Глава книги

МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Е. И. Дерипаска, С. В. Маришин
2023

«Мотив - это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта» [5, с. 514]. Термин «мотивация», по мнению А. Г. Маклакова, в отличие от термина «мотив» является более широким понятием. В современной науке данный термин имеет два значения: это система факторов, являющихся детерминантами поведения, и характеристика процесса, благодаря которому поведенческая активность поддерживается на нужном уровне. Изучение мотивационной составляющей вызвано нынешней жизнью современного общества - возрастанием требований к интеллектуальной активности человека, к его умственной работоспособности и стрессоустойчивости. В отечественной и зарубежной психологии мотивация поведения и деятельности представлена в различных вариантах. Отдельной части уделено внимание проблемам и роли мотивов и потребностей, всесторонне изучена как мотивация учебной, так и профессиональной деятельности [8, с. 157]. В. Г. Леонтьев предложил модель мотивационной структуры человека. По его мнению, структура представлена двумя блоками, в которых раскрывается процесс мотивации, который реализуется на уровне организма и на уровне личности. На первом уровне реализуется в форме инстинктов, влечений, эмоций, потребностей. На втором уровне - в форме мотивов [3, с. 69-74]. Дж. Аткинсоном в модели выбора риска был определен мотив достижения, который автор понимал, как желание человека сделать что-либо быстро и хорошо. Но в ходе проведения дальнейшего исследования, внутри данного мотива были выделены две независимые мотивационные тенденции: стремление к достижению успеха и стремление к избеганию неудач [7, с. 283-288]. 162 Согласно теории приобретенных потребностей у каждого работника присутствуют три потребности высшего уровня, которые формируются в процессе учебы, приобретения опыта и складывающимися жизненными обстоятельствами. Автор теории Д. Макклелланд одной из таких потребностей считал потребность достижения, которая заключается в стремлении добиться желаемого результата наиболее эффективным способом. Потребность соучастия проявляется в стремлении индивида к общению, взаимопомощи, дружеским взаимоотношениям с людьми. Кроме того, данная теория выделяет потребность власти. Данная потребность выражается не только в желании контролировать окружающих, происходящие процессы, воздействовать на других людей, но и принимать на себя ответственность за происходящее. Все три потребности существуют одновременно и взаимосвязаны друг с другом [4, с. 650-654]. Подростковый возраст - переходный этап между детством и взрослостью. Обычно он длится от 10-11 до 14-15 лет. Данный возраст, не смотря на свой относительно короткий период, оказывает значительное влияние на последующую жизнь человека. Именно в это время мы определяемся со своими ценностями, направлением сферы деятельности нашей будущей профессии, кругом общения и другими немаловажными факторами. Обратимся к рассмотрению понятия мотивации в подростковом возрасте. Под термином мотивация следует понимать динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность. По мнению М. С. Михайловой и Т. В. Шамовской, подростковый возраст является периодом интенсивного развития мотивационной сферы. Некоторые мотивы становятся смыслообразующими. Многие явления в жизни приобретают важный характер для подростка. Познавательная мотивация становится второстепенной, так как кругозор расширяется. Формируются новые мотивы, интересы, потребности [6, с. 11-20]. Снижение интереса к учебной деятельности связано в первую очередь с тем, что она перестает быть ведущей и на первый план выходят межличностные взаимоотношения со сверстниками. Но необходимо заметить, что в это время формируется осмысленное отношение к познавательной мотивации. Подросток стремится получить знания шире того объема, который 163 предлагает школьная программа. Получение знаний становится осмысленным, связанным с будущей профессией и личностным развитием [2, с. 7]. Важным на наш взгляд является рассмотрение влияния на учебную деятельность мотивации достижения успеха и мотивации избегания неудач. При рассмотрении мотивации достижения успеха можно утверждать, что у подростков преобладает позитивная цель. Учащиеся школы, у которых преобладает мотивация достижения успеха, склонны к мобилизации внутренних ресурсов для получения высокого результата. Для подростков с преобладающей мотивацией избегания неудач характерна тенденция ухода, они не проявляют активность. Для них характерна неуверенность в себе, боязнь критики. У подростков с высокой мотивацией достижения успеха преобладает внутренний локус контроля. Свои успехи они объясняют стараниями, усердием, упорством в достижении цели. Подростки с преобладающей мотивацией избегания неудач свои успехи приписывают везению, считают, что задача была проста для выполнения. Неудачи оправдывают низкими способностями, невезением. Мотивация достижения успеха подростков связана с переживаниями положительных эмоций радости, надежды. Мотив избегания неудачи препятствует эффективной деятельности. Так же, по мнению А. С. Белкович и Н. Г. Ивановой обучающиеся подросткового возраста имеют мотивацию учения, которая, в первую очередь, обусловлена удовлетворением собственных актуализированных потребностей в лидерстве и уважительном отношении окружающих. Кроме того, учебная мотивация у подростков строится на удовлетворении потребностей связанных с актуальными для этого возраста влечениями [1, с. 103-106]. Базой нашего исследования послужило Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга. Выборка состояла из учащихся восьмых классов. Для проведения исследования были сформированы две экспериментальные группы. В первую группу вошли 30 учеников восьмого класса в возрасте 14-15 лет, имеющих итоговые оценки «4»-«5». Во вторую группу вошли 33 ученика восьмого класса в возрасте 14-15 лет, показавших удовлетворительные результаты в учебе. 164 В основу нашего исследования была положена концепция Дж. Аткинсона, в которой он выделяет две независимые мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Для проведения психодиагностики нами были использованы следующие методики: - Методика диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса; - Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса; - Критерий φ - угловое преобразование Фишера. Рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса (таблица 1). Таблица 1 Значения, полученные по методике диагностики личности на мотивацию к успеху Т. Элерса № п/п Уровни КГ 1 КГ 2 φ-критерий Фишера 1 Низкий уровень 10% 21% - 2 Средний уровень 60% 52% - 3 Высокий уровень 20% 24% 4 Слишком высокий 10% 3% - Проводя анализ полученных результатов исследования, мы видим, что низкий уровень мотивации к успеху во второй экспериментальной группе вдвое выше, чем в первой. Средний уровень мотивации на 8% выше в первой экспериментальной группе. Следует обратить внимание на то, что высокий уровень мотивации к успеху на 4% выше во второй группе, в состав которой входят ученики, имеющие удовлетворительные результаты в освоении учебных дисциплин, но в тоже время слишком высокий уровень в данной группе выявлен всего у 3% респондентов. В первой экспериментальной группе слишком высокий уровень мотивации к успеху обнаружен у десятой части испытуемых. Сопоставление двух выборок при помощи критерия Фишера не выявило значимых различий мотивации к успеху в экспериментальных группах. 165 Далее рассмотрим результаты, полученные в ходе исследования по методике диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса (таблица 2). Таблица 2 Значения, полученные по методике диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса № п/п Уровни КГ 1 КГ 2 φ- критерий Фишера 1 Низкий уровень 27% 15% - 2 Средний уровень 57% 49% - 3 Высокий уровень 13% 33% 0,05 4 Слишком высокий 3% 3% - Использование методики диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Т. Элерса позволило получить следующие результаты: низкий уровень мотивации в процентном отношении выше в первой экспериментальной группе на 12%. Различия по среднему уровню несущественны (8%). Значительные отличия получены по высокому уровню. В первой экспериментальной группе высокий уровень мотивации к избеганию неудач на 20% ниже, чем во второй экспериментальной группе. Слишком высокий уровень в экспериментальных группах незначителен и имеет одинаковое числовое значение. Сопоставление двух выборок при помощи критерия Фишера позволило нам выявить значимые различия по высокому уровню мотивации к избеганию неудач. На основании полученных результатов мы можем утверждать, что мотивация к избеганию неудач в первой экспериментальной группе ниже, чем во второй экспериментальной группе. Таким образом, полученные результаты исследования позволяют нам сделать выводы о том, что стремление к достижению успеха характерно как для учащихся, имеющих высокие результаты в освоении учебной программы, так и для учащихся, осваивающих учебный материал удовлетворительно. Стремление к избеганию неудач характерно для учащихся имеющих удовлетворительные результаты в учебе. Выявленную тенденцию стремления к успешности современных подростков необходимо использовать в организации учебно-воспитательного процесса. В этой связи нам хочется обратить внимание 166 педагогов на тот факт, что если для подростка будут ценными знания, получаемые в школе, то он будет стремиться к достижению успеха в их освоении. В противном случае ценными для подростка окажутся другие явления его жизни и вектор достижения успеха будет направлен в их сторону.

Дерипаска Е. И., Маришин С. В. МОТИВАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 2023;:162-167.
Цитирование

Список литературы

Документы