Глава книги
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
Современное общество весьма разнообразно и в этническом, и в экономическом, и в культурном, и в психологическом плане. Многообразие может приводить к столкновению точек зрения, потребностей, а иногда и конфликтам. В этом смысле, человек, умеющий понимать другого, встать на его позицию, признающий возможность разных мнений, всегда будет более успешен в общении и деятельности. Коммуникативная компетентность - это не просто желание и умение общаться, реализовывать собственные коммуникативные умения, это принятие ценности каждой личности, бережное отношение к другому человеку. Если развивать эту мысль дальше, то формирование ценностного отношения к другим людям - это путь к построению безопасного общества, признающего права и свободы каждого человека. Негативный опыт общения, приобретенный в раннем возрасте, может привести к формированию низкой самооценки, застенчивости, тревожности, агрессивности в дальнейшем. Деструктивное поведение часто становится реакцией на стрессовое влияние негативной, небезопасной окружающей среды. Ценности, сформированные в начальной школе, являются ориентиром в жизни, определяя отношения и установки личности, поведение в конкретных ситуациях деятельности и общения. Именно поэтому роль начальной школы в формировании коммуникативной компетентности ребенка сложно переоценить. Задача формирования коммуникативной компетентности младших школьников согласуется и с планируемыми результатами начального образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования [6] выделяются (среди прочих) такие коммуникативные действия как умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; умение признавать возможность существования разных точек зрения. 157 В силу возрастных особенностей развития самоконтроля, несформированной рефлексии, у младших школьников достаточно часто возникают трудности в процессе общения как в учебной, так и в повседневной жизни. При разрешении конфликтных ситуаций именно педагог чаще всего становится человеком, разрешающим спорную ситуацию. Между тем, кажется необходимым развивать умения разрешать конфликтные ситуации у самих младших школьников. Г. Г. Бекмаганбетова [1] выделяет гностический, проектировочный, регулятивный, гностически-проективный и поведенческо-проективный компоненты конфликтологической компетентности. Конфликтологическая компетентность является составной частью коммуникативной компетентности и включает в себя систему знаний о конфликте, умения сопереживать собеседнику, контролировать собственные эмоции в конфликтной ситуации, а также умения управлять конфликтом. Все эти умения весьма успешно можно развивать как в урочной, так и во внеурочной деятельности в начальной школе. В 2021 году было проведено исследование коммуникативных умений первоклассников, которое позволило заметить, что в этом возрасте дети не признают возможность существования различных точек зрения и испытывают серьезные затруднения в выполнении совместной деятельности. Педагоги же начальной школы в своей работе больше делают акцент на развитии познавательных, регулятивных и личностных универсальных учебных действиях, считая процесс формирования коммуникативных умений достаточно простым и не требующим специально организованной работы. Ранее проведенное экспериментальное исследование третьеклассников [3, 4] показало, что и 9-10-летние дети имеют размытое представление о том, что такое конфликт, называют причины возникновения конфликтов, но объяснения дают достаточно поверхностные. Между тем, отвечая на вопросы о способах разрешения конфликтов («Что ты будешь делать, если в ссоре не прав твой одноклассник? или Что ты будешь делать, если в ссоре не прав ты сам?») большинство третьеклассников выбирают в случае собственной неправоты конструктивную позицию (они готовы извиниться, признать свою вину) и избегающую стратегию при неправоте другого («уйду», «не буду больше общаться»). 158 Анализируя результаты исследования эмоционального компонента конфликтологической компетентности, мы выделили следующие критерии - с одной стороны, понимание своих эмоций и умение управлять ими, с другой стороны, понимание эмоций окружающих. Эксперимент показал, что во многих ситуациях межличностного общения учащиеся проявляют эмоциональный контакт, однако эмоции выражены не ярко, и самое главное, малоосознанны, а при затруднениях и переживаниях другого человека, учащиеся не всегда готовы проявить адекватный эмоциональный отклик. Поведенческий компонент был исследован в процессе включенного наблюдения и экспериментальных ситуаций. С помощью обобщенной схемы наблюдения [5] выявлялись неконструктивные формы взаимодействия. Стоит отметить, что более 60% третьеклассников в конфликтных ситуациях проявляют защитные, пассивные реакции (обижаюсь, ухожу, не обращаю внимания, перестаю общаться). Также диагностика поведенческого компонента конфликтологической компетентности проводилась с помощью методики «Совместная сортировка» [7]. В данном эксперименте преобладали школьники, которые при выполнении совместной работы смогли частично справиться с заданием, но в ситуациях расхождения точек зрения не смогли аргументированно высказать своё мнение и внимательно выслушать своего одноклассника. Интересным был тот факт, что парам, где были однополые дети, легче удавалось договориться. Полученные результаты позволяют говорить о необходимости развития конфликтологической компетентности младших школьников. Это должна быть и работа по формированию знаний о нормах и правилах бесконфликтного общения, и развитие коммуникативной толерантности, формирование ценностного отношения к мнению другого, и, конечно, обучение детей искусству бесконфликтного общения в различных ситуациях. Развитие когнитивного компонента может активно осуществляться в урочной деятельности. Особенно благоприятные возможности дает неформальное изучение предмета «Литературное чтение», обсуждение поведения героев произведений, причин возникновения конфликтных ситуаций и способов выхода из них. Развитию эмоционального и поведенческого компонента весьма способствует организованная внеурочная деятельность, 159 включающая дискуссии, сюжетные и ролевые игры, тренинги, совместные проекты, коллективные творческие дела. Одним из условий результативности использования предложенных форм будет высокий уровень осознанности самими школьниками формируемых у них умений. Ребенок должен выступать субъектом данной деятельности. С этой целью полезно будет предлагать ученикам отмечать свое настроение на «шкале эмоций» (например, в начале и в конце дня). Возможно, стоит предложить учащимся провести самонаблюдение за возникающими ситуациями на уроке, на перемене, обязательно совместно оценивая выбираемые способы взаимодействия и динамику поведения в различных ситуациях общения. Важно научить младших школьников сообщать вербально о своем эмоциональном состоянии, и с этой целью можно познакомить детей с техникой построения «Я - высказывания». Мы отмечали ранее, что дети часто используют избегающие стратегии поведения в конфликте, между тем, это не всегда способствует его разрешению, а подавленные эмоции часто прорываются наружу уже в виде агрессии. Поэтому важно говорить о том, что любые эмоции имеют право на существование, но важно найти способ их выразить, не причиняя вреда окружающим. Учитель сам является примером бесконфликтного общения, в классе поддерживается доброжелательная безопасная среда. Кроме того, дети знакомятся с приемами безболезненного для окружающих выражения своих эмоций. Это может быть и специально организованное место в классе, где ребенок может уединиться, и различные «приспособления», которые «возьмут» на себя отрицательные переживания (коробочки гнева, листы бумаги и пр.), и, конечно, различные упражнения, с которыми дети знакомятся на занятиях. В заключении хотелось бы отметить, что работа по развитию коммуникативной компетентности младших школьников имеет первостепенное значение, должна начинаться с первого класса, способствовать формированию детского коллектива, проводиться в системе. Безопасная среда классного коллектива, где ребенок получает поддержку и принятие со стороны учителя и одноклассников, является залогом успешного будущего подрастающего поколения.