Глава книги

СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

З. П. Оказова
2023

Сегодня очень важно установить предпосылки, имеющуюся методическую основу для ведения практико-ориентированного обучения. В образовательной среде имеет место достаточное количество направленийв трактовке термина «практико-ориентированное обучение». Но актуальными признаны лишь три, где дифференциация происходит по степени охвата элементов образовательного процесса: 1. Связь практико-ориентированного обучения с формированием опыта практической работы школьников при их максимальном приближении в процессе практических работ, к среде близкой к профессиональной. 2. Предусматривает внедрение технологий, имеющих профессиональную направленность и методик моделирования элементов профессиональной деятельности. 3. Предусматривает внедрение технологий, направленных на приобретение навыков практической работы для того, чтобы эффективно решать поставленные задачи. При такой направленности имеет место четко выраженная мотивация к накоплению опыта решения практических вопросов. На основе последних двух направлений мы можем сформулировать следующее. Практико-ориентированное обучение представляет собой педагогический процесс, в основе которого лежит решение учебных задач на основе получения практических умений и навыков, посредством моделирования конкретных профессиональных элементов. В основу работы положены принципы диалогизма и практико-ориентированности. Именно эти направления обеспечивают воспитание у учащихся коммуникативных универсальных учебных действий (УУД): толерантное отношение к мнениям и взглядам других людей, навыки диалогического общения - познавательные УУД: навык формулировки проблемы - и регулятивные УУД: выбор и обоснование способа выхода из проблемной ситуации. 148 В основе реализации второго принципа (практико-ориентированность) находятся: конкретные ситуации, возникающие на практике, причем их сложность должна соответствовать возрастным особенностям учащихся; формирование профессиональной деятельности посредством работы в малых и средних группах; применение знаний, полученных в ходе изучения других предметов учебного плана [2, с. 127]. Реализация именно этого принципа дает возможность генерировать практико-ориентированную образовательную среду. В ходе анализа работ современных педагогов-практиков мы пришли к следующему определению практико-ориентированной образовательной среды. Практико-ориентированная образовательная среда представляет собой особым образом сгенерированное образовательное поле, где гармонично сочетаются и оказывают взаимное влияние друг на друга процессуальная, целевая, содержательная составляющие. В нем ведется коммуникативная, информационная, деятельностнаяи профессиональноориентированнаядеятельность, обеспечивающая достижения учащимся конкретных результатов [4, с. 106]. Среда направлена на саморазвитие школьников, включение их во взаимодействие с другими участниками образовательного процесса. Благодаря развитию и самообразованию всех участников образовательного процесса, совершенствуется и сама практико-ориентированная среда, развитие которой носит уже направленный характер. Педагогами-практиками выделены 7 уровней развития образовательного пространства: 1. Аморфный, который отличает отсутствие целей деятельности, не сформированные коммуникации между участниками процесса. 2. Директивный, когда происходит отбор содержания деятельности, так среда приобретает направление работы. 3. Целеустановочный, его отличает наличие целей работы у участников. 4. Аксиологический, в его ходе участники ориентируются на профессиональные ценности. 5. Стратегический - субъектыобразовательного процесса приобретают конкретную стратегию работы. 6. Функционирующий, на нем средадостигаетоптимальных, максимально комфортных условий для всех участников образовательного процесса. 149 7. Высший, когда субъекты отличают инновации в работе [3, с. 18]. Для организации в школе практико-ориентированной образовательной среды высшего уровня важно придерживаться основных правил: функционирование образовательного учреждения в качестве учебно-научного комплекса; направленность на практическую применяемость и востребованность универсальных учебных действий и, безусловно, использование практико-ориентированных технологий обучения. Непосредственно технологии практико-ориентированного обучения ежат в основе обучения сегодня согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. В качестве примеров практико ориентированных технологий можно привести: интерактивное обучение, критическое мышление, проектная и исследовательская работа, проблемное обучение и наконец, информационно-коммуникационные технологии [1]. Кроме того, достаточно эффективным можно назвать применение указанных технологий в различных сочетаниях, когда происходит формирование конкретныхпрактическихуменийинавыков. Создание образовательной среды практико-ориентированной направленности позволит выстроить целостный учебный процесс, создаст условия для воспитания конкурентоспособнойличности, обеспечивая профессиональному самоопределению подростков [5, с. 38]. Следовательно, практико-ориентированное обучение представляет собой педагогический процесс, достижение целей которого связано с приобретением непосредственно опыта практической деятельности. Так возникает необходимость корректировки требований к практико-ориентированному обучению: использование конкретных практических задач в работе; моделирование практической ситуации только при работе в группах; активизация межпредметных связей. Есть возможность формирования практико-ориентированнойобразовательнойсредыв процессе образования. Осуществление практико-ориентированного обучения идет за счет использования в учебном процессе практико-ориентированных технологий обучения.

Оказова З. П. СОВРЕМЕННАЯ ТРАКТОВКА ПОНЯТИЯ «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ». 2023;:148-151.
Цитирование

Список литературы