Глава книги
ФЕНОМЕН СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ИМПЕРАТИВ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО СОЦИУМА
Современное общество все чаще сталкивается с ситуацией несовпадения имеющегося уровня развития отдельных социальных систем, важнейших социальных институтов и масштабов, интенсивности осуществляющихся трансформаций. Данная ситуация воспринимается как неблагополучная для общества. В общественном сознании актуализируются понятия рисков, опасностей, вызовов и угроз. Анализируя названную ситуацию, академическая среда нередко избирает предметом исследовательской рефлексии понятие и феномен безопасности. Исследователи направляют свои усилия на выявление механизмов создания превентивных мер, нейтрализующих возникающие в обществе угрозы и риски, обеспечивающие устойчивость восходящего развития социума. При этом сегодня все отчетливее обнаруживается тот факт, что безопасность общества - явление многогранное. Оно не может быть редуцировано к одному его виду, к безопасности в одной единственной сфере социального функционирования. Многофакторный подход к пониманию феномена безопасности вполне согласуется с принципами современной постнеклассической науки (конвергентность, междисциплинарность, полипарадигмальность, контекстуальность и т. п.), далекими от классического редукционизма, стремящегося дать монистическое понимание некоторого социального факта, обстоятельства, процесса. Расширение представлений о базовых факторах социальной динамики, произошедшее в последние десятилетия в рамках неклассической и постнеклассической научных парадигм (В. Стёпин), актуализировало значение комплексного подхода при изучении тех или иных социальных феноменов. В частности, возникла необходимость комплексной оценки феномена безопасности, перехода от узкой его трактовки как военной безопасности к максимально широкому пониманию, указывающему на необходимость сохранения благополучия во всех сферах социального функционирования (от социально-экономической до политической и духовной). На сегодняшний день выработано значительное число дефиниций, раскрывающих суть понятия безопасности. В одних делается акцент на 128 индивидуально-личностном аспекте данного феномена, где под безопасностью понимается «защищенность естественно-физиологических, социально-экономических, идеально-духовных и ситуативных потребностей в ресурсах, технологиях, информации и нравственных идеалах, необходимых для жизнедеятельности и развития населения» [1, с. 22]. В других - безопасность рассматривается как общесоциальное, системное явление [2]. В целом на данный момент принято выделять такие виды безопасности, как военная [3-5], экономическая [6], духовная [7; 8], гуманитарная [9], информационная [10-14], социокультурная [15]. Несмотря на богатую понятийную палитру, концептуально фиксирующую понятие безопасности в самых разных вариантах, особый интерес в свете происходящих глобальных трансформаций вызывает понятие социокультурной безопасности, указывающее на содержание транслируемых в обществе норм, ценностей, идей. Данное понятие не является сегодня общеупотребительным, тем не менее, оно заявлено в пространстве современного гуманитарного знания, привлекает внимание значительного числа исследователей. Актуальность исследования феномена социокультурной безопасности обусловлена возросшей ролью экономики во всех сферах общественной и частной жизни, расширением её влияния во внеэкономическом пространстве социальности и культуры. Современный социум обозначается как экономоцентричный, генеральной смысложизненной стратегией которого выступает обеспечение экономического роста и максимизации прибыли (построение отношений в неэкономических сферах социального функционирования с использованием принципов и подходов, характерных для собственно экономических отношений - обмен, товаризация, коммерциализация и т. п.) [15]. Распространение экономических принципов на внеэкономическую реальность создает угрозу воспроизводству важнейших социальных и культурных идентичностей социума. Формирование фундаментальных идентичностей личности и социума задается смысловыми константами, воспринимаемыми обществом как нормативно приемлемыми, комплементарно понимаемыми большинством субъектов социального развития. Сохранение определенной социокультурной идентичности придает устойчивость обществу, что имеет большое практическое значение для безопасности его функционирования. 129 Социокультурная безопасность общества проявляется в способности нейтрализовать социокультурные риски социума. Наиболее опасными среди социокультурных рисков современного экономоцентричного общества можно назвать следующие: фетишизация накопительной деятельности как универсальной стратегии жизненных проявлений личности и социума; инверсия идеи труда (переход от производящего к спекулятивному); подрыв сущности творческой деятельности личности; риск тотальной дифференциации мирового сообщества, основанной на принципиальном неравенстве (прежде всего, экономическом); культурное упрощение внутреннего бытия личности на фоне технического усложнения мира внешнего и т. п. [17]. При этом характер и направленность технико-экономического развития общества в целом лишь усиливают названные социокультурные риски. Авангардные модели технологий будущего, опирающиеся на постмодернистское его понимание, задают такие цели развития современного социума, реализация которых может привести его в «постчеловеческое» [18; 19] «постобщество» [7]. Это означает качественное изменение самой социальности и антропоморфности. Поэтому можно утверждать, что важнейшей составляющей безопасности общества является социокультурная безопасность. Она связана с таким содержательным наполнением транслируемых в обществе ценностей, идей и норм, которые были бы способны воспроизводить фундаментальные для личности и социума идентичности, сохраняющие аутентичность социального и константность антропологического (сохраняли бы человеческое в человеке).