Глава книги

ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И СПОСОБЫ ИХ АКСИОЛОГИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОМ СОЗНАНИИ («БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»)

Ю. В. Колесниченко
2023

Необходимость нравственного воспитания молодежи остро стоит перед современным Российскимобществом. Сохранность исторической памяти как элемент экологии культуры в действии есть важный элемент образовательной и воспитательной активности нашего социума. Современность как антитрадиция, идущая вслед за постмодерном, предполагает научный, а также нравственный релятивизм. Историческая же память есть всегда нравственное мифотворчество. Положительная мифологизация исторической памяти есть нравственная основа современности. Историческая память всегда идеологизирует и аксиологизирует объект, попадающий в поле ее влияния. Согласно А. С. Панарину, существует некие культурные образцы-идеалы в духовной сфере. Эти образцы - истинные ценности, разделяемые обществом вне исторического времени и пространства, воспринимаются обществом как нетленные, «идентификация с ними», по выражению Панарина, носит принудительный (моральный) характер [8]. Национальная идея-действо - «Бессмертный полк» - воплощенная идея исторической памяти. Она в корне нейтрализует социальное неравенство, но обеспечивает социальное равенство перед лицом вечности, помогает преодолеть насущную дискретность и извечный разрыв исторических судеб поколений.«Очевидно, что преодоление разрыва между крупными историческими этапами, как и между отдельными периодами внутри последних, предполагало в качестве одного из важнейших условий сохранения единства национальной истории и национальной культуры идейно-духовный процесс, который мы назвали бы «самоидентификацией», то есть повторной общественной самоидентификацией, фиксирующей новые исторические реалии и предполагающей переосмысленные - в связи с изменившейся ситуацией - ответы на традиционные вопросы…» [3, с. 5]. Собирательная идея-символ, идея-образ [9], идея - ценностный культурный миф должна быть построена по логике всеединства, носить 87 наднациональный, транснациональный характер. Она принципиально не имеет отношения к сумме множества социальных единиц, но к всеединому интегралу социального нерасщепляемого целого. Идейное Единение идет в ментальности евразийского пространства от идеи всеобщего как интегрирующей социальной сверх-личности к идее отдельной личности. Каждая из этих личностей есть локальное воплощение идеи, объединяющей сверх-личности, отражающей в себе главные ее идеальные качества. Продолжая логику этой мысли, можно выявить различные типы ментальной модальности [1], в зависимости от типа устойчивых социальных объединений, а также массовых сборищ и акций. Так, «Бессмертный полк» есть явное проявление работы сверхценностной компоненты сознания. Людей в этой массе, объединяемой всегда вокруг и посредством знака-символа, стяживает идея сверхценностной патриотичной детерминации. Такого рода детерминации «имеют природу «энерго-информационных полей», связанных с метафизической (сверхчувственной) реальностью и возникающих, например, над нациями, государствами, социальными группами (по различным основаниям, например, религиозным). Можно предположить, что подобные «поля» способны быть «образами-записями» об истории группового субъекта. Их энергоинформационный потенциал, изменяющийся под влиянием исторических событий, проявлений «коллективной воли» людей в поступках и образе мыслей, позволяет влиять на происходящиев социальной общности процессы, определяя ее будущее» [4, с. 34]. Важно, что интегрирующая идея должна носить не только объединяющий, но также мобилизационный характер, поскольку мобилизационное качество евразийской цивилизации является ее интегративной силой, неоспоримым культурным преимуществом [5]. Таков механизм формирования евразийского сакрализованного гражданского общества - воплощенные трансцендентальные - не трансцендентные - идеалы всеединства [2]. Одна из этих воплощенных форм - интеграционный ценностный образ исторического события - Великой Отечественной войны. В условиях пост-религиозности российского общества реальное историческое событие эпохального (мирового и цивилизационного) значения морально-этически канонизируется в мире трансцендентального. Сохранность сверхценностной идеи Великой Отечественной войны на новых этапах развития исторической памяти и культурной семиосферы является 88 важной задачей государственного социального строительства, ее образующим ценностным принципом в деле воспитания подрастающего поколения. «История мировых цивилизаций свидетельствует, что цивилизация способна потерпеть любой материальный урон и воссоздать себя, если уцелело ее ценностное ядро» [8, с. 23]. Этот вопрос относится к «состоянию его ценностной сферы и проблемам идентичности» [8, с. 15]. Как всякое эпохальное событие сверхценностной природы Великая Отечественная война никогда не будет «завершена», наполняясь новым конкретно-историческим (обнаружение архивных документов, братских могил и т. п.) и интерпретационным содержанием. С каждым новым витком исторического развития общества оно являет собой извечную теперь, неизбывную общечеловеческую мировую драму, которая повторяется и будет повторяться в уже превращенных культурных формах (таких, как акция «Русского мира» - «Бессмертный полк»). Тема исторической памяти Великой Отечественной войны, в частности, помогает решить вопрос национальной, над-национальнойи поколенческойидентичности посредством осознания совместно прожитого реального и сублимированного в культурных формах героического опыта, отрефлектированного в формах национального самосознания именно как героика отечественной истории. Эти формы позволяют осознать единственность российской цивилизации в строю иных форм цивилизационных образований и принять себя не как срединную, промежуточную, модернизационную или иную недо - (unter) цивилизацию, но как отдельное, уникальное, определенно самодостаточное и самобытное социообразование «Россия» и культурно-индентификационный «Русский мир», являющимися носителями отечественного цивилизационного кода на иных национальных орбитах человечества. «В этом и состоит высокая миссия народного консерватизма в современную переходную эпоху: сохранить цивилизационное многообразие, многоголосие мира и тем самым обеспечить сопричастность его божественному многообразию Космоса» [8, с. А15]. Микрокосм российской цивилизации есть определенный самой историей феномен общецивилизационного макрокосма, самоидентификация которого есть дело смелого и открытого диалога, прежде всего, с самим собой, о том, что он есть как такой, без извечной отсылки к мнимым его составляющим - 89 полюсам социально-географического профиля (Европа и Азия). Национальная «Я- (точнее сказать - МЫ-) концепция» не есть суммарная двух культурно-географических единиц, но единая и нераздельная внутренней логикой своего существования ментальная общность. Препарированию, искусственному разделению и членению она поддается лишь насильственно, продукт этого деления носит исключительно спекулятивный характер. У России есть собственная цивилизационная стать, осознание сути которойкак качественного единства, понятого не дихотомийно, но дипластийно15, есть особое интеллектуальное усилие отечественной гуманитаристики по выходу из традиционной мыслительной колеи под названием «Евразия есть сумма Европы и Азии». По мнению Нарочницкой Н. А., «это и есть культурная экология, которая определяет территориальное самосознание живущих на ней людей, их причастность не только к реалиям сегодняшнего дня, а ко всей национальной истории, культурным традициям, традициям деятельности на конкретной территории. Если люди сохранили национальное самосознание, они сумеют реализовать на своей территории умный проект, обеспечивающий ее развитие» [18]. Создание отечественного положительного мифотворчества, то есть абсолютной мифологии (по А. Ф. Лосеву [6]) как истинной глубинной сферы самосознания (самостийной, самодостаточной цивилизационной единицы), как единой меж-поколенческойстяживающей платформы культуры, есть дело настоящего и будущего патриотически настроенных ученых и педагогов, разделяющих с Россией единую историческую судьбу.

Колесниченко Ю. В. ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ И СПОСОБЫ ИХ АКСИОЛОГИЗАЦИИ В МОЛОДЕЖНОМ СОЗНАНИИ («БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК»). 2023;:87-91.
Цитирование

Список литературы