Глава книги
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СЕГОДНЯ: ОТ ЧЕГО НУЖНО «ЗАЩИЩАТЬ» СТУДЕНТОВ В ЭПОХУ IP ТЕХНОЛОГИЙ?
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в современных условиях пандемии коронавируса, охватившей весь мир, жизнь человечества кардинально изменилась. Людям пришлось «сесть» на самоизоляцию и следовать строжайшим ограничениям. Появился постоянный страх за предстоящий день, надежда на «счастливое завтра» практически сошла на нет. Это касается людей абсолютно всех возрастов, но в особенности, молодого поколения, которое еще не утвердилось в жизни и не определило в ней своего места. Кроме того, психика молодого человека в кризисных ситуациях более подвижна, поэтому даже уже взрослых детей-студентов необходимо «защищать» от негативного влияния современной ситуации. В России была создана Стратегия развития информационного общества Российской Федерации на 2017-2030 годы, целью которой является «создание условий для формирования в Российской Федерации общества знаний». Значимой составляющей формирования общества знаний становится цифровизация науки и образования [4]. Сегодня научно-технический прогресс значительно изменяет человеческое сознание. Наука начинает преимущественно рассматриваться нестолько как сфера теоретического исследования, сколько как реальный источник прибыли. Образование со своей стороны начинает восприниматься как сфера услуг. Учёные и преподаватели фактически становятся наёмными рабочими с определенными принципами и параметрами оценки их трудовой деятельности. В число этих параметров, в первую очередь, входит умение пользоваться новейшими технологиями. Подобными навыками преподаватель обладает далеко не всегда, студенты же гораздо легче справляются с приобретением необходимых умений. Традиционная система образования всегда подразумевала, что преподаватель - это человек, обладающий важной информацией, которую без его посредничества не может получитьобучающийся. Но сегодня студент думает, что он сможет получить необходимыезнания без 60 помощи посредника, то есть преподаватель в глазах студента лишается функции ретрансляции информации и перестает быть «гуру» [2, с. 42]. В этом смысле, студента необходимо «защищать» от неумений преподавателя в целях сохранения авторитета последнего и для улучшения качества его преподавательской деятельности. Автор данного сообщения много лет преподает в МГУ им. М. В. Ломоносова на факультете иностранных языков и регионоведения. Он попытается поделиться собственными соображениями по поводу перевода высшей школы на дистанционное обучение с выделением его позитивных и негативных сторон с точки зрения его возможного его влияния на взаимоотношения преподавателя и студента и перспектив «защиты» молодого человека. В авторском лекционном курсе «Кино России как отражение национальных и культурных особенностей региона» студентам в аудитории при помощи интернета демонстрируются нужные фрагменты фильмов, иллюстрирующие ту или иную тему, и даже целые кинофильмы, просмотр которых представляется необходимым. Когда курс только начинал читаться, то демонстрация фильмов целиком не предполагалась, студенты получали задание посмотреть нужный фильм дома, самостоятельно. Однако опыт показал, что большинство студентов фильмы дома не смотрят, довольствуясь информацией о них, содержащейся в лекциях. Пришлось устраивать коллективные просмотры через интернет прямо в аудитории. Также студенты периодически получают задания написать рецензии на просмотренные кинофильмы и прислать их преподавателю, используя электронную почту. На практических занятиях семинара «Методы региональных исследований» студенты, получая задание исследовать состояние некоего региона России, не могут выполнить его полноценно без использования интернета. Базовую информацию они, конечно, получают в библиотеках, самым традиционным и «правильным» способом. Но сведения местного характера, материалы региональных СМИ, данные социологических опросов местных жителей в социальных сетях, которые студенты обязательно проводят, предварительно составив исчерпывающие анкеты-опросники, региональные статистические данные доступны для них только во всемирной путине. Кроме того, завершив сбор сведений, они должны в аудитории, написав реферат, 61 отчитаться о проделанной работе, сделав презентацию исследования при помощи программы “powerpoint”. Однако у подобного способа вести лекционные и семинарские занятия есть весьма существенный недостаток, который перечеркивает все его видимые достоинства. Недостаток этот состоит в том, что отсутствует непременная главная составляющая успеха - нет атмосферы слушающих тебя людей, нет возможности что-то изменить и импровизировать, нет вдохновения и удовольствия от удачно прочитанной лекции. На основе данного опыта можно сделать вывод о том, что в обычной, не кризисной ситуации, чтение онлайн-лекций не обязательно. Более того, правильнее и результативнее проводить занятия в аудиторной, а не в дистанционной форме, используя новейшие технологии только для разнообразия, для осуществления презентации. На ФИЯР МГУ несколько лет назад был осуществлен интересный эксперимент для обучения иностранному языку и проверке знаний у студентов с помощью мобильной связи. Эксперимент был проведен профессором Титовой С.В., которая использовала в своей практической работе результаты внедрения мобильной системы тестирования PeLe (Норвегия) в процесс обучения английскому языку [5, с. 66]. В системе тестирования PeLe студенты сами себя оценивают, используя специальные программы мобильной связи. При этом усиливается мотивация, что позволяет делать выводы о наличии социальных аспектов мобильных технологий. С. В. Титова дополнительно инициировала использование в процессе обучения международного проекта MobiLL, созданного преподавателями МГУ совместно с преподавателями норвежского университета Тронхейм [1, с. 128]. Студенты отнеслись с большим одобрением к данным экспериментам, отметив, что они отлично способствуют лучшему усвоению материала, в особенности английской грамматики. В качестве основных выводов хотелось бы отметить, что на основе опыта работы преподавателей МГУ им. М. В. Ломоносова представляется, что использование новейших технологий (онлайн, интернет и мобильная связь) является весьма продуктивным и перспективным в преподавании именно иностранных языков. Их применение в преподавании других гуманитарных 62 дисциплин (история, философия, литературоведение культурология и пр.) вряд ли можно назвать необходимостью. Скорее это важное, но необязательное дополнение. В ситуации коронавируса предыдущие выводы становятся мало актуальными. Все должны работать в онлайн формате и с использованием самых новейших технологий, независимо от того, является это необходимым для данного предмета, или нет. И в 2020 г., и в 2021 г., а также в начавшемся 2022 г. используются три основные платформы Zoom, Msteeams и Skype. В процессе дистанционного преподавания выявляется целый ряд проблем. У онлайн обучения, в общем, пока отсутствуют глубоко проработанные цели, методики и технологии, методические материалы, организационные формы и инструменты передачи знаний. Совокупность всех этих составляющих называется «педагогическим дизайном», целью которого является разработка эффективной системы обучения, наполнение курсов содержательной информацией, формирование последовательного изложения и внедрение современных способов предоставления обучающего материала. [3, 6]. В условиях коронавирусной инфекции многие вузы, в том числе МГУ им. М. В. Ломоносова, испытывают определенные сложности с переводом учебных дисциплин в онлайн формат. Причина этого как раз и кроется в том, что не был достаточно разработан «педагогический дизайн» для дистанционного обучения. Важной проблемой стало недостаточное техническое оснащение и ограниченность электронных ресурсов. Часть студентов, обучающихся на коммерческой основе, например, даже проявили недовольство в том, что качество обучения из-за технических проблем стало, по их мнению, гораздо ниже, а плата остается прежней. Немаловажная проблема - неподготовленность преподавательского состава к переходу на дистанционное обучение. Большинство преподавателей оказалось совсем не готово к подобному повороту событий. Далеко не у всех дома имеются достаточно современные компьютеры с новейшими программами, чтобы суметь адекватно ответить на вызов, брошенный пандемией. По собственному опыту, автор может сказать, что для него удобнее работать в традиционном Skype, чем на какой-либо иной платформе, к примеру, 63 постоянно организуя конференцию в Zoom, за которую еще и приходится платить. Это одно из немаловажных обстоятельств, требующих разрешения в целях «защиты» молодого поколения. Кроме того, много психологических неудобств, связанных со страхом перед собственным непрофессионализмом. Освоение новейших технологий - процесс длительный и не всегда благодарный. Поэтому преподаватель лишается уверенности в себе, испытывает непреходящее чувство тревожности, что, безусловно, сказывается на качестве преподавания. Целый ряд проблем возникает у студентов. Начиная с общей усталости, с ощущения «вылезающих глаз» от постоянного сидения перед монитором, до более серьезных проблем со здоровьем. Кроме того, далеко не все студенты, так же как и преподаватели, хорошо владеют технологиями. Они также нуждаются в дополнительном обучении в целях повышения своих навыков в этой области. Главное, студенты теряют возможность реального общения друг с другом и с преподавателем во время занятий, общей атмосферы заинтересованности и настроенности на конечный результат. Это обстоятельство негативно сказывается на желании учиться вообще и конкретному предмету в частности, а также совсем не способствует укреплению оптимизма, свойственного молодому поколению. Это следующая, а на наш взгляд, главная, причина требований «защиты» студента. Немалые сложности вызывает и то, что иногородние студенты на время карантина уехали домой. Места их жительства находятся не просто в разных городах, зачастую даже в разных странах, но, главное, в разных часовых поясах. Поэтому совсем непросто собрать всех студентов на онлайн лекцию, например, в 9.00. по московскому времени. В заключение хотелось бы донести основные выводы, сделанные из опыта дистанционного обучения в течение пандемии. Для достойного урегулирования ситуации, для «защиты» и укрепления в студентах и преподавателях чувства стабильности, благополучия и уверенности в «завтрашнем дне», для оптимизации образовательного процесса необходимо. Во-первых, как можно быстрее Министерству образования и науки разработать новый «педагогический дизайна» в виде усовершенствованных законов и реальных методических рекомендацийдля корректировки учебных планов в условиях дистанционного обучения на всех уровнях. Во-вторых, 64 провести повсеместную и доступную во всех смыслах переподготовкупреподавательского состава высшей школы и студенческого сообщества с целью профессионального овладения ими новейшими технологиями. В-третьих, предоставить достаточную и незамедлительнуюфинансовую поддержку государством вузов и университетов для обеспечения, в первую очередь, технической оснащенности IPтехнологиями.