Глава книги

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ КАК ОДНА ИЗ ПРОБЛЕМ ДЕТСТВА

И. А. Гончаренко
2023

Современный мир есть мир, основанный на ценностях свободы и равенства. Свобода и равенство, гражданское общество немыслимы без того, чтобы люди являлись политически просвещёнными. Известно, что политические права появляются у людей как в России, так и в мире довольно рано, в юном возрасте. Именно поэтому становится очень важным и необходимым формирование политической грамотности уже у детей. Какие ещё цели могут быть достигнуты политическим просвещением детей, кроме как создания основания для либерального общества? Можно выделить ещё несколько перспектив: 1) формирование знаний о политике является составной и немаловажной частью критического мышления; 2) политическая грамотность способствует противодействию влияния на детей деструктивных политических учений и движений. Итак, политическая грамотность в наше время становится для детей одним из залогов их безопасности. Каким образом возможно сделать ребёнка политически грамотным? Безусловно, необходимо обучение детей основам не только политики, но и всех социальных наук, ибо политика есть лишь одна из форм взаимодействия людей между собой. Что касается политической грамотности, то она может быть сформирована у ребёнка двумя путями: во-первых, таким образом, что она исходит из тотальности одного подхода к политике и одного принятого за истину представления о ней; во-вторых, таким образом, что она исходит из утверждения многосторонности такого явления, как политика, а поэтому и различные взгляды на политику становятся равноценными. Конечно, второй подход предпочтительнее, так как он позволяет ребёнку прийти к собственным выводам относительно содержания политики, обрести собственное мировоззрение и гражданскую позицию. Самое главное, он даёт возможность ребёнку мыслить самостоятельно, без опоры на какие-либо авторитеты. Ещё Иммануил Кант в произведении «Ответ на вопрос: Что такое Просвещение» говорил о жизненной необходимости любому человеку выйти из-под власти авторитетов и положиться на собственный разум: это он и считал просвещением. Он писал: 104 «Просвещение-это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого». Существует нечто такое, без чего формирование политической грамотности по второму пути у ребёнка становится невозможным- ограничение свободы слова в политической сфере. Итак, можно прийти к выводу, что политическая грамотность у детей должна быть основана на плюрализме представлений о политике и свободе изъявлять собственную позицию по тем или иным политическим вопросам, ведь каждый ребёнок - это полноправный гражданин и ценный член общества. Возникает закономерный вопрос: с чего начать политическое просвещение ребёнка? Видимо, правильно было бы начать политическое просвещение ребёнка с прочтения им произведения, которое дало бы всеобщее представление о политике: о том, что она такое, какие цели преследует и как должна выглядеть. Мы знаем, что постижением всеобщего занимается философия. Поэтому первое произведение должно быть философско-политическим. В то же время произведение должно обладать пропедевтической формой. Какое сочинение отвечает данным критериям? Во всех отношениях отличным философско-политическим произведением является доклад Макса Вебера «Политика как призвание и профессия». «Политика как призвание и профессия» - это доклад Макса Вебера к «Союзу свободного студенчества», с которым он выступил в 1919 году. Доклад явился результатом осмысления Вебером политики как таковой и собственного поражения на выборах в Рейхстаг в 1918 году от «Немецкой демократической партии», одним из основоположников которой он был. Доклад Вебера я считаю одним из наиболее значительных, ибо он даёт идеальный образ, во-первых, того, какой должна быть политика, во-вторых, и самое главное, того, каким должен быть настоящий политик, на что он должен опираться, к чему он должен стремиться. Произведение можно разделить на две части: в первой Макс Вебер рассматривает политику с социологической точки зрения, во второй - с этической. В самом начале автор пытается дать определения таким понятиям, как «политика» и «государство». Вебер исходит из того, что невозможно сказать, что такое политика, не зная, что такое государство. Но что такое государство? Он пишет, что «…дать социологическое определение современного государства 105 можно в конечном счёте, только исходя из специфически применяемого им, как и всяким политическим союзом, средства - физического насилия». Разумеется, физическое насилие как таковое не является отличительной характеристикой государства, но оно является ей, если оно легитимно и монопольно. В этом корень: только государство имеет законное право применять насилие к подданным или гражданам - в этом состоит сущность государства, а сущность всякого государства суть диктатура, то есть власть, не ограниченная никакими законами. Вебер в другом месте пишет, что «…государство есть то человеческое сообщество, которое внутри определённой области…претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия». Итак, чем же занимается политика? Вебер замечает, что «…„политика“, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает». Исходя из определения становится очевидным, что автор понимает под политикой стремление к «общему благу», то есть деятельность по согласованию и удовлетворению интересов различных социальных групп. Безусловно, это так, но лишь отчасти, потому что если бы это было полностью так, то в таком случае необходимо ли существование государства, а в особенности его органов подавления: армии, полиции, внутренних войск и т. п.? Может показаться, что Вебер впадает в противоречие: с одной стороны, государство и присущее ему насилие, с другой стороны, политика как стремление к «общему благу»… На самом деле, здесь в социологических воззрениях Вебера прослеживаются две тенденции: аристотелевская и марксистская. Тенденции противоположны друг другу, но каким образом Вебер их объединяет? Аристотелевский и марксистский подходы Вебер объединяет при помощи понятия «легитимность». Что подразумевается под легитимностью? Легитимность есть не что иное, как внутреннее оправдание подчинёнными господства над собой. Легитимность отвечает на вопрос, почему господство и рабство природно и социально одновременно. Макс Вебер выделяет три исторические формы легитимности: 1) традиционную, 2) харизматическую, 3) легальную. Он пишет: «В принципе имеется три вида внутренних оправданий, то есть оснований легитимности. Во-первых, это авторитет „вечно вчерашнего“: авторитет нравов, освящённых исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение, - 106 традиционное господство, как его осуществляли патриарх и патримониальный князь старого типа. Далее, авторитет внеобыденного личного дара (Gnadengabe) (харизма), полная личная преданность и личное доверие, вызываемое наличием качеств вождя у какого-то человека: откровений, героизма и других, - харизматическое господство, как его осуществляют пророк, или - в области политического - избранный князь-военачальник, или плебисцитарный властитель, выдающийся демагог и политический партийный вождь. Наконец, господство в силу „легальности“, в силу веры в обязательность легального установления (Satzung) и деловой „компетентности“, обоснованной рационально созданными правилами, то есть ориентации на подчинение при выполнении установленных правил - господство в том виде, в каком его осуществляют современный „государственный служащий“ и все те носители власти, которые похожи на него в этом отношении». В первую очередь Вебера интересует харизматический тип лидерства и именно поэтому он задаётся вопросом: какие качества должен иметь человек, чтобы преуспеть в политике? Можно выделить три решающих качества: страсть, чувство ответственности, глазомер. Вебер видит эти качества таким образом: «Страсть - в смысле ориентации на существо дела: страстной самоотдачи „делу“, тому богу или демону, который этим делом повелевает… Ибо одной только страсти, сколь бы подлинной она ни казалась, ещё, конечно, недостаточно. Она не сделает вас политиком, если, являясь служением „делу“, не сделает ответственность именно перед этим делом главной путеводной звездой вашей деятельности. А для этого - в том-то и состоит главное психологическое качество политика - требуется глазомер, способность с внутренней собранностью и спокойствием поддаться воздействию реальностей, иными словами, требуется дистанция по отношению к вещам и людям». Но что такое качество? Качество - это определённость, взятая изолированно. Это сфера Учения о бытии «Науки логики» Г. В. Ф. Гегеля. Опираясь на метод Гегеля, нельзя не прийти к выводу, что для того, чтобы качество имело бытие, оно должно иметь основание. Так без чего жизненно необходимые качества политика не могут проявиться? Что является непременным условием этих качеств? Это идея… И Макс Вебер в докладе говорит о важности харизматическим лидерам опираться на какую-либо идею и ставить её своей целью, ибо на то и вожди, дабы вести. Он пишет: «Как должно 107 выглядеть то дело, служа которому политик стремится к власти и употребляет власть, - это вопрос веры… но какая-либо вера должна быть в наличии всегда… Здесь, конечно, сталкиваются друг с другом последние мировоззрения, между которыми следует в конечном итоге совершить выбор». Таким образом, если нет идеи, то нет и страсти, если нет страсти, не будет и ответственности, а если не будет ответственности, то не будет и политического глазомера. Заканчивая доклад, Вебер образно определяет политику так: «Политика есть мощное медленное бурение твёрдых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером». В «Политике как призвании и профессии» Макс Вебер дал идеальный образ политики и политика. Люди начинают свой жизненный путь, наполненные разного рода грёзами и ожиданиями великих и благих свершений, но по мере взросления восприятие мира и своего места в нём меняется: чувства притупляются, серая повседневность становится повелительницей их жизни. То же происходит и в философско-политической сфере: идеальные умозрения разбиваются о суровую и леденящую дух реальность. Начинают господствовать иные представления о политике, содержание которых можно свести к тому, что политика - это грязное дело. Так давайте не будем лишать детей возможности мечтать, грезить о том, что перед нашим взором уже рухнуло как нечто несостоятельное и далёкое от правды жизни. Именно поэтому доклад Вебера так необходим как первая ступень в политическом просвещении подрастающего поколения.

Цитирование

Документы