Глава книги
СОЦИАЛЬНОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ В ДЕТСКИХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ (ПО МАТЕРИАЛАМ ВОСПОМИНАНИЙ ВЗРОСЛЫХ)
Удовлетворение базовой потребности в безопасности является необходимым условием формирования личности, поисковой активности и интеллектуального развития ребенка [1]. Безопасность коммуникативной среды предполагает безопасность для самооценки и безопасность при создании взаимоотношений с другими людьми. Предмет данного исследования, социальное исключение (или эксклюзия), создает психологически опасные среды, но, несмотря на свою разрушительную природу, это явление попало в поле зрения научного сообщества и практиков только в 2000-е годы в исследованиях К. Д. Вильямса [5]. В качестве примеров социального исключения можно привести такие формы поведения, как игнорирование и отвержение, молчание в диалоге, неназывание по имени, перешептывания за спиной, нелицеприятные намеки, обесценивание, избегание визуального контакта, отказ в приветствии и многое другое. Определенно стоит говорить о том, что исключение - это один из вариантов микроагрессивного поведения человека, цель которого заключается в депривации потребности ребенка быть членом значимых для него социальных групп (группы детского сада) и/или депривация права быть включенным в межличностные дружеские отношения. Это разрыв психологических связей, выражающийся в том числе в страдании. Переживание боли, которое сопровождает опыт исключения, сродни физической боли, но в отличие от физической боли, боль социального исключения переживается всякий раз, когда человек вспоминает о нем. Если ситуация субъективно не завершена, эта боль не угасает и не притупляется с течением времени [4]. Подобное размышление дает основание для анализа опыта социального исключения взрослых людей на материале их воспоминаний. В эмпирическом исследовании, проведенном на выборке 116 человек, приняли участие студенты РГПУ им. А. И. Герцена. Средний возраст участников 203 соответствовал 23,5 года (возрастной диапазон 18-35 лет), выборка распределена по полу в отношении 94,8% (женщин): 5,2% (мужчин). Поскольку основная цель исследования состояла в том, чтобы получить общую начальную информацию об опыте социального исключения, респондентам предлагалось определение явления, а на специально разработанных бланках их просили описать свой опыт социального исключения, назвать возраст, в котором пришлось пережить опыт, оценить степень остроты переживания и негативного воздействия на их личность в 10-ти балльной системе, а также указать продолжительность опыта исключения по времени [3]. Тексты-описания подвергались обработке с помощью процедуры индуктивного контент-анализа. Подсчитывались частоты употребления слов, описывающих формы социального исключения, и связанные контент-аналитические единицы. В результате были получены описания 297 ситуаций социального исключения, из них 66 (22,2%) ситуаций относятся к исключению в детском и школьном возрасте: в группе детского сада (3,4%) в школьном классе (15,8%), лагерях детского отдыха (1,3%) и в дружеской компании (1,7%). Респонденты, описавшие опыт эксклюзии в детском саду, сравнивались (использовался U-критерий Манна-Уитни) с остальными участниками исследования по следующим показателям: объем ретроспективно воспринимаемого опыта социального исключения; его эмоциональная оценка; продолжительность; степень завершенности. Получены статистически значимые различия по следующим показателям: у респондентов, описавших опыт эксклюзии в детском саду, выявлена более высокая эмоциональная оценка всех описанных ситуаций эксклюзии (Uэмп = 238; p ≤ 0,01) и обнаружено больше незавершенных ситуаций социальной эксклюзии (Uэмп = 308; p ≤ 0,04) [2]. Полученные факты можно объяснить травматичным характером опыта, полученного в числе первых в жизни ребенка. Можно предположить, что подобный опыт неудачи закрепляется в поведенческом репертуаре ребенка и негативно влияет на копинги в последующих жизненных обстоятельствах в старших возрастных периодах, о чем говорят цифры преобладающего числа незавершенных ситуаций социального исключения, ситуаций, которые участнику не удалось обдумать и адекватно завершить. Социальное исключение в детских возрастных группах принимает вид трех основных форм - исключение, исходящее от воспитателя; исключение, 204 исходящее от детской группы (наиболее часто наблюдаемое и имеющее наиболее сильные негативные последствия); и исключение в диадическом дружеском отношении. Сфокусированное изучение полученного эмпирического массива позволяют обнаружить все эти формы. Однако для дошкольного детства более свойственны первые две формы, так как диадические дружеские отношения формируются немного позже. В первую форму вошли ситуации, где эксклюзию осуществлял педагог (4 ситуации). Социальное исключение, инициатором которого выступал воспитатель, имело вид отвержения. Оно выражалось в наказаниях детей и в том, что педагог стыдил воспитанников. Причиной чаще всего была неуспешность, которую дети демонстрировали в деятельности. Во вторую группу вошли 6 ситуаций, в которых эксклюзия была инициирована самими детьми. Таким образом, ребенок-мишень переживал остракизм - отказ в принадлежности к группе. Такая форма эксклюзии может выражаться прежде всего к новым в группе детям. Важна также роль самого воспитателя в формировании негативного отношения к конкретному ребенку. К сожалению, в последнее время даже в группах дошкольников дело может доходить до буллинга [2]. Подводя итоги, можно отметить следующее. Практически каждый из респондентов имел опыт социального исключения, что дает возможность говорить о распространенности опыта переживания угрозы психологической безопасности человека уже в дошкольном детстве. Значительная часть подобных опытов (22,2%) - это довольно ранние опыты исключения в детских группах (в детском саду и в школе). Данные опыты несут в себе высокий разрушительный потенциал, т. к. сохраняются в памяти взрослого человека и несут высокий эмоциональный заряд. Таким образом, безопасность взрослого оказывается в тесной взаимосвязи с ситуацией развития в детстве. Не будучи проработанным, ранний опыт социального исключения снижает адаптивные возможности человека и обедняет его поведенческий репертуар в аналогичных ситуациях во взрослом возрасте. Также открывается значительное по объему проблемное поле, которое необходимо учитывать при подготовке кадров для работы с детскими коллективами. 205