Глава книги
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА КАЧЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА
Система образования играет важнейшую роль не только в становлении и развитии интеллектуальных ресурсов человека, но также - и в формировании и развитии интеллектуального капитала, особенно - его качества. Высшее и дополнительное образование в целом повышают качество человеческих интеллектуальных ресурсов, а также человеческого интеллектуального капитала. Человек становится в целом более развитым в личностном и профессиональном плане, более знающим и способным к видению происходящего, к управлению процессами на фирмах. Это дает более быстрый и высокий первоначальный старт и лучшие будущие возможности для применения своих компетенций, навыков и знаний, а также для карьерного роста. Кроме того, качественное образование повышает кругозор человека, возможности предвидения событий и выбора своего дальнейшего развития в смежной или иной области, выбора направлений для действий, для развития вглубь и вширь. Для человека важны все виды образования, помимо первого, второе высшее, степень, дополнительное образование, повышение квалификации и т. д. И также становится важной современная тенденция к получению непрерывного образования, самообразование, овладение дополнительными навыками, а также личностное, нравственное и духовное развитие. Но прежде всего важным для формирования человека и достижения им успешности в будущей жизни и востребованности в обществе является его развитие, окружение, воспитание в возрасте самых ранних лет, начиная с момента рождения и до 5 лет, что подтверждается исследованиями различных ученых, в том числе британских исследователей. Специалистами был подготовлен отчет «Большие изменения начинаются с малого», написанный в сотрудничестве с Центром развития ребенка при Гарвардском университете и Лондонской школой экономики, в котором собраны ведущие отраслевые исследования и подчеркивается критическое влияние первых лет жизни на людей, экономику и общество в целом. В нем также изложены рекомендации 116 о том, как все аспекты общественной жизни могут внести позитивный вклад и изменить ситуацию к лучшему в этом важном вопросе [6]. Отчет также показывает, что цена упущенной возможности только в Англии составляет 16,13 миллиарда фунтов стерлингов в год - это стоимость коррективных мер для решения проблем от детей, находящихся под опекой, до краткосрочных и долгосрочных проблем психического и физического здоровья. Их можно было бы избежать с помощью действий в раннем детстве. Исследователи пришли к выводу, что первые пять лет жизни ребенка закладывают важные основы для его будущего. Это период, когда дети впервые учатся управлять своими эмоциями и импульсами, заботиться и сочувствовать, и, в итоге - устанавливать здоровые отношения с собой и окружающим людьми. Это время, когда опыт окружающего мира и то, как он формирует развитие ребенка, может на всю жизнь повлиять на его умственное и физическое благополучие и здоровье в будущем. Но если родители сами не получили лучшего старта в жизни, все равно они могут у себя развить навыки, необходимые для лучшего воспитания своих детей. Родителям здесь нужно сосредоточиться на социальных и эмоциональных потребностях детей, ведь инвестиции в детей - это, в конечном счете, инвестиции в будущее здоровое и счастливое общество [6]. К схожим выводам пришли и американские ученые из Университета Вашингтона (США) во главе с профессором психологии, директором Центра детского и семейного благополучия Лилианой Ленгуа. По их результатам сложности в семье и личные неудачи, пережитые ребенком в раннем детстве, могут оказывать существенное влияние на общее развитие таких людей в будущем. Существующая нестабильная психологическая ситуация в семье (стресс развода, побои и т. д.), а также шаткое финансовое положение, частые переезды, употребление психоактивных веществ, способны приводить к изменениям в мозге ребенка и оказывают влияние на его мировосприятие и навыки исполнительной функции. Исследователи в течение двух лет следили за развитием 306 детей (на момент начала исследования всем участникам было около трех лет) из разных расовых, этнических и социальных групп. Из них почти 60% семей имели неблагополучные факторы развития, дети и их родители считали, что их уровень дохода ниже или значительно ниже среднего, многие часто были вынуждены 117 переезжать, а также были зафиксированы факты жестокого обращения с детьми или даже лишения свободы одного из родителей. С помощью образцов слюны на гормон кортизол, а также проведя серию различных мероприятий (например, игру «Голова-пальцы-колени-плечи» или упражнение с двумя куклами-марионетками), исследовательская команда Лилианы Ленгуа проверяла навыки исполнительной функции детей. «Именно кортизол (его еще называют гормоном, который «помогает принять вызов») помогает людям проснуться утром бодрыми и готовыми к наступающему дню. Рано утром его уровень увеличивается, а в течение дня постепенно снижается. У детей и взрослых, которые постоянно находятся в состоянии стресса, механизм его работы несколько иной: уровень гормона довольно низкий и ровный в течение всего дня [8]. То есть у них в организме нет того уровня гормона, который необходим для бодрости, внимательности, адекватной реакции на ежедневные проблемы и просто способности «встать и уйти» в ответ на какой-либо раздражающий фактор, а также адекватно воспринимать реальность и иметь положительный жизненный настрой. Дети, которые хорошо прошли испытание на навык исполнительной функции, имели достаточный уровень суточного кортизола, развивались нормально интеллектуально, эмоционально и физически. Дети же, у которых были неблагоприятные факторы в семье, имели равный уровень кортизола и демонстрировали повышенную реакцию на происходящие события, в некоторых случаях отсутствие рефлексии на внешний вызов и неспособность правильно воспринимать информацию, действовать, исполнять поручения и самостоятельно принимать верные решения под воздействием стресса. Этот опыт зафиксировался в их мозге, который они несут затем во взрослую жизнь, что, несомненно, мешает им правильно развиваться интеллектуально, духовно, эмоционально и физически, правильно оценивать ситуацию и принимать верные жизненные решения. Ученые уверены, что плохая финансовая ситуация семьи в совокупности с неблагоприятными условиями развития, в которых растет ребенок, влияют на системы саморегуляции и усугубляют проблемы будущей адаптации детей, а затем и взрослых в новых условиях. При этом ранее эксперты из Университета Лома Линда (Калифорния) опубликовали в журнале Biological Psychology результаты своих исследований, которые доказывают, что стрессы в раннем возрасте (из-за конфликтов дома, 118 а также отсутствия поддержки и участия со стороны родителей) угрожают эмоциональной безопасности детей и в будущем помимо неправильных эмоциональных и интеллектуальных реакций даже могут привести к различным проблемам со здоровьем [8]. Таким образом, в обоих исследованиях ученые пришли к выводам о важности и большой значимости атмосферы ранних лет жизни ребенка и ее влияния на его психоэмоциональное здоровье, а также, по-нашему мнению, и на формирование интеллектуально-духовных ресурсов человека которое закладывает фундамент становления интеллектуально, духовно и психически здорового человека в будущем. Добавим к этому, что значение для развития человека в дальнейшем также имеет воспитание, жизнь в семье, его социальное окружение, круг друзей и обучение в средней общеобразовательной школе, которые также оказывают существенное воздействие на успешность и востребованность в жизни, нахождение своего пути, места и предназначения. И здесь также важно сведение неконструктивного стресса к минимуму и основной упор на формирование у подростка и молодого человека правильных интеллектуально-духовно-эмоциональных оценок и реакций на внешние процессы и ситуации, из которых состоит его личностное и духовно-нравственное развитие. Личностное развитие представляет собой развитие положительных индивидуальных личных качеств, интеллектуальность, интеллигентность, хорошие манеры, культурное развитие, мировоззрение, кругозор и т. д. Нравственное развитие - это развитие в себе морали и нравственности, красоты мыслей и поступков, желания и мотивации поступать так, как лучше для всех и для общего блага и др. Духовное развитие - это развитие своих духовных качеств: духовных ценностей, религиозности, любви к людям и к миру, совести, сострадания, милосердия к людям и др. Затем идет развитие человека как личности и субъекта деятельности в образовательном учреждении, которое обязательно должно включать в себя следующие компоненты: [8] 1) интеллектуальное развитие и ментальный интеллект; 2) эмоциональное развитие и эмоциональный интеллект; 3) развитие устойчивости в стрессовых ситуациях; 4) развитие уверенности в себе и приятие себя; 5) развитие позитивного отношения к миру и приятие других, духовный 119 интеллект; 6) развитие самостоятельности, независимости; 7) развитие самомотивации и самосовершенствования. Сейчас своим культурным, социальным и духовным развитием человеку приходится заниматься самому. Как правило, он изучает только то, что ему нравится, или интересно, или то, что получается развить. А общие знания по соответствующим темам и широкий кругозор самостоятельно получить довольно трудно, в полном объеме их получить можно только в образовательной системе. [2, с. 475] Далее для своего дальнейшего развития человеку необходимо определить круг необходимых знаний и навыков, недостающих именно ему, и заниматься самообразованием и саморазвитием, включая общение с более успешными и развитыми людьми, чтение соответствующей полезной литературы, посещение развивающих курсов и т. д. Важным моментом в развитии современного человека становится механизм саморазвития, связанный с осознанностью механизма личностного развития, самостоятельным выбором направлений, способов развития и следования им. В дальнейшем личностное саморазвитие нацелено на поиск индивидуальной самореализации в общественно-экономической системе и поиск своего предназначения. В самообразовании и саморазвитии есть еще один важный аспект - преимущественное влияние индивидуального развития и опосредованное влияние самих процессов обучения и воспитания. Особо важную роль играют внутренние личностные, скрытые и неосознаваемые изменения в человеке, в его миропонимании, в глубине внутреннего мира, которые проявляются затем уже в поведении [3, с. 284-288]. На сегодня ключевыми навыками будущего может стать не просто способность к повышению квалификации, но способность к постоянному и непрерывному обучению вплоть до профессиональной переориентации и смены профессии (в направлении как расширения сферы знаний, так и с ориентацией на узкую специализацию). Здесь одно не противоречит другому, все зависит от меры ответственности и разграничения профессиональных полномочий, степени проникновения вглубь решения проблем и способности обучаться «в самом процессе трудовой деятельности». Это требует, как минимум, получения второго или дополнительного образования, на котором будет базироваться качество формируемого в будущем интеллектуального 120 капитала. Все это напрямую влияет на качество формирования интеллектуального капитала. Отметим, что помимо дополнительного образования сегодня особенно актуально повышение грамотности по отдельным направлениям специальностей. Для начала - это компьютерная грамотность, повышение навыков работы с информационными технологиями, новыми программами, приложениями и интерфейсами. Кроме того, зачастую в процессе трудовой деятельности выясняется, что необходимо обладать также и навыками работы с большими и цифровыми данными (цифровая грамотность). Также важна финансовая грамотность, значимость которой возрастает в процессе перехода к цифровой экономике. Финансовая грамотность имеет чрезвычайно важное значение для каждого человека. Она начинается с оплаты коммунальных платежей, не переплачивая банковскую комиссию, продолжается в профессиональной жизни, и в быту, и может заканчиваться, к примеру, профессиональной деятельностью по оптимальному распределению прибыли предприятия, или управлением портфелем активов. Значима в настоящее время и юридическая грамотность, в связи с тем, что человеку все чаще приходится сталкиваться с изучением законодательства в профессиональной деятельности и в жизни, знать и отстаивать права, защищать интересы, причем не только свои, но и других людей. Юридическая грамотность просто необходима для открытия и развития своего дела. В целом у более грамотного человека более качественные интеллектуальные ресурсы и капитал. Важным элементом современного саморазвития и повышения качества интеллектуального капитала зачастую является правильное общение со старшими, с наставниками, или просто с более знающими и успешными людьми, которые могут передать знания и оказать положительное влияние на человека. Общение также оказывает различное влияние на человека и полностью зависит от личности субъекта. И правильное общение также способствует повышению качества интеллектуальных ресурсов и капитала, человек может просто перенять необходимые новые качества и навыки. Иногда даже сравнительно кратковременное общение с тем или иным человеком оказывает на психическое и профессиональное развитие индивида гораздо большее влияние, чем длительное выполнение им предметной деятельности [4, с. 128-132]. 121 В современном мире многие люди достигли высокого уровня своего профессионального развития и им требуется переход на более высокую ступень развития своих личных качеств, которое приводит и способствует переходу на уровень удовлетворения высших духовных потребностей, самореализации и поиска своего предназначения. Личностное развитие человека включает в себя интеллектуальное развитие, культурное и индивидуальное личное развитие. Сейчас повсеместно расширяется возможность применения интеллектуальных, духовных и индивидуальных личностных качеств человека. Личностное развитие человека необходимо в современной общественно-экономической системе: в сфере производства товаров и услуг, социальной и культурно-досуговой сфере, науки и образовании. Чем более личностно и духовно развит человек, тем выше качество его интеллектуального капитала, тем большее влияние он имеет в экономической и общественной жизни, большее воздействие оказывает на окружающий мир, и, соответственно, тем больше опыта и знаний сможет передать следующим поколениям. Среди современных проблем системы образования отметим отсутствие непосредственного наставничества, снижение времени прямого общения студентов с преподавателями (особенно актуальное сейчас во время массового дистанционного обучения), которые в целом снижает качество преподавания, качество получаемых знаний, а, следовательно, и формируемых на выходе интеллектуальных ресурсов, а затем - и интеллектуального капитала. И в дальнейшем человеку в своей профессиональной деятельности придется самостоятельно дорабатывать необходимые навыки, постигать знания и искать себе наставников. Наряду с этим, имеется проблема недостатка знаний и информации для построения собственной карьерной траектории на фирме. Многие перспективные и исполнительные сотрудники предприятий долгое время работают на одном и том же месте и не продвигаются по карьерной лестнице по причине того, что, не обладают знаниями и пониманием о том, какие шаги необходимо предпринять для этого. Им не хватает качества интеллектуального развития, социального развития, общения со старшими, с наставниками. В результате они теряют время, не развивают в полной мере свои интеллектуальные и человеческие качества, из-за отсутствия качественного и грамотного социального взаимодействия теряют возможности для своего 122 продвижения и дальнейшего развития и применения своих интеллектуальных ресурсов и капитала. Профессиональное развитие человека как правило неотделимо от его духовного и личностного развития - в их основе лежит принцип саморазвития, приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации [5]. В настоящее время в экономике возрастает значение применения сугубо личностных, нравственных и духовных качеств. Личностное развитие является комплексным, включает интеллектуальное, профессиональное, личное развитие и представляет собой развитие положительных индивидуальных личных качеств, интеллектуальность, интеллигентность, хорошие манеры, культурное развитие, мировоззрение, кругозор и т. д. Также важным для качества интеллектуальных ресурсов является нравственное развитие, которое дает высокую духовную культуру человеку, красоту мыслей и поступков, желание улучшать мир вокруг себя и др. Нравственный человек становится развитым, в том числе интеллектуально, и привлекательным для других, для него открываются многие возможности и направления, он имеет больше общения с другими людьми, более качественного общения и лучший круг. Нравственное развитие - это развитие в себе морали и нравственности, красоты мыслей и поступков, желания и мотивации поступать так, как лучше для всех и для общего блага и др. Духовное развитие - это развитие своих духовных качеств: духовных ценностей, религиозности, любви к людям и к миру, совести, сострадания, милосердия к людям и др. От нравственного оно отличается тем, что человек здесь не просто совершает благие поступки, а исходит из служения высшим силам, он должен уметь и наказывать, и воспитывать людей в строгости и с любовью. Это более высокий этап нравственного развития. В настоящий момент духовная сфера становится все ближе к материальной и начинает более тесно взаимодействовать с ней. К духовным качествам относятся оптимизм, смирение, терпение, сила воли, моральные принципы, аскетизм, благодарность, прощение, щедрость, добродетельность, совесть и др. Возрастает интерес человека к духовному развитию и практике - развитию 123 духовных мотивационных, нравственных, волевых, принципиальных качеств, самосовершенствованию, поиску своего предназначения и даже миссии в жизни, на основании которой можно более четко определить роль человека в обществе. Современная система образования не развивает эти качества в полной мере. И человеку приходится заниматься самообразованием и саморазвитием самостоятельно или с помощью современных тренингов. Духовное и личностное развитие человека, несомненно, существенно повышает качество его интеллектуального капитала, ведь на любом предприятии и в любом обществе нужны честные и порядочные люди, знающие свое дело, умеющие общаться и приносящие пользу окружающим и всему предприятию, которых, как правило, и продвигают по карьерной лестнице. Такое развитие человек может получить от своих наставников - преподавателей, кураторов, непосредственных начальников, духовных наставников и т. д. Кроме того, для успешной карьеры или предпринимательской деятельности не менее важны и социальные контакты, развитие в обществе и служение людям. В качестве примера возможности оценки влияния рассмотренных аспектов личностного, нравственного и духовного развития человека, в том числе образования, грамотности и правильного общения на формирование и развитие интеллектуальных ресурсов и интеллектуального капитала можно привести результаты реализации в Самарской области общественного образовательного проекта «Фабрика будущих профессионалов» при содействии Фонда президентских грантов и Правительства Самарской области [7, с. 76]. Социальный образовательный проект «Фабрика будущих профессионалов» организован РОО «Союз женщин Самарской области» при поддержке Правительства Самарской области и Фонда президентских грантов Российской Федерации при поддержке Общественной палаты Самарской области и Самарской Губернской Думы и является бесплатным для женщин-участниц проекта. Его реализация началась в ноябре 2019 года и продолжалась до конца 2020 года. Проект направлен на решение актуальной проблемы развития и совершенствования знаний и навыков женщин в условиях инновационных изменений современного рынка труда [9]. В рамках проекта проводились мероприятия по профориентации, определению вектора развития и построения индивидуальной карьерной 124 траектории, оказана помощь в трудоустройстве и открытии своего дела, а также дополнительное обучение определенным навыкам профессий будущего, в числе которых финансовая, юридическая грамотность и развитие навыков социального предпринимательства. Проводились мероприятия по предоставлению вакансий участницам проекта и подготовке к трудоустройству. Кроме того, проектом проводились индивидуальные и групповые консультации с психологом, консультации и тренинги по манерам хорошего тона, встречи со стилистом, навыкам самопрезентации и выступлений, а также всяческих тренингов и практик, направленных на развитие женских качеств, общественной деятельности и социального, в том числе религиозного служения (поездки на святые места, оказание помощи одиноким матерям, детским домам, пожилым людям). В качестве спикеров и лекторов приглашались успешные люди в сферах предпринимательства и общественного движения [9]. В результате проведения мероприятий проекта было повышено качество интеллектуальных ресурсов женщин - участниц, а также качество интеллектуального капитала. В обучающих мероприятиях приняло участие в общей сложности свыше 10 000 человек, в том числе в онлайн-встречах. В результате проекта был сформирован интеллектуальный капитал: 28 человек оформили свое дело, в том числе как самозанятые, еще трудоустроились порядка 10-15 человек. В результате интернет-опроса 3200 женщин, принявших участие в мероприятиях (в том числе участвующих в просмотрах мероприятий) проекта «Фабрика будущих профессионалов», в декабре 2020 года - январе 2021 года на вопрос о произошедших изменениях в 2020 году начали свое дело или оформились как самозанятые свыше 30 процентов участниц, у свыше 10 процентов появились новые проекты и новая деятельность / занятость, т. е. напрямую повысили качество интеллектуального капитала. И более 20 процентов просто прошли новое обучение и получили новые знания, т. е. получили качественное развитие своих интеллектуальных ресурсов. В настоящее время деятельность проекта продолжается, сформирована группа из заинтересованных женщин, посещающих мероприятия, а также появляются новые участники. Мероприятия проводятся реже, по той же тематике. 125 Итак, можно сформулировать основные аспекты или факторы, оказывающие влияние на качество интеллектуальных ресурсов и формируемого в дальнейшем интеллектуального капитала человека. Это личностное (в том числе профессиональное), нравственное и духовное развитие, включающее воспитание, образование в системе образования, самообразование и саморазвитие, непрерывное обучение, повышение грамотности, семейное и социальное окружение, общение со старшими, с успешными людьми и с наставниками и др.