музыкальных цитат. В основе исследования – разработка научного аппарата, позволяющего производить типологическое описание цитат, а также определять механизм их образования и функционирования в музыкальном тексте. Впервые осуществлена попытка создания словаря музыкальных цитат, а также их универсальной классификации. Кроме этого, в работе рассматриваются вопросы семантики цитаты, их композиционной роли в музыкальном произведении, соотношения самого явления цитирования с историко-стилевым контекстом соответствующего времени. В первом разделе рассматриваются теоретические вопросы, связанные с принципом цитирования: основные определения ключевых понятий, механизмы образования и трансформации цитат, их типология, функции и семантика, а также приницп цитирования в историко-стилевом аспекте. В основном разделе содержатся сведения о произведениях, содержащих цитаты, параллельно - их первоисточники. Одновременно приводятся сведения и о самом произведении (указание порядкового номера опуса, года создания, части и/или раздела произведения, номера цифры и/или такта). В подстрочных комментариях при необходимости приводится информация, связанная с историей создания произведения, содержания словесного текста (если он есть), особенностями функционирования первоисточника цитаты. Даны также сведения о некоторых ситуациях заимствования, не являющихся цитатами. Специально отмечены примеры, находящиеся на грани между цитированием и другими формами межтекстовых взаимодействий, а также ситуации, когда цитата использована в произведении многократно. Информация, касающаяся общих принципов обращения композиторов с цитируемым и вообще заимствуемым материалом вынесена в отдельные комментарии в конце словаря (в тексте они обозначены знаком «*» у фамилии композитора). В этих же комментариях указаны сочинения, которые по разным причинам не вошли в основную часть словаря, или ситуации, близкие к цитированию, но им не являющиеся. В конце справочника приводится краткий список произведений, содержащих цитаты в алфавитном порядке, обратный указатель цитат (то есть, по первоисточнику), список избранной литературы по проблеме цитирования в музыке, а также очерки, посвященные отдельным аспектам этого художественного приема. Интертекстуальность в музыке: Исследовательский очерк. В первую очередь показаны общие основы теории интертекстуальности: ее истоки и происхождение, лежащие в ее основе фундаментальные идеи, а также проблемные области – необходимость корректив в отношении изучения как различных стилей, так и форм творчества (устное/письменное, и т.д.). Далее рассматривается опыт применение этой теории в музыкальной науке: предпосылки интереса исследователей, основные направления и стратегии, наконец - сложности в построении концепционной модели, обусловленные имманентной спецификой музыкального искусства. Раскрываются конкретные формы интертекстуальных взаимодействий в музыке (на уровне композиции, жанра, тематизма), а также основные цели их анализа - установление первоисточников заимствования, характера и степени трансформации, причин, объясняющих и сам факт заимствования, и его конкретное воплощение. Показана зависимость действия механизмов интертекстуальности от различных форм памяти – личностной, связанной с тезаурусом конкретного слушателя, и коллективной, обусловленной целостным культурным контекстом. Отдельно раскрывается типология интертекстуальных взаимодействий в музыке; представлены основные факторы, предопределяющие формирование интертекстуальных взаимодействий: стилевые, связанные с общими эстетическими траекториями, детерминированными как эпохой в целом, так и особенностями мышления конкретного композитора, и контекстуальные, связанные с конкретными художественными задачами, возникающими в данном произведении. Стилевые факторы рассматриваются в различных исторических контекстах, обуславливающих подвижность и изменчивость конкретных форм интертекстуальных взаимодействий, а также и саму трактовку оппозиции «свое - чужое» в творчестве. Контекстуальные факторы могут проявляться в ситуациях общего жанрового или стилевого решения произведений, чаще всего – благодаря их общей внемузыкальной семантике (например, в оперных сюжетах). В заключение показана исключительная изменчивость интертекстуальных связей в пространстве культуры, варьирующихся от ссылки на архаические музыкальные традиции до пародийно-гротескного переосмысления. Монография: "Метаморфозы музыкального текста": В работе рассматривается ряд фундаментальных вопросов организации музыкального текста. Среди них – его общая структура, соотношение с музыкальным языком, проблемы семантики. Центр монографии составляет анализ интертекстуальных взаимодействий в музыкальном искусстве – подробно показана их общая специфика, механизмы и факторы образования, типология и конкретные проявления. Специально в разных аспектах рассматривается принцип цитирования. Кроме того, раскрываются диалогические процессы между музыкальным текстом и внемузыкальными по природе организующими принципами, а также его положение в системе художественной коммуникации. Отдельное внимание уделено проблемам пародии в музыкальном искусстве, феномену «текст в тексте». Таким образом, центральная категория работы – «текст» - исследуется в системе взаимосвязанных ракурсов, позволяющих показать универсальные принципы его строения. Работа состоит из пяти глав, а также Введения и Заключения. Первая глава посвящена обзору литературы по теме исследования, определению магистральных направлений и сложившихся точек зрения, а также вопросам метологии. Во Второй главе центральная категория - текст - рассматривается в его соотношении с музыкальным языком. Оно раскрывается на трех уровнях - фонетическом, грамматическом, интонационном. В контексте последнего показаны механизмы формирования семантики музыкального текста. В частности, разграничены два типа муыкальнйо семантики - аконвенциональная (безусловная), образующая имманениное измерение музыки как вида искусства, и конвенциональная (условная), рождающасяс при взаимодействии музыки с другими смысловыми системами (например, вербальным языком). Третья глава посвящена подробному анализу интертекстуальных взаимодействий в музыке - показаны их механизмы, основные разновидности, а также факторы, обуславливающие их действие. Четвертая глава представляет текст в контексте структурно-семантической инверсии - то есть, в форме пародии. Анализируются ее механизмы, художественные функции, а также различные формы в истории культуры. В пятой главе рассматриваются ситуации, когда текст оказывается в системе структурообразующих отношений внемузыкальной природы (например, организуется по законам вербального текста). Разграничены их основные виды, а также показана общая специфика их восприятия. В Заключении категория "текст" рассматривается с позиции прагматики - в контексте его восприятия. Кроме того, подводятся общие итоги исследования, а также делаются выводы относительно принципов, лежащих в основе организации музыкального текста в целом. На основании полученных данных и результатов их публикации проект можно считать полностью завершенным.

Цитирование

Список литературы

Похожие публикации

Источник