Отчет о НИР
Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре XVIII-XX веков
Цель проекта заключалась в осмыслении немецкоязычной культуры последних двух столетий сквозь призму герменевтической интерпретации модернистской субъективности. В качестве методологической предпосылки исследования выступила, с одной стороны, концепция «большого модерна» (С. Вьетта) или «модерна как макроэпохи» (Д. Кемпер), в которой модерн понимается как доминантное явление европейской культуры с конца XVIII в. до настоящего времени, а с другой, герменевтика субъекта, рефлектирующая генезис суверенной личности в традиционной культуре, развитие и становление ее субъективности в семиотических формах культуры модернизма и кризис в условиях постмодернистского мира. Основным эвристическим результатом исследования стала впервые осуществленная в отечественной германистике продуктивная рецепция теории «большого модерна», которая, будучи теоретическим фундаментом западного модернизмоведения, до сих пор не являлась объектом целостной критической рефлексии в России. Другим важным результатом проекта стала интеграция гуманитарного знания под знаком антропологии. С этой целью в исследовании были выделены три антропологические инварианта – человек психологический (homo psychologicus), человек метафизический (homo metaphysicus), человек эстетический (homo aestheticus) и показаны их историко-культурные трансформации в модернисткой литературе и философии. Основные научные результаты исследовательского проекта нашли отражение более чем в 30 опубликованных в ходе осуществления проекта статьях, но прежде всего в монографии «Человек эпохи модерна: герменевтика субъекта в немецкоязычной культуре 18-20 веков», в которой концепция большого модернизма и модернисткой субъективности рассматривается на основании центральных сюжетов истории развития немецкой мысли, проявляющихся в литературной и философской антропологии. Монография состоит из Введения и трех частей. Первая часть «Человек модерна и его антропологические инварианты» включает три главы «Homo metaphysicus и трагедия модернистской свободы», «Homo psychologicus и открытие внутреннего человека» и «Homo aestheticus и проблема гениальной личности», в которых на материале текстов Жан Поля, Шеллинга, Маха, Фрейда, Ф. Шлегеля, Новалиса, Т. Манна и др. рассматриваются основные тенденции развития модернистской субъективности. Вторая часть «Образ человека в литературе эпохи модерна» посвящена ключевым фигурам немецкого модернизма – И.В. Гете, Ф. Гельдерлину и Ф. Ницше. Статьи этой части содержат интерпретации произведений этих авторов, а также рассматривают таковые в большом времени и поле европейского, русского и американского модерна. Третья часть «Историко-антропологическая переориентация наук о духе» также состоит из трех глав: «Десубъективация наук о духе в раннем модернизме», «Антропологический поворот в литературоведении» и «Модернизмоведение: история и перспективы». В статьях этой главы прослеживается история научного метатекста о модернизме (модернимоведения) – от романтической философии языка через антропологизацию литературоведения в первой трети 20в. до новейших исследований в области модернимоведения. В результате осуществления проекта создан электронный образовательный ресурс, отражающий основные, вошедшие в монографию сюжеты развития немецкого модерна, позволяющий применить результаты проведенного исследования в педагогической практике.