Глава книги
ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
На текущем этапе развития общества формирование культуры безопасного поведения является одной из основных проблем. Особую роль в решении этой задачи государство отводит образовательным учреждениям. Поэтому в Федеральном государственном стандарте начального общего образования, концепции воспитания юного петербуржца, стратегиях безопасности дорожного движения до 2024 года, важным является организация непрерывного образовательного процесса, который требует специальных программ по формированию безопасного поведения граждан Российской Федерации. В частности, ФГОС НОО «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника» среди которых выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни [1]. Проблема культуры безопасного поведения и ее формирования поднимается в работах И. А. Баевой, Е. Н. Волковой, Е. Б. Галактионовой, В. П. Купецковой, Н. В. Перфильевой, Е. И. Толочко, Н. В. Юдина. Авторы отмечают, что под культурой безопасного поведения следует понимать такой уровень развития человека, который находит свое выражение в деятельности, поступках, в соблюдении основных правил, норм, требований общества, обеспечивающие сохранение его жизни, здоровья в любых условиях обитания. А значит, культура безопасного поведения предполагает систему соответствующих знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также совокупность качеств личности, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций различного характера и обеспечивающих безопасность человека в повседневной деятельности. Национальный стандарт Российской Федерации «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности» в контексте исследуемого вопроса определяет основные приоритеты в формировании культуры безопасного поведения - в быту, в труде, в природопользовании и т. д. Одной из важных составляющих в структуре национального стандарта является безопасность в транспорте и безопасность дорожного движения, которые выступают как единое целое и относятся к ключевым направлениям в формировании культуры безопасного поведения на дороге. Сформированность культуры безопасного поведения на дороге определяет успешность протекания процесса обновления установок и моделей поведенияна дороге. Совершенствование уже приобретенных знаний, умений и навыков в области обеспечения безопасности на дороге необходимо, поскольку с каждым годом растет скорость движения и плотность транспортных потоков на улицах и дорогах городов, меняются, уточняются, а в отдельных случаях существенно усложняются правила дорожного движения. Очевидно, что формирование культуры безопасного поведения на дороге невозможно без создания определенных условий, учитывающих особенности современных детей, социального и психологического контекста их развития. Одним из значимых условий воспитания культуры безопасного поведения на дороге является формирование свойства в единстве компонентов ее определяющих. В структуре культуры безопасного поведения на дороге традиционно выделяют потребностно-мотивационный, когнитивный, операционно-деятельностный и эмоционально-волевой компоненты. Учет каждого из перечисленных структурных элементов важен при организации работы в школе. Так, говоря о эмоционально-волевом компоненте культуры безопасного поведения на дороге важно учитывать, что положительные эмоции не только активизируют процесс, делая его для учащихся ярче, интереснее и увлекательнее, но и стимулируют развитие умения прилагать волевые усилия для выполнения заданий, а также подчиняться нормам и требованиям. 182 Значимость потребностно-мотивационного компонента определяется мотивированностью и ориентированностью личности на решение задач безопасного поведения на дороге. Помимо указанных структурных элементов культуры безопасного поведения на дороге, исследователи часто существенно расширяют компонентный состав свойства. Так, изучая проблему безопасности в сфере дорожного движения Дронов А. А., видит необходимость в выделении не только когнитивного компонента, которые раскрываются в знаниях опасностей на дороге, в транспорте, правил безопасности, но и коммуникативного. В своих работах автор подчеркивает необходимость этого компонента в структуре культуры безопасного поведения на дороге [2]. По мнению исследователя, он находит свое отражение в потребности младших школьников в общении, адаптивности, проявлении уважения к другим участникам движения. Автор прослеживает связь коммуникативного компонента культуры безопасного поведения на дороге с когнитивным. Выражается она в донесении до детей смысла норм и правил безопасного поведения, напоминании о последствиях их несоблюдения. Подобная работа важна и необходима не только потому, что когнитивный компонент культуры безопасного поведения на дороге является определяющим в ее структуре. Такое внимание к соблюдению требования доступности при объяснении детям правил поведения на дороге связано с тем, что большинство норм и правил дорожного движения написаны языком, понятным только взрослым. Так, при объяснении норм и правил безопасного поведения взрослым необходимо помнить, что младшие школьники испытывают сложности с определением соотношения объектов на дороге, часто путают такие понятия как рядом, возле, около, за, ближе и дальше. Следует понимать, что ребенок тратит больше времени для оценки и принятия решения в опасной ситуации по сравнению с взрослым пешеходом. Одним из значимых условий формирования как когнитивного, так и поведенческого компонента культуры безопасного поведения на дороге является социальное партнерство. Актуальность такого взаимодействия заключается в том, что главными примерами безопасного поведения на дороге для ребенка являются не только педагоги, но и родители, как значимые взрослые. Они личным примером могут сформировать понимание того, как можно и нельзя 183 себя вести. Очевидно, что закономерности в поведении младшего школьника на дороге во многом сложатся из того, как вели себя в аналогичных ситуациях его родители. Так, например, взрослые своим поведением часто дают ребенку основание думать, что для перехода в непредусмотренном для этого месте есть достаточно веские причины. Наше «мы опаздываем, побежали» для него означает: «если очень нужно, то можно». И достаточно быстро адаптивный мозг младшего школьника научится находить с десяток уважительных причин для сокращения пути и перехода дороги в неположенном месте. Поэтому непосредственное сотрудничество педагога и семьи очень важно в контексте рассматриваемой проблемы. Оно поможет родителям осознать масштабность проблемы детского дорожно-транспортного травматизма и степень своей ответственности за безопасность детей в транспортной среде. К числу значимых педагогических условий, соблюдение которых необходимо при формировании культуры безопасного поведения на дороге в начальной школе также можно отнести использование в этом процесс нестандартныхзаданий и разнообразных форм организации работы. Польза нестандартных заданий в учебно-воспитательном процессе очевидна. В первую очередь они помогают учащимся перестроить имеющиеся знания о безопасном поведении на дороге, осмыслив их с непривычной стороны. Это позволяет обратить внимание младших школьников на кажущиеся поначалу несущественными детали. Одной из таких «непривычных» сторон является непонимание собственных слабостей. Действительно, ученику начальной школы непросто дается анализ своего поведения на дороге, особенно понимание причин ошибок и способов их исправления. Еще одним недостатком младшего школьного возраста, который может стать предметом осмысления в процессе выполнения нестандартного задания, является слабое развитие «чувства времени». Оно существенно затрудняет подсчет времени, которое тратится ребенком на тот или иной отрезок пути при различных погодных условиях. Анализ опытаформирования культуры безопасного поведения на дорогах показывает, что не менее значимым условием в подобной деятельности является разнообразие используемых форм воспитательной работы. Для совершенствования и систематизации знаний учащихся о правилах, нормах и способах безопасного поведения используются различные формы. В их числе 184 как традиционные - беседы, подготовка докладов и сообщений, конференции обсуждение книг, просмотр мультипликационных и кинофильмов, конкурсы, - так и нестандартные. Широкую популярность и востребованность в последнее время среди нестандартных форм организации воспитательной работы приобрели мастер-классы, акции, флешмобы. Богатым потенциалом в решении задач формирования культуры безопасного поведения на дороге обладают игровые технологии. В педагогическом процессе начальной школы целый ряд форм обладает признаками игры. В этом ряду можно назвать ярмарку, аукцион, ситуационно-ролевую игру, игру-путешествие, квест - все они немыслимы без игровых атрибутов. Квест как форма организации деятельности детей позволяет решать целый ряд задач в контексте формирования культуры безопасного поведения. Среди очевидных плюсов - создание положительного эмоционального настроя, способствование развитию социально-коммуникативных качеств путем коллективного решения общих задач. Кроме того, квест побуждает к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций, что создаёт условия для развития мышления младших школьников, его переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому. Известно, что именно неразвитость абстрактного мышления затрудняет ориентацию учеников начальной школы ориентацию и нахождение объектов по рисункам и схематичным изображениям проезжей части, построении ее модели и обозначении ее частей. С учетом выделенных педагогических условий была разработана опросная форма, которая в период с октября по декабрь 2020 года была реализована на основе использования google-форм. В опросе приняли участие 247 учителей и педагогов школ Приморского района. Респондентам было предложено оценить ресурсы различных педагогических форм и средств в решении проблемы формирования у учащихся начальной школы культуры безопасного поведения на дороге. Выяснилось, что большинство опрошенных считают наилучшими условиями для подобной работы обладают игровые технологии. Так, 39% педагогов высказались за более частое проведение игр по станциям, а 32% полагают, что наилучшие условия предоставляет квест. Пользу сюжетно-ролевых игр при формировании опыта безопасного поведения отметили 19%. 185 Причем были и те, кто высоко оценил возможности нетрадиционных форм работы, в числе которых флешмобы, мастер-классы и акции. Анализ полученных ответов на вопрос о том, какие педагогические формы и средства педагоги используют, организуя работу по формированию культуры безопасного поведения учащихся на дороге в своем классе показал, что опрошенные опираются на традиционный подход в решении данной проблемы. Так, 35% педагогов считают целесообразным использование беседы по правилам дорожного движения. Еще 22% учителей используют в своей работе игровые методы. Пятая часть аудитории (17%) связывает успешное решение проблемы формирования культуры безопасного поведения младших школьников с использованием наглядных средств. К их числу педагоги отнесли специально разработанный обучающий видеоконтент в виде кино- и мультфильмов. 14% опрошенных считают викторины самой удачной формой наполнения и коррекции опыта поведения на дороге. Только 3% учителей и педагогов петербургских школ используют в процессе формирования у младших школьников культуры безопасного поведения на дороге квесты. А 2% применяют в своей деятельности нестандартные задания. Изучение мнения педагогов о трудностях организации процесса формирования культуры безопасного поведения на дороге в начальной школе позволило выявить ряд проблем. Так, 57% учителей считают, что главную проблему составляет отсутствие учебно-методических комплексов и соответствующего технического оборудования для проведения мероприятий по данной тематике. Еще 16% опрошенных отметили, что затрудняет проведение занятий по данной тематике слабая методическая подготовка, которая проявляется в неумении использовать сильные стороны современных методов и форм работы. В отсутствии положительного примера поведения видят основную трудность 14% опрошенных. Причем 8% педагогов считают проблемой не только отсутствие образца для подражания среди значимых взрослых, но и недостаточную мотивированность младших школьников, а также низкий уровень заинтересованности родителей. Результаты анкетирования позволили сделать вывод о том, что проблема формирования культуры безопасного поведения младших школьников на дороге интересна и актуальна для учителей начальных классов. Педагогами накоплен определённый опыт организации подобной работы в практике школы. Однако 186 в нем не усматриваются признаки целенаправленно организуемого процесса по формированию культуры безопасного поведения младших школьников на дороге. Необходимо также отметить, что педагоги рассматривают и организуют процесс формирования культуры безопасного поведения младших школьников на дороге достаточно традиционно и весьма ограниченно, связывая его успешность с предметным содержанием и возможностями стандартных форм и средств.