Глава книги
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО ОБЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ КАК ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В настоящее время актуальными направлениями в психологии детско-родительских отношений и психологии образования являются создание и обеспечение условий психологической безопасности развития личности ребенка в семье и в образовательных учреждениях, а также поиск и разработка психологического инструментария поддержания и развития психологического благополучия всех субъектов социального взаимодействия. В своих исследованиях И. А. Баева и ее коллеги доказали, что психологическая безопасность образовательной среды может и должна рассматриваться как важнейшее условие обеспечения качественного педагогического процесса и, вместе с тем, как необходимая составляющая здорового развития личности ребенка на разных этапах его обучения в образовательных организациях [2]. То же положение можно постулировать и в отношении семейного взаимодействия. Важным представляется вопрос о мерах повышения уровня психологической безопасности в образовательных учреждениях и в семье. На наш взгляд, обучение педагогов и родителей навыкам ненасильственного общения способствует решению этой задачи в двух плоскостях: развитию эффективной коммуникации субъектов, ведущей к повышению психологической безопасности и уровня субъективного благополучия, с одной стороны, и снижению эмоциональной напряженности и уровня агрессии во взаимодействии, с другой. К различным аспектам ненасильственного общения можно отнести различные методы эффективной коммуникации, например, такие как: метод Развивающего диалога Е. Н. Чесноковой, метод разрешения конфликтов «без проигравших» Т. Гордона, метод развития гибкого оптимизма М. Селигмана) [1, 3, 5, 6, 7, 8]. В данной статье мы привлечем внимание к собственно методу ненасильственного общения (так и названного его создателем) Маршалла Розенберга - ННО [4]. 207 Этот подход основан на языке и коммуникативных навыках, он предполагает хорошее осознание человеком своих потребностей, различение чувств, умение их называть, беспристрастно наблюдать за поведением и словами собеседника. Прежде всего, цель ненасильственного общения в подходе М. Розенберга заключается в установлении и развитии отношений, основанных на честности и эмпатии. ННО разработан для тех, кто хотел бы изменений и реагирования других людей по их добровольному выбору и с сопереживанием. Заметим, что добровольный выбор, по сравнению с принуждением, является психологическим фактором, снижающим уровень агрессивных намерений человека. Процесс ненасильственного общения включает несколько составляющих: 1. Безоценочное наблюдение за происходящим. Конкретные наблюдаемые нами действия, которые влияют на наше благополучие. 2. Чувства относительно наблюдаемого поведения (поступка) 3. Потребности, ценности, желания и т. п., что формирует наши чувства. М. Розенберг отмечает, что осуждение, критика, диагнозы и интерпретация действий других людей являются искаженным выражением наших собственных желаний. 4. Просьба, подразумевает то, о каких конкретных действиях мы просим другого человека, чтобы улучшить (обогатить) свою жизнь. Очень важно, чтобы просьба была именно просьбой, а не замаскированным требованием, которое с большой вероятностью вызовет у другой стороны явное или скрытое сопротивление. Чтобы отличить просьбу от требования нужно понаблюдать за поведением человека, не получившего отклика на свои слова. Признаком требования будет критика или осуждение в ответ на отказ, а также навязывание человеку чувства вины. М. Розенберг выделил две части процесса ненасильственного общения: 1. Честное самовыражение с помощью четырех составляющих (наблюдения, чувств, потребностей, просьбы); 2. Эмпатическое принятие другого человека через четыре составляющих ННО (см. выше п. 1) М. Розенберг уделяет особое внимание эмпатической составляющей в процессе взаимодействия людей. Он обращает внимание, что часто вместо эмпатии мы склонны предлагать советы или утешение и объяснять собственную позицию и чувства. Подобного рода стереотипы поведения часто 208 встречаются у педагогов и родителей и обусловлены действием разного рода факторов (отсутствием времени и свободного внимания для эмпатического контакта, гиперответственность в решении проблем ученика, незнание эффективных способов повышения качества коммуникации и невладение ими). Эмпатический контакт же предполагает полное сосредоточение на том, что чувствует и хочет выразить другой человек. Важно предоставить собеседнику необходимое ему место и время, чтобы он мог полностью выразить себя и чувствовать себя понятым. На наш взгляд, это крайне важно воплощать во взаимоотношениях взрослого и ребенка, что позволит осуществить индивидуальный подходк ребенку, так часто декларируемый в различных образовательных программах, не на словах, а на деле. Кроме того, это поистине воспитательный процесс, неотрывно сопровождающий образовательный, благодаря которому ученик научается новым моделям взаимодействия с учителем, одноклассниками, с самим собой. В ННО большое внимание уделяется также обратной связи во взаимодействии, которая помогает сделать общение, восприятие собеседника и понимание смысла сказанного более прозрачным и точным, а также дает возможность лучше понять себя. Основным приемом, которым можно выразить обратную связь, является перефразирование. В ННО оно воплощается с помощью вопросов, которые выявляют наше понимание и, одновременно, дают возможность собеседнику скорректировать наше понимание его позиции, если это необходимо [5]. Как педагог может использовать этот компонент ННО? Например, он может сосредоточиться на том: что наблюдает ученик и спросить его: «Это твоя реакция на то, что я отказал тебе в переписывании контрольной работы?»; что чувствует ученик и какими потребностями вызваны его чувства и задать ученику вопрос: «Тебе обидно, потому что ты хотел бы большего признания твоих личных усилий в выполнении проекта вместе с одноклассниками; о чем просит ученик: «Ты хочешь, чтобы я объяснил тебе этот непонятный материал еще раз?» М. Розенберг обращает внимание, что «за всеми словами, которым мы позволили себя расстроить, скрываются всего лишь люди с неудовлетворенными потребностями, которые взывают к нам с просьбой помочь им чувствовать себя лучше» [4, с. 136]. На это наблюдение стоит обратить внимание родителям и педагогам, поскольку большое количество вербальных и невербальных 209 сигналов, посылаемых детьми они склонны воспринимать на свой счет и трактовать в негативном смысле. Также большое значение в процессе ненасильственного общения имеет благодарность. В отличие от классического выражения благодарности, М. Розенберг предлагает особый вариант, состоящий из трех компонентов: 1. Назвать действие другого человека, которое способствовало нашему благополучию; 2. Назвать свои потребности, которые были удовлетворены действиями другого; 3. Выразить приятные чувства, возникшие после удовлетворения этих потребностей. Это вариант полного выражения нашей благодарности. В своей практике педагога-психолога мы также используем элементы ненасильственного общения и не один раз наблюдали, какое мощное воздействие может оказать на педагога, в частности, осознание благодарности своему ученику. Приведем пример 1: на консультации педагога с большим стажем, которая жаловалась на крайние трудности взаимодействия с одним учеником-подростком, проявлявшим агрессивные действия в ее адрес (грубые выражения, вплоть до оскорбления и нецензурных слов). Мы попросили ее подумать над вопросом «Есть ли что-то, за что она может быть благодарна такому «трудному» для нее ученику?». Учительница, подумав несколько минут, ответила: «Да, благодаря этому мальчику я осознала, как я люблю своих (уже более взрослых) детей и какие они у меня хорошие!». Этот момент в консультировании педагога стал одним из поворотных в изменении их отношений в дальнейшем: осознав, несмотря на гнев и обиду в адрес этого подростка, его положительную роль в ее мировоззрении в контексте восприятия ею собственных детей, учительница перестала транслировать мальчику сигналы отвержения, неприятия. У нее появился ресурс взаимодействовать с ним, исходя из сформированного в процессе консультирования позитивного настроя, и подросток, почувствовав эти изменения, отсутствие сигналов отвержения и неприятия со стороны педагога, откликнулся на возможность изменения отношений в позитивную сторону. Таким образом, на наш взгляд, повышение «градуса» психологического благополучия как учительницы, так и ученика благодаря ННО затронуло и сторону психологической безопасности в их взаимоотношениях, позволило в итоге конструктивно разрешить затянувшийся конфликт. 210 Приведем пример 2: его привела мама, обученная навыкам ННО на наших занятиях. Ее четырехлетний сын, раздосадованный невнимательным отношением брата к его подарку, сделанному с любовью своими руками, стал проявлять к нему агрессивные действия (задираться, обзывать). Мама, заметив это, отозвала малыша в сторону и поинтересовалась, что случилось. (установила с ребенком контакт, выслушала, безоценочно описала увиденное). Ребенок сказал, что он очень злится на брата. Мама уточнила, в связи с чем, предположив, не в том ли дело, что брат «не оценил» подарок малыша. Ребенок, услышав эти слова безудержно, с отчаянием заплакал. Мама молча приняла разрядку (плач) обиды сына, не осуждая и не давая советов, как надо относиться к такой ситуации и что (не) делать. Когда ребенок закончил плакать, мама спросила, как он себя чувствует (проявила интерес и эмпатию), признала его чувства («как, должно быть, тебе было обидно, когда брат с равнодушием отнесся к своему подарку, который ты так старательно делал?»). Сын ответил, что он все еще злится на брата и хочет его побить (несмотря на разницу в возрасте). Мама спросила: «Ты злишься, потому что хочешь, чтобы брат более высоко оценил твой подарок и старания?» Малыш подтвердил. Мама признала наличие злости и выразила беспокойство, что физическая агрессия по отношению к старшему брату может только усугубить ситуацию и вызвать еще большую взаимную враждебность (безоценочное предположение). Она предложила разрядить злость на брата безопасным для них обоих способом - слепить фигурку брата из пластилина и смять (побить) ее. Малыш согласился, и в течение некоторого времени лепил «брата» и мял фигурку. Наконец, перестав мять пластилиновую фигурку брата, малыш слепил динозавра и оставил целым. Мама спросила, что он хочет сделать с динозавром. Сын ответил - «подарить брату», и враждебных действий в этот день малыш в адрес брата больше не предпринимал, им даже удалось поиграть вместе. Таким образом, продемонстрированные мамой навыки ненасильственного общения (безоценочное описание наблюдаемой ситуации, пассивное и активное слушание, проявления сопереживания, признание чувств и потребностей) помогли ее младшему сыну не только научиться азам самоконтроля (различать и называть эмоции, признавать их, приемлемым образом выражать), но и, снижая «градус» агрессивных намерений, выводить коммуникацию на более эффективный, психологически безопасный уровень. 211 Метод ННО достаточно трудоемкий, требующий систематических последовательных усилий педагогов и родителей по исследованию и осознанию собственных чувств, потребностей, требующий взятия на себя ответственности на собственные чувства с отказом от прежних стереотипных, а, нередко, и деструктивных форм общения, но результат - общение на основе добровольного выбора и сопереживания себя оправдывает.